Ставрополь Вторник, 18 Декабря
Общество, 01.12.2018 08:00

О нюансах исповеди, подростковом суициде и убивающих душу целях рассказал священник из Ставрополя

Корреспондент «Блокнот Ставрополь» встретился с настоятелем храма святой блаженной Матроны Московской Владимиром Волковым, и обсудил с ним образ жизни священников и значимость исповеди для христианина.

Место встречи с протоиереем было выбрано не случайно – недаром говорят, что работа – второй дом. Оказалось, что и у священнослужителей есть «необычные клиенты», не говоря уже о специфике работы в целом. Те, кто работают с людьми, всегда могут поделиться парой-тройкой интересных историй.

Порой священник кажется какой-то недосягаемой личностью, воззрение которой невозможно понять «простому смертному». Однако, отец Владимир оказался куда ближе к простому человеку, чем можно предположить. Его удивляют и разочаровывают те же вещи, что и любого другого.

– Отец Владимир, расскажите, как вы решили, что станете священнослужителем?

– Как и многие люди, в детстве. Прививала любовь к храму мне бабушка. Родители тоже ходили в церковь, но делали это скрытно. Это ведь были такие времена, когда можно было лишиться родительских прав и работы. Первое яркое событие в моей памяти – это поездка в Георгиевск на службу в знаменитый деревянный храм Святителя Николая Чудотворца на Пасху. Я тогда еще в детский сад ходил. Это оказало на меня большое впечатление, и вот сейчас я – протоиерей.

– С чего начинается и как проходит ваш день?

– В день службы и в выходной день – по-разному. Подъём в пять часов утра. Встал, быстренько умылся, утренняя молитва и следом священническая молитва. На завтрак что-нибудь простое. День же полон всевозможной работы. Нужно работать с документами, отвечать на электронную почту. На это обычно уходит минут 15. Обязательно чтение Священного Писания. Вскоре уже и жена просыпается. Дети у меня уже взрослые, самостоятельные… Днём у меня начинаются заботы по хозяйству. Нужно кормить скот и домашних питомцев. Дома у меня живут кошка, собака и попугайчик. Потом провожу лекции в семинариях. В церкви у меня дела есть. Обед, в зависимости от занятости, смещается где-то на три часа. Обязательно тренируюсь в спортзале. Ужинать успеваю не всегда. Я практикую некоторое ограничение и после шести часов стараюсь не есть.

– Исповеди людей являются неотъемлемой частью вашей жизни. Какие истории о грехах вам приходилось слушать?

– Хочу заметить, что тайна исповеди на то и тайна, чтобы не разглашать её. Я не могу её предать не то что публичной огласке, я не могу ничего рассказать даже кому-то лично. Да и потом, люди почти никогда не рассказывают каких-либо прологов своего греха. Они понимают, что наделали, и раскаиваются. Не нужно много думать об этом, смаковать свой грех нельзя. Грех – это ведь своего рода недуг, болезнь. Сознание и душа человека поддалась влиянию этой самой «болезни», ввиду чего человек и совершил плохой поступок. В любом случае, всё должно начинаться с осознания того, что человек согрешил. Хорошо, если он сам это осознал. Это – первый этап на пути к искоренению болезни. И Господь Бог, отпуская грех, прогоняет болезнь из души и сознания человека. Второй этап – упор на то, что больше такого не повторится. Третий этап – это обязательная исповедь. Замечу, что за свой грех человек не просит прощения. Он говорит: «Господи, помилуй». Не «прости», а «помоги». «Помоги» избавиться от того, что помутняет сознание.

oxje2d0yif4.jpg

– Почему для человека так важна исповедь?

– Понимаете, здесь контакт между Богом и человеком схож с контактом между врачом и пациентом. Бог не может насильно войти в душу человека, равно как и врач не имеет права прикасаться к человеку, пока тот не попросит его. Поэтому для христианина важно понимание того, что он совершил ошибку, то есть согрешил, и не должно быть стыдно в ней признаться и попросить отпустить грех. Важна также и искренность. Поэтому никто не допускает к исповеди людей в состоянии алкогольного или иного опьянения. В этом случае в нём говорит как бы другой человек, а точнее – давящее на него вещество. Также исповедь следует прекратить, если человек начинает оправдывать свой поступок или искать виноватых, перекладываю ответственность на других людей. Это уже не признание своего греха, и конечно, не исповедь.

– Какой грех вы бы назвали самым страшным?

– Безусловно, гордыня. Здесь играет роль причинно-следственная связь. Человек обижает, бьёт и даже убивает – отчего? Оттого, что превозносит себя выше остальных, считает себя лучше: умнее, сильнее, способнее в целом. Он ощущает некоторую вседозволенность. От неё исходят и все остальные грехи: люди ругаются, семьи рушатся… Если, скажем, отец в семье превозносит себя, считает себя великим добытчиком, а остальных ни во что не ставит – рождается ненависть к ближнему. Говоря об исповеди, то есть люди, которые обнаруживают в себе не столь очевидную ошибку и приходят исповедаться. И даже говорят прямо о том, что знают, какой смертный грех они совершили. Есть доля гордыни даже в заведении домашних животных. Человек кормит, балует питомца, тратит на это деньги, чувствуя превосходству над меньшим братом, хотя опредёленные его способности ему даровал Бог. Это высокомерие по отношению к кошке или собаке – та же по сути гордыня.

– А как вы относитесь к тому, что некоторые люди пытаются посвятить в религию домашних любимцев?

– На моей практике было несколько впечатляющих случаев. Были те, кто пытался отпеть умершего питомца. Была даже женщина, которая пыталась покрестить собаку. Я старался объяснить, что это животное, не получится. Мне отвечали, что относятся со всем уважением, просто хотят приобщить собаку к христианству… Ну допустим, тогда найдите крёстных! Она сразу всё поняла. Не станет же она искать где-то городу крещённых собак.

79melo_ax4.jpg

– Для людей это практически члены семьи, разве их нельзя понять?

– Я вообще считаю, что когда человек заводит в доме кошек и собак, он обрывает ту нить, которая связывает его с обществом. В селе, в хозяйстве кот нужен, для ловли мышей, а собака – для охраны. Дома же заводить питомцев не особо нужно. Знаю, что детям покупают животных, стараясь воспитать в них чувство заботы, ответственности и любви к природе. В итоге ребёнок прекрасно ладит с собакой или котом, но совершенно не умеет общаться со сверстниками и взрослыми. Нужно направлять эти детские чувства в другое русло. Ребёнок может заботиться о бабушке с дедушкой, любить их, помогать им в меру возможности. Это воспитывает в человеке те же самые любовь, заботу, но искореняет гордыню.

– Но на этом ведь не заканчивается воспитание маленького человека?

– Разумеется, нет. К сожалению, в современном обществе некоторые родители не уделяют достаточно внимания воспитанию детей. Именно поэтому развивается алкоголизм, наркомания, и даже на первый взгляд такая мелочь, как игромания. Они думают: ребёнка нет дома – и хорошо, где-то чем-то занят. А потом он приходит пьяный, и не уходит из дома, потому что нигде не работает, а только сутками играет в компьютерные игры.

Я не хочу сказать, что играть – это плохо. Но у всего должна быть мера. Человек должен уделять этому время отдыха, занимаясь более важными делами: учёбой, работой. И не забывать звонить родителям, заботиться о них, помогать.

И пить не плохо – просто не нужно перепивать. Человек не должен находить отдушину там, где её нет. Церковь – отдушина, хобби – отдушина. А алкоголь в больших количествах – это грех, не говоря уже о том, насколько это вредно для здоровья.

– А как человеку понять, в чём его отдушина?

– Когда в 2013 году началась волна подростковых суицидов, священнослужители в сотрудничестве с краевыми властями хотели ввести в школах дисциплину «Основы православной культуры». Но директора и учителя препятствовали нам, а мы лишь хотели показать, что человеку нужно духовное воспитание. Когда у него есть духовное воспитание, у него появляются добрые цели и намерения. Это и может стать прекрасной отдушиной. А когда у человека нет цели, или же они мрачные и греховные, человека могут убить его цели в жизни. Внутренний конфликт может настолько уничтожить человека изнутри, что он отказывается от жизни, от Бога, и решается наложить на себя руки. Так не должно быть. Всё начинается с духовного воспитания, и чем раньше в ребёнке поселят добрые и светлые мысли, тем счастливее, добрее и способнее он будет по жизни.


Новости на Блoкнoт-Ставрополь
  Тема: Лица города Ставрополя  
Ставропольсвященникпротоиерей
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое