Ставрополь Четверг, 25 апреля
Общество, 15.01.2018 17:56

«Предел давно перейден»: как уничтожают уникальную курортную зону на КМВ

Природа КМВ с каждым годом приходит в упадок из-за алчного поведения людей, а местные власти не препятствуют этому, - говорит неутешительная статистика и предупреждают экологи и активисты.

Кавказские Минеральные Воды в Ставропольском крае всегда считались российской «здравницей», и люди со всей страны ездили туда, чтобы поправить здоровье и насладиться поистине чудесной природой. С годами населенность зоны выросла, и теперь вокруг местности складывается критическая ситуация, уверены экологи и активисты.

О текущем положении дел «Блокноту Ставрополя» рассказал депутат краевой думы Александр Сысоев. Он пояснил, что антропогенная нагрузка на курорт превышена уже в два раза, и это уже дает свои пагубные результаты. Человеческая безответственность привела к тому, что утерян вид уникальной минеральной воды Ессентуки №20, река Подкумок подвергается постоянным загрязнениям, а города пестрят от количества автомобилей и заправочных станций.

Александр Сысоев был членом имущественной комиссии по определению статуса Кавказских Минеральных Вод, их принадлежности к санаторно-курортной зоне, еще в начале 90-х годов. Тогда, одновременно с определением имущественного состава санаторно-курортных объектов комиссия подготовила проекты документов о регионе КавМинВод. Все положения были приняты, и на Ставрополье появилась особая зона.

- Основные проблемы на данный момент, которые волнуют не только меня, но и других борцов за экологию — постепенное, но непрекращающееся «сползание» региона от тех стандартов и требований, которые предъявляются к курортной местности. Вызывают опасения экологическое состояние и антропогенная нагрузка на зону.

Он рассказал, что воздействие человека на окружающую среду колоссальное. Как пример, в районе КМВ, по официальным данным, 95% территорий являются освоенными и урбанизированными. Это та часть, где так или иначе ступила нога человека, пояснил эксперт.

4af3b758e1135c54cfcbe38287ee9762.jpg

Только 5% природы остается «девственной», в первозданном виде. Это настоящая проблема, которая влечет за собой крайне негативные последствия.

- У нас есть две выдающиеся марки минеральной воды: «Нарзан» и «Ессентуки». За последние два года предприятия, разливающие эти марки, добились изменения стандартов содержания полезных веществ. Эти стандарты в разы понижены, причем к нижнему пределу. Наша вода по своим свойствам ухудшается, - рассказал активист.

Это уже не те требования, которые должны предъявляться к лечебным водам, уверен Александр Сысоев. Уже сейчас произошла серьезная утрата одного из видов «минералки» - Ессентуки №20.

- Она утрачена для использования. Это вода верхних слоев, она подвержена влиянию человека и его производственных процессов, которые, увы, загрязняют окружающую среду. Отходы, сточные воды, все это сыграло злую шутку, - рассказал активист.

Вода формируется на всей территории Кавказских Минеральных Вод, туда входят и часть границ КЧС, и зоны в Кабардино-Балкарии. Ессентуки, Нарзан, Славяновская, Смирновская, и другие виды, которые известны на всю Россию.

Показания антропогенных нагрузок, которые были рассчитаны еще в советский период по количеству постоянно проживающих на территории Минвод, уже превышены в два раза, сообщил активист.

150235f44c17845368ea856edeccf3ce.jpg

- Тут речь не об одной загрязненной речке, и причина — совокупная деятельность людей. Скажем, река Большой Ессентучок. Речушка, впадающая в Подкумок, и текущая через Ясную Поляну. Вся ее прибрежная зона, которая, между прочим, является санитарной, застроена свинарниками, автотранспортными предприятиями по ремонту, и прочим. Это как один из примеров, - сообщил депутат.

Негативную роль играют и поля, на которые вносятся минудобрения. Города- курорты, которые в основе своей пока остаются без централизованной канализации.

- Предел уже давно перейден, - констатирует Александр Сысоев.

Активист сетует на огромное количество неучтенных объектов, которые работают без разрешения. К примеру, в Ессентуках построили небольшой завод по производству строительных материалов, но при этом не получили разрешение на сброс сточных вод, а ведь место прямо на берегу Подкумка. Активист пояснил, что на такое строительство дали «добро» бывшие руководители муниципалитета.

- К сожалению, таких примеров очень много. Река Подкумок — объект, имеющий водохозяйственное значение. Говорят, что можно строить объекты, соблюдая правила. Но часто забывают, что эти зоны являются еще и санитарными.

В 80-ые годы была разработана программа по выводу всех вредных зон за пределы курортных местностей. В частности — заправки запрещали строить не просто в курортной зоне, а даже в ее черте. Действовали ограничения на количество автотранспорта.

2_zheleznaja_medovaja.jpg

- Положительный пример был не так давно в Ессентуках, где активисты добились справедливости. АЗС «посадили» прямо рядом с железной дорогой, у переезда, в центре города, на водопроводную трубу, которая снабжала весь город. Были положительными и заключения судов, и проверки. Удалось отвоевать трубу только с помощью Верховного суда и поддержки Генпрокуратуры, - рассказал активист. - Но, к сожалению, положительно истории кончаются не всегда.

- Сейчас идет активная борьба по поводу Бештаугорского заказника. Предлагается 300 гектаров «отрезать», и прибавить их в другом месте. Но это равно тому, что отрезать руки, и пришить пару лишних ног. Это очередной кусок, который хотят отрезать от курорта, - говорит активист.

Он уверен, что люди и так своим присутствием негативно влияют на курортную зону — непомерными застройками, автомобилями.

- А если усугублять ситуацию, не контролируя производственные процессы, размещая вредные объекты в уникальных местах, боюсь, что в скором времени от курортов попросту ничего не останется.





Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

СтавропольКМВкурортызонаэкологияминеральная вода
0
0