Ставрополь Пятница, 13 декабря
Общество, 22.01.2016 11:21

Александр Горбунов: «Мы возводим мосты понимания»

Александр Горбунов: «Мы возводим мосты понимания"

Современная наука все чаще демонстрирует обществу достижения, которые в реальности превосходят самые смелые предсказания фантастов.

Чего стоят одни лишь многочисленные хитроумные гаджеты, способные сделать жизнь человека намного более комфортной и функциональной. В то же время сюжеты новостных телепрограмм повергают в шок средневековым мракобесием и первобытной жестокостью происходящего. Появление  на Ближнем Востоке структуры, называемой ныне ДАИШ, и творимое ею зло  - абсолютно аномальное явление, которое должно было вызвать в мировом сообществе однозначное отторжение. Но произошло непредвиденное – у ДАИШ появились последователи, а само оно подобно раковым метастазам расползлось по территориям соседних стран. 

Продолжительное время по всему миру безнаказанно работали эмиссары страшной идеологии, вербуя сторонников, которые устремились в эту «обитель зла» для принятия непосредственного участия в военных действиях. Их не отпугивают даже шокирующие картины публичных казней, которые боевики в виде акций устрашения выкладывают в интернет. Причем жертвами становятся не только «неверные», а и представители различных ответвлений ислама. Земля, куда приходит новый армагеддон, превращается в руины и буквально заливается потоками крови и безнаказанно творимого насилия.

Каким образом в столь динамично развивающихся цивилизационных процессах так обострились межэтнические и межконфессиональные проблемы, которые, казалось бы, должны остаться в далеком прошлом? Откуда эти ненависть, непонимание, жесткое противостояние народов и религий, и более того - цивилизаций?


Наш сегодняшний собеседник – председатель Совета ректоров вузов СКФО, ректор Пятигорского государственного лингвистического университета, профессор Александр Павлович Горбунов. Человек известный и авторитетный не только в образовательной среде Российской Федерации, но и далеко за ее пределами.  
Александр Павлович сомневается, что основной причиной ближневосточного военного конфликта являются национальные и межконфессиональные факторы. Он убежден, что проблема заключается больше в геополитическом переделе источников сырья, рынков сбыта, территорий и сфер влияния. То есть, как и во все времена, сегодняшним кровавым балом правят деньги и власть. А террористические организации и их якобы высокие идеологические цели служат лишь инструментом в руках заинтересованных мировых сил. Но инструмент этот напоминает не столько тонкий хирургический скальпель, сколько беспощадный нож мясника. 

Жертвами этой большой геополитической игры стали, в первую очередь, страны Ближнего Востока, раздираемые «неожиданными» революциями, военными конфликтами и последующей сменой власти. Не станем обозначать имена кукловодов, которые, впрочем, известны практически всем. Но события последнего времени создают устойчивое впечатление, что рука этих кукловодов протянулась к Европе, именно ее они хотят отдать на заклание, что подтверждают и трагические события в Париже. Европа задыхается от нашествия беженцев, десятками тысяч спасающихся от войны, и готова расписаться в собственном бессилии.  

- Террористы пытаются нанести удар по наиболее уязвимой сфере, каковой в Европе оказались межэтнические и межконфессиональные отношения, - говорит Александр Горбунов. - В чем природа этой уязвимости? Думаю, в отсутствии государственной политики укрепления данного типа отношений. Речь не идет о толерантности, которой так гордятся европейцы, и которая сегодня подвергается серьезному испытанию на жизнестойкость. Проблема заключается в проводимой Европой идеологии «мультикультурализма», которая практически провалилась из-за ее поспешного внедрения в практику при отсутствии предварительной достаточно глубокой теоретической проработки. К примеру, созданные в благих целях места компактного проживания по этническим признакам оказались совершенно закрытыми сообществами, которые эмигранты предпочитают не покидать. За все эти годы они так и не интегрировались в общественную систему принявших их стран, не приняли их культуру и нравственно-духовные ценности. Почему? С одной стороны, страх растворения в чужой среде, с другой, отсутствие условий, в которых они бы чувствовали себя комфортно и безопасно. Более того, статистика  фиксирует  повышение уровня криминализации таких сообществ и агрессивного поведения «гостей» по отношению к «хозяевам», что также не способствует сближению  людей.

И здесь, по словам Александра Горбунова, Западу не помешало бы изучить опыт России, а ранее СССР, где очень многое делалось для гармонизации межэтнических, межконфессиональных отношений и, главное, они рассматривались вне политической окраски. России удалось правильно расставить акценты и отделить традиционный ислам с превалирующим в нем миролюбием от радикальных течений, которые деструктивные силы сегодня пытаются узаконить именно под исламским флагом.
 
 
- К сожалению, на Западе до сих пор нет четкого понимания причин и целей глобального «броуновского» движения, захлестнувшего Европу (да и не столь оно хаотично, как выясняется), но перед лицом возрастающей угрозы террористических атак, она, похоже, готова бороться с самим исламом. Это колоссальная ошибка, подтверждением чему служат трагические события в редакции французской газеты «Шарли Эбдо». При естественном и искреннем сочувствии к жертвам теракта, практически только в России была дана всесторонняя адекватная оценка разыгравшейся драмы: недопустимость глумления над ценностями, которые являются фундаментальными для той и иной культуры, как и недопустимость столь крайней формы выражения своего несогласия с чужими убеждениями, - говорит Александр Павлович.

С его точки зрения, идеология поликультурности в российском понимании не только не провалилась, наоборот, демонстрирует хорошие результаты и может послужить образцом для выработки базовой модели мирного сосуществования различных этносов. 

 - Ошибочно считать, что наша слабость в многонациональности, многоконфессиональности. Наоборот, именно на этом разнообразии зиждется наше преимущество, но только при обязательном условии сильной объединяющей государственной и общественной линии. Если Россия исторически сумела найти необходимые элементы амортизации и взаимодействия различных народов, то Европе подобное успешное «сожительство» сейчас во многом в новинку, и ей придется пройти достаточно сложный путь в работе с уже имеющимися и вновь прибывающими этническими и конфессиональными группами. Для этого требуется время, которого катастрофически не хватает. 

Большинство европейцев относятся к беженцам лояльно, сочувствуя тем страшным испытаниям, которые выпали им на родине. Но разница в ментальности и отсутствие вышеупомянутого долгосрочного опыта совместного проживания на одной территории порождают одновременно чувство настороженности и желание дистанцироваться от людей, соприкосновение с которыми  непредсказуемо своими эмоциональными, социальными и даже физическими последствиями. Именно этими обстоятельствами объясняются  факты закрытия  границ в одних странах и  так называемая «помощь» в скорейшем сквозном прохождении беженцев в других. 

Не секрет, что немалая часть европейцев выступает категорическими противниками  вливания в  их среду «чужаков» и активно высказывает свою позицию через средства массовой информации, на митингах протеста, которые, по свидетельству политологов, становятся все более массовыми.

Надо отметить, что и страны, изначально радушно распахнувшие «двери» беженцам, теперь испытывают чувство растерянности, которое все более вытесняет первоначальные альтруистические настроения. Ими проявлена удивительная беспечность по отношению к миграционным потокам: без четкой фиксации прибывающих, дальнейшего контроля и регулирования их передвижения они невольно подвели свои территории под усиление дестабилизационных процессов. 

Желание беженцев попасть в страны с высоким уровнем жизни вполне объяснимо, но присутствие иждивенческих настроений в их среде, настойчивых требований высоких социальных возможностей и абсолютной убежденности в обладании прав на них, несколько обескураживает. Причем, по мнению Александра Горбунова, европейцы во многом сами виноваты в завышенности  социальных ожиданий.

А вот многих россиян удивляет качественный состав беженцев, который можно ежедневно наблюдать по телевизионным эфирам новостных программ отечественных и зарубежных каналов. Одно дело – женщины, старики и дети. Их желание избежать войны или уберечь близких от лишений, нужды и угрозы физической расправы вызывает искреннее понимание и сочувствие. Другое дело  - наличие в миграционных потоках  большого количества молодых мужчин, физически крепких и вполне дееспособных. Почему они массово бегут со своей родины, за которую, как принято, нужно «драться не щадя живота своего»? Что было бы, к примеру, с нашей страной, если бы в Великую Отечественную войну основная масса советских мужчин  призывного возраста решила бы вдруг «отсидеться» в безопасных уголках мира? 
Военный инцидент с Турцией, который Президент России В.Путин назвал «ударом в спину», и гибель наших военнослужащих практически поставили на грань полного разрыва отношений двух в последние десятилетия добрососедских стран. Россия, как водится, всегда отвечает ударом на удар. Но даже в этой сильно обострившейся ситуации, думается, не стоит переносить негативное отношение к амбициозному политическому руководству Турции на всех ее жителей.

Во-первых, далеко не все в Турции одобряют действия Эрдогана, о чем открыто высказываются в прессе, несмотря на угрозу репрессий. Во-вторых, нельзя перечеркивать и забывать внимание и заботу, которыми много лет были окружены российские туристы во время отдыха на полюбившихся курортах. Наши народы испытывали взаимный искренний интерес друг к другу, и сегодняшнее политическое охлаждение, надеемся, будет временным. Мировая и российская дипломатия должны урегулировать в зачатке разразившийся конфликт, не прибегая к военным средствам. 

И здесь огромная ответственность возлагается на политиков и средства массовой информации, которые в избытке патриотических чувств могут переусердствовать и повысить и без того высокий градус страстей. Особенно часто обвинения в излишней политизированности и ангажированности предъявляются федеральным каналам, несмотря на постоянное присутствие в наиболее рейтинговых программах представителей отечественной оппозиции и недружественно расположенных к нам стран. Уместны ли подобные обвинения сегодня, когда Россия конца прошлого века, отказавшись от советской  идеологии, претерпела ряд сокрушительных поражений именно в духовной сфере? А, как показывает история, нравственные потери иногда катастрофичнее материальных.  Возможно, на современном этапе политического развития пропаганда и должна быть такой - более прямолинейной, откровенной и массированной?

- Прямолинейность некоторых средств массовой информации мной воспринимается как непрофессионализм. В свое время, желая стать журналистом, я окончил в нашем университете дополнительное отделение по этой специальности и знаю, что пресса  должна представлять разнообразие общественных взглядов. Причем делать это тонко, умно, через призму культуры, а не пропаганды. Такой подход не вызывает в обществе крайних форм непринятия. В то же время существует сформированная позиция президента страны, парламента, правительства. И медиа-сфера должна оказывать помощь в продвижении этой  позиции, дополняя ее общественным мнением. Причина возможного недоверия к СМИ – не всегда глубокое владение темой при одновременной категоричности суждений. А в журналистике, как в науке, с моей точки зрения, должна быть сильная доказательная база. 


Александр Павлович убежден, что разговор с собеседником –  на каком уровне и на каком языке бы он ни велся – должен происходить, в первую очередь, на уровне уважения и искреннего взаимного интереса, даже при различии мировоззренческих позиций.  Только так можно восстановить когда-то утерянные мосты доверия и проложить новые. По словам Александра Горбунова, Россия должна транслировать в другие страны свой уникальный опыт многолетнего совместного мирного сосуществования народов различных национальностей и конфессий  через государственные, общественные, гуманитарные формы. Даже при явном желании некоторых отечественных и тем более иностранных политиков исказить историю нашей страны  и своеобразно интерпретировать ее достижения, факт дружбы народов на всем советском пространстве игнорировать трудно.  

И строятся мосты большие и малые. Вот только несколько примеров. 

В свое время при содействии и под влиянием руководства ПГЛУ начато преподавание русского языка в зарубежных университетах Китая и Египта. 
Недавно в Неаполе был совместно открыт Центр изучения русского языка и русской культуры, к которым там проявляется большой интерес. Александр Павлович считает, что это осознанный и вполне красноречивый шаг итальянской стороны в сегодняшней противоречивой геополитической ситуации. 
Также в университете состоялись Дни Германии с участием второго секретаря посольства ФРГ и представителей Международного союза российских немцев, которые желают упрочить обучение языку в пятигорском вузе. 

Вскоре совместно с посольством Португалии здесь будет проведен семинар для преподавателей португальского языка на территории России. Ранее такие семинары проводились с участием посольств Франции, ФРГ, Польши. 

ПГЛУ подтвердил свой общественно значимый статус, став единственным вузом Северного Кавказа в числе 26 победителей Всероссийского конкурса на право создания центров подготовки волонтеров к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским играм в Сочи в 2014 году. Диплом победителя был получен сразу в трех номинациях. 

Недавно в адрес руководства университета поступило благодарственное письмо за подготовку переводчиков для участия в «Гран-при Формула-1», проходившем в г. Сочи.

Международные связи ПГЛУ охватили сегодня практически все регионы мира - Северную и Южную Америку, Западную и Восточную Европу, Ближний и Средний Восток, Азию, Африку. Партнерами университета, с которыми подписаны договоры о сотрудничестве, являются вузы и организации США, Великобритании, Германии, Франции, Испании, Бельгии, Италии, Австрии, Чехии, Польши, Болгарии, Турции, Греции, Азербайджана, Армении, Израиля, Китая, Египта, Судана, Иордании, Казахстана и других стран.


И везде, помимо рассмотрения методических и учебных вопросов, пятигорские ученые стараются подчеркнуть, что, какова бы ни была политическая ситуация, Россия открыта миру. Идея ее изоляции абсолютно абсурдна, это прекрасно подтверждается все возрастающим количеством контактов российских и иностранных представителей науки, образования, культуры, причем даже тех стран, где позиция России не всегда понимается объективно - зачастую она либо замалчивается, либо искажается. Университет считает одной из своих главных задач расширение подобных контактов,  построение мостов дружбы и понимания. 

Этот факт положительно отметил в ходе своего посещения ПГЛУ полномочный представитель президента РФ в СКФО С.Меликов. Важно, что все эти площадки университет использует для того, чтобы всесторонне представить позицию российской стороны, ее видение политической ситуации, которую открыто обсуждают на конференциях, за «круглыми столами», на уровне личного общения. 

Когда речь заходит о проблемах высшего образования, качестве даваемых знаний и сегодняшней тенденции сокращения обучающих площадок, Александр Павлович выступает уже в статусе председателя Совета ректоров вузов Северо-Кавказского федерального округа. 

 - На определенном историческом этапе государство несколько попустительствовало деятельности учебных заведений. Официально требования не были снижены, но на практике они не предъявлялись, более того, не использовались механизмы серьезного контроля. Особая снисходительность проявлялась к негосударственным вузам в силу их кажущейся финансовой самостоятельности и отсутствии претензий на госбюджет. Это было ошибкой, так как большинство именно таких вузов имеют проблемы в качестве обучения. Разумеется, такая неготивная оценка относится не ко всем вузам негосударственной сферы, есть и те, что выдерживают заданные стандарты и дорожат заработанным за это время авторитетом. Вызывает вопросы и большое количество филиалов государственных вузов, головные структуры которых находятся за пределами региона.

В последнее время ситуация поменялась. За 2014 – 2015 годы  Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки полностью изменен подход к оценке вузов:  не выдерживаешь качества даваемых знаний – уходи. Естественно, что такая политика приводит к сокращению значительной части подобных организаций. Они теряют аккредитацию и не могут выдавать дипломы государственного образца, что произошло, увы, с Кисловодским институтом экономики и права и Ставропольским гуманитарным университетом.  

Александр Павлович много рассказывает о перспективах российского высшего образования, делится своими планами и надеждами. 
Внутри этого очень солидного по статусу и образовательному уровню человека живет вечный студент – веселый, жизнерадостный и   невероятно обаятельный.

…В сегодняшнем ожесточенном противостоянии сил света и тьмы так необходимы мосты понимания, проявления, если не дружбы, так хотя бы искреннего и уважительного интереса к людям другой культуры, другого цвета кожи, другой религии, других традиций. И благодаря тем, кто возводит эти мосты, чья-то рука выпустит зажатый в ней камень и протянется для дружеского пожатия.  

Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

  Тема: Известные люди Юга  
Ставропольизвестные люди Юга
0
0