Иного нет у нас пути…
Источник: unsplash.com
В 2015 году вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации № 349-р «Об утверждении комплекса мер и целевых индикаторов и показателей комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 гг». И сегодня, по прошествии пяти лет, на которые были рассчитаны предусмотренные Распоряжением меры, можно говорить о том, какие изменения произошли в региональной системе среднего профессионального образования.
Очевидно, самым значимым достижением стало существенное повышение интереса школьников к СПО. Если раньше в техникумы и колледжи поступали в основном те, кто плохо учится в школе, или не поступил в вуз, и образовательные организации СПО рассматривались как запасной вариант, то сегодня туда идут целенаправленно, желая именно так начинать свой профессиональный путь, свое профессиональное становление и развитие. Рост привлекательности среднего профессионального образования привел к существенному увеличению численности обучающихся в образовательных организациях СПО региона, которая за 5 лет достигла почти 60,5 тыс. студентов, что на 24,5% больше по сравнению с 2015 г. Показателен также тот факт, что в последние годы СПО по темпам роста контингента существенно опережает высшее образование, приток обучающихся в организации которого сокращается.
Главное, на что было ориентировано Распоряжение Правительства – это повышение качества подготовки кадров, позволяющее удовлетворять требования работодателей к молодым специалистам. А хорошо подготовленный молодой специалист – это залог производительного труда, повышения эффективности деятельности и обеспечения конкурентоспособности.
Именно поэтому основное внимание в последние годы уделяется развитию взаимодействия среднего профессионального образования региона с бизнес-сообществом. Такое взаимодействие позволяет обеспечивать сбалансированное развитие региональной системы СПО с региональным рынком труда, готовить для региональной экономики кадры требуемой квалификации и минимизировать дефицит или переизбыток кадров. Интеграция профессионального образования и соответствующих профильных предприятий – это сегодня объективная необходимость, которая позволит решить многие актуальные вопросы.
Форм и инструментов взаимодействия с предприятиями, которые образовательные организации СПО Ставрополья используют, сегодня существует немало. Наиболее действенными из них является привлечение работодателей в разработке учебных планов и программ изучаемых дисциплин; проведение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ; привлечение работников профильных предприятий и организаций к образовательному и воспитательному процессу в качестве преподавателей, мастеров производственного обучения и наставников; участие работодателей в модернизации учебно-лабораторного оборудования образовательных организаций и пр. Так, по данным мониторинга качества подготовки кадров.
За последние годы взаимодействие образовательных организаций СПО региона с профильными предприятиями и организациями существенно активизировалось, что подтверждают данные мониторинга качества подготовки кадров. Из 99 образовательных организаций и филиалов, осуществляющих подготовку по программам СПО 66 в той или иной форме осуществляют взаимодействие с реальным сектором экономики. Как положительный следует отметить тот факт, что в настоящее время каждая десятая реализуемая в регионе основная образовательная программа прошла общественно-профессиональную аккредитацию работодателями, что является подтверждением качества образовательного контента. Растет активность предприятий в модернизации учебно-лабораторной базы колледжей и техникумов и организации учебного процесса на базовых кафедрах и структурных подразделениях профильных предприятий.
Весьма результативно взаимодействие образовательных организаций и предприятий в части кадровой работы. В общей численности педагогических работников, включая мастеров производственного обучения, растет доля работников профильных предприятий (сегодня она составляет 2,5% от общей численности педагогических работников образовательных организаций СПО), работающих в колледжах и техникумах на условиях внешнего совместительства. Более 10% среди штатного педагогического персонала составляют те, кто еще совсем недавно работал на предприятиях региона, а сегодня готовит будущие кадры для региональной экономики. Очень важным для развития педагогического персонала является предоставление предприятиями возможности пройти стажировку в производственных подразделениях и расширить знания в области современных технологий. Только в 2019 году 9% педагогических работников прошли повышение квалификации в форме стажировки на профильных предприятиях региона.
Из числа образовательных организаций, имеющих наиболее высокие показатели взаимодействия с предприятиями следует отметить Невинномысский энергетический техникум, 17% студентов которого обучается по договорам о целевом обучении, а более 70% обучается в рамках дуальной модели, предполагающей сочетание теоретического обучения и практической подготовки. Хорошо налажено взаимодействие и в Ставропольском региональном многопрофильном колледже, каждый пятый студент которого проходит обучение на базовых кафедрах или в структурных подразделениях профильных предприятий. Активно работает по интеграции с предприятиями региона Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления.
Расширение и углубление взаимодействия региональной системы СПО и ключевых предприятий региональной экономики важно не только с точки зрения совершенствования самого образовательного процесса, но и дает усиление профориентационного воздействия на обучающихся, способствует повышению их интереса к выбранной профессии и усилению профессиональной мотивации, что в конечно счете является одним из основных условий конкурентоспособности предприятий, региональной и национальной экономики. Иной альтернативы обеспечить сбалансированное развитие регионального рынка труда и профессионального образования на сегодняшний день нет.
Голованова Наталия Борисовна
Заместитель первого проректора РТУ МИРЭА
Профессор, доктор экономических наук
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ