«Был город, а станет станица»: парламентарий о ставропольской муниципальной реформе
Депутат краевой думы Ставрополья Александр Сысоев
Читайте также:
- На Ставрополье исчезнут все районы из-за большой муниципальной реформы (24.09.2019 20:27)
- Предгорный район находится в ожидании качественной воды (18.09.2019 16:30)
- Поликлинику Александровской районной больницы отремонтируют за 88 миллионов рублей (21.08.2019 15:36)
В думу Ставропольского края губернатором региона внесен законопроект, который регламентирует создание муниципальных округов. Нюансы законопроекта «Блокноту Ставрополь» разъяснил краевой парламентарий Александр Сысоев.
— Александр Михайлович, далеко не все понимают суть будущей реформы, люди додумывают из-за нехватки информации, что это за закон?
— У нас есть реформа федерального законодательства, которая принята и работает в стране с первого мая этого года. В соответствии с изменившейся доктриной вводится понятие нового муниципального образования — муниципальный округ. Технически чего-то глобально нового в ней нет, а возможности расширяются. Федеральное законодательство регулирует вопросы местного самоуправления. А как написано в Конституции, местное самоуправление — самостоятельное управление территорией. Мы сами на своей территории организуем власть. Это выборность депутатов, глав в тех или иных формах в крае уже существует.
— Сначала на Ставрополье появились городские округа, тогда в крае обкатывали пилотный проект…
— Да, но это не значит, что все города должны стать округами. Были на этапе формирования городских округов жаркие баталии, было непонимание у кого-то, у кого-то несогласие, мощные выступление сельских советов. Теперь введено понятие муниципального округа. По сути, нет никакой ликвидации. К словам «поселение» и «городской округ» добавляется «муниципальный округ». Никто ничего не отменяет и не запрещает, но дает возможность использовать эту форму. Кто-то воспринял, что все уже ликвидировано. Это не так, механизма пока нет, пока закон не принят краевой думой. Направленность очевидна, но я при этом не могу сказать: правильно это или не правильно. Но если взять мировую практику, то существует как местное самоуправление, так и местное управление. Эти сочетания есть и в Европе и в других. странах. Как и выборность или назначение губернаторов.
— То есть в законопроекте нет нарушения чьих-то прав?
— Да, но вопрос в другом. Как это оценивает население, от чего пользы больше. Я считаю, что та форма, которая у нас была, а это сельские советы, поселковые, районные советы, краевая власть и федеральная — это устойчивая конструкция. Будущий закон даст возможность менять схемы самоуправления на территории. Из своего опыта могу сказать, это выбор политического вкуса. Но какую форму мы считаем для себя более эффективной? Созданные городские округа не соответствуют по критериям тем рамочным понятиям, который ввел федеральный закон. Это не нарушение, просто они будут преобразованы. От этого жизнь сама по себе не меняется.
— Но все-таки если рассуждать об эффективности?
— Можно разные примеры приводить. Нужна открытая площадка для дискуссий в крае. Потому что так или иначе у нас в селе, в станице должен быть представитель власти. Уже все это понимают. Связь власти и населения должна быть. Лично я, опять таки, сторонник другой модели. Должны быть и сельские и районные депутаты. И у них должен быть функционал, чтобы они могли на что-то повлиять. Вот у нас говорят, да бюджет маленький, тогда пусть их и не будет, он ничего решить не может, раз денег нет. А я думаю, надо сделать так, чтобы там был бюджет, и депутаты будут знать как его распределить и на местные нужды направить. Скудность бюджета не должна быть основанием для сворачивания прав населения реализовывать свою власть. У нас суверенитет народа первее всего, оттуда и надо начинать. И это должно все время обсуждаться с людьми.
— Выборы в крае останутся?
— Да, но депутатов будут избирать окружных, а не районных. А вот ответственность за поход на выборах — тяжелая для Ставрополья порой вещь. Что люди обсуждают — хорошо.
— Допустим, я представляю население Андроповского района. И мне захотелось, чтобы район стал округом. Технически так и будет?
— Решение будут принимать власти сельсоветов. Законодатель должен понимать последствия. Нельзя сначала что-то принимать, а потом смотреть, к чему это приведет. Да, технически район легко может стать округом, если так решат местные власти. У нас очень много глав, особенно в удаленных районах, где во власть мало кто рвется, потому что каждый день к тебе люди идут и ты должен что-то делать, а у тебя возможностей крайне мало, и надо терпеть, терпеть и терпеть. Там много уважаемых населением, избираемых и реально работающих людей. Этим людям доверяют. И это сильный и правильный для населения административный ресурс.
— Но налоги как уходили из районов, так они будут уходить и из муниципальных округов?
— Налоги у нас собираются, и большая часть из них уходит. У нас край зависит от позиции федерального центра, города и районы зависят от позиции края. Бюджетная этажерка выстроена так, мол, все туда заберем, а потом будем раздавать. Это как перекрестное финансирование в коммунхозе. Эта тема громадная.
— Людям будет лучше, хуже или также?
— Вы от меня хотите пророческих вещей. Я считаю, что само изменение ни к чему катастрофическому привести не должно. Был город, а станет станица.
— В этом есть имиджевая разница. Ребенок поедет поступать в вуз, и восприятие будет разным: то ли он из деревни, то ли из города.
— Тут спорить не буду. Я не могу однозначно сказать, что этот закон изменит жизнь к лучшему. Но мы же закладываем долгоиграющие стратегические вещи. Мы все время качаемся из одного в другое. Все давным давно написано у Макиавелли, ничего нового не придумано. Но в этой реформе для власти больше рисков, чем для народа. Людям что нужно? Работа, зарплата, комфортная среда проживания, а не набор пешеходных дорожек с тротуаром. У нас все проекты благоустройства в крае — дорожки, лавочки, качели-карусели и все. А уже на газоны денег у бюджета нет. Это сквер? Парк? Нет, это пешеходная зона. И это хорошая аллюзия нашей модели самоуправления. Проложим эти пути, дорожки, все по закону вроде, а человеку на травку хочется сесть, чтобы по ней дети могли бегать. Так и с реформой. Я в оппозиции к безграмотным вредным решениям. Я критикую это, и с коллегами часто спорю об этом.
Александра Верищак
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ