Ставрополь Вторник, 10 Декабря
Юрист, 17.05.2016 13:59

«Новостные агрегаторы приравнивать к СМИ абсурдно», - эксперт

«Новостные агрегаторы приравнивать к СМИ абсурдно», - эксперт
Государственная Дума РФ в первом чтении приняла законопроект, которым новостные агрегаторы приравниваются к СМИ.

Далеко не факт, что на фоне разгоревшихся по этому поводу споров, инициатива депутатов получит в итоге статус закона – слишком много аргументов «против» звучит по этому поводу.

В необходимости нового подхода к агрегаторам сомневается и наш постоянный эксперт Роман Савичев, генеральный директор ОАО «Юридическое агентство «СРВ». По ряду показателей оно стало крупнейшей региональной юридической фирмой в России, согласно данным авторитетного рейтинга «Право.ru-300».

– Может, мои слова покажутся несколько резкими, однако скажу прямо: идея, получившая воплощение в законопроекте, абсурдна, – говорит Р. Савичев. – Она вообще ставит под вопрос существование агрегаторов как автоматизированных инструментов распространения информации.

Объясню, почему я так считаю. Агрегаторы работают с ресурсами, которые так или иначе по закону уже несут ответственность за публикуемую информацию. Законодатели же по большому счету предлагают проверять содержание еще раз, что и нелогично, и невозможно технически.

Напомню, что новостной агрегатор представляет собой сервис по сбору новостей с других сайтов. Как правило, сообщения раскидываются по рубликам. Когда несколько материалов объединены одним информационным поводом, они группируются в один сюжет. Одни агрегаторы (например, «Яндекс-Новости» и «Google Новости») применяют автоматический метод сбора информации – новые материалы ищет специальная программа. Другие – придерживаются приницпа, что человеческий фактор важнее. Так, на Mail.ru и «Рамблер-Новости» на отборе новостей для сюжетов и источников работают редакторы. Безусловно, попасть в новостной топ – желание абсолютного большинства СМИ, представленных в интернете. Это сильно влияет на трафик посещений, а значит, и на привлекательность площадок для рекламодателей.

Итак, что предлагается депутатами? Прежде всего введение в правовое поле самого понятия «новостных агрегаторов» как интернет-ресурсов, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию, а также норм их регулирования. Под самими агрегаторами предлагается понимать программы для ЭВМ, сайт и (или) страницы сайта в интернете, которые используются «для обработки и распространения новостной информации на государственном языке РФ, государственных языках республик или иных языках народов РФ и на которых может размещаться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, и доступ к которым в течение суток составляет более 1 млн пользователей», говорится в документе.

Самое интересное – это, безусловно, ограничения. Согласно законопроекту, владельцам агрегаторов нельзя не допускать их использования в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию и материалов, содержащих нецензурную брань. Авторы поправок также предлагают ограничить долю иностранного участия в новостных агрегаторах – не более 20 процентов. Аналогичные нормы, напомню, в нашей стране действуют для СМИ с 2016 года.

Согласно инициативе, реестр интернет-ресурсов будет вести Роскомнадзор, который также сможет потребовать удалить недостоверную информацию. За невыполнение требования регулятора агрегаторы должны будут заплатить штраф в размере до 5 млн рублей.

Крайне любопытна аргументация новых ограничений, которые могут быть введены в отношении агрегаторов. Не буду вдаваться в подробности, а просто резюмирую то, что авторы поправок озвучивают в прессе. По их мнению, раз агрегаторы тоже распространяют информацию – значит, их надо приравнять к СМИ. А кроме того, попадание новостей в топ, по мнению депутатов, может быть результатом манипулирования. Понятно, последний довод не лишен доли правды. Однако меры в отношении агрегаторов уж точно не искоренят проблему. Информационное поле – это своеобразная субстанция, где уж точно найдутся возможности и каналы для воздействия на аудиторию.

Любопытно, что комитет по информполитике Госдумы рекомендовал принять законопроект в первом чтении, но в своем заключении фактически указал на абсурдность его ключевой идеи и высказался против предложения возложить на агрегаторы ответственность за распространяемую ими информацию. Поскольку по закону о СМИ журналисты и так обязаны проверять достоверность публикуемой информации, агрегаторы в случае введения ответственности будут дублировать эту обязанность.

По некоторым подсчетам, в случае принятия под действие новых ограничений попадут до трех десятков крупных компаний, в числе которых «Яндекс», Mail.Ru, Google, Rambler, «ВКонтакте», Facebook, Twitter. Они пока неохотно комментируют инициативу законодателей и вовсе отказываются говорить об этом – не исключено, что они все же надеются до второго чтения найти компромисс с парламентом.

К слову, звучат мнения, что после скандального первого чтения документ не двинется дальше. Однако быть уверенными в этом нельзя – вспомним закон «о праве на забвение», который сделал возможным регулирование выдачи поисковиков. Более того, ряд ограничений в последнее время стали действовать в отношении СМИ, ограничены популярные блогеры, также приравненные к СМИ приравнены... Не исключено, например, что из законопроекта в последующих редакциях исчезнет пункт о проверке достоверности новостей, но останется тот, который ограничивает иностранцев 20 процентами. Новости на Блoкнoт-Ставрополь
  Тема: Правовые консультации  Правовые консультации Романа Савичева  
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое