Ставрополь Четверг, 18 апреля
Экономика, 02.08.2019 20:31

Проектные амбиции Ставрополья: опера, Диснейленд, полеты в Европу и китайские авто

В Ставрополе собираются построить циклопический театр оперы и балета. По данным минстроя региона, специализированное помещение будет больше чем Большой и Мариинский театры и обойдется в 5 млрд рублей.

Этнодеревни: настоящее и будущее

Правда, серьезных школ балета, а уж тем более оперы в Ставрополе нет. За художественную составляющую отвечает единственное профессиональное заведение — колледж искусств. Но там сильный акцент сделан на народное пение, а также на инструменты народного оркестра, хотя есть и хореография. Есть в крае и свой ансамбль песни и танца — «Ставрополье», который, видимо, в недалеком будущем сможет там выступать.

Этим летом власти заявили и еще об одном амбициозном и идейно правильном объекте — этнодеревне народов Кавказа. Под этнодеревню хотят выделить 32 гектара земли в Кисловодске, сумма пока не озвучивается. По словам пресс-службы города-курорта, где незастроенной земли, скажем, и сейчас крайне мало, на территории комплекса обустроят мастерские, где будут проводить обучающие занятия по кузнечному и гончарному делу, а также декоративно-прикладному искусству. Ожидается, что этнодеревня в будущем станет туристическим центром для агро- и экотуризма.
горшки.jpg
Тут стоит вспомнить, что на Ставрополье уже есть одна этно-деревня: казаков-некрасовцев и молокан в поселке Новокумский. Но ситуация с культурным объектом плачевная: сообщения с крохотным поселком как такового нет, да и сотрудников музея допетровской эпохи нужно предупреждать заранее, чтобы они приготовились. Некрасовцы не получают от государства денег, а бесплатно развлекать туристов пожилое поколение устало, да и здоровье уже не то. Поэтому в некрасовцев зачастую переодевают молодых местных девушек и даже детей.

Молокане вообще закрытое сообщество, которое без удовольствия встречается даже с прессой, а уже не говоря о тех, кому все-таки посчастливилось попасть в Новокумский. Поэтому интерес к этно-деревни большей частью проявляют научные сотрудники и собиратели фольклора.
некрасовцы.jpg

Дорогое солнце и аттракционы

Под тем же Кисловодском должна была появиться и большая солнечная электростанция. Было выбрано место, создан проект, проектно-сметная документация, подсчитана окупаемость. Инициатором создания «Кисловодской солнечной электростанции» выступило правительство Ставропольского края. Но проект так и не запустили, и он навсегда остался лишь на бумаге.

Впрочем, на бумаге остались и еще два масштабных проекта: строительство нового курортного города, который должны были построить «с нуля», а также открытие на Кавмингруппе ставропольского Диснейленда.
медкластер.jpg

Более того, край упустил уже совсем реальный проект по строительству инновационного медицинского кластера, который должен был стать точкой возврата былой славы для курортов Ставропольского края. Но власти так долго определялись с землей, вероятно, лоббируя чьи-то интересы, что московские власти отдали право на строительство медцентра соседней Карачаево-Черкесии. Именно туда и пойдут огромные по меркам СКФО федеральные средства. Там и будут лечить по самым современным технологиям в новеньких санаториях отдыхающих.

дисней.jpg

Завод без китайцев

Пока в копилку нереализованных проектов, но с надеждой на благополучное разрешение ситуации, попадает и дорога Кисловодск - Черное море. Там все упирается не только в гигантские деньги, но и в Кавказский биосферный заповедник, строительство в котором запрещено. А обойти законодательство нельзя, потому что случится скандал мирового масштаба. Край уже годы ищет выход из сложившейся ситуации. Кстати, еще шесть лет назад тогдашний вице-премьер РФ Александр Хлопонин реально оценивал ситуацию и говорил журналистам, цитируя Достоевского, мол, полноте, ангельчик мой, как это вам такие мысли приходят? Ведь слишком дорого, а в стране с деньгами сложно.

«Самый современный», по утверждениям администрации «Ставрополь-Авто», автомобильный завод в России, не смог получить подряды на сборку китайских автомобилей Lifan и Chery, которые еще в прошлом году выпускал черкесский «ДерВейс». Правда, в этом случае завод построили в нескольких километрах от Ставрополя. И даже выпустили тестовую линейку машин. На этом все пока что остановилось, и власти не первый год ломают голову над вечным вопросом «что делать».

ставропольавто.jpg

Тем более, что в прошлом году Lifan и Chery решили не продлевать контракт по сборке автомобилей с «ДерВейсом», где был налажен полный цикл производства. Когда в декабре Следственный комитет открыл уголовное дело против АК «ДерВейс» о неуплате налогов на сумму в 320 млн рублей, стало ясно, что китайцы на завод уж точно не вернутся.

Купаться всем!

С надеждой и верой в светлое будущее уже два года ждут жители Ставрополя самого большого на Северном Кавказе аква-парка стоимостью 3,9 млрд рублей. Там вроде бы уже есть и инвесторы, и решен вопрос с землей. Только пока двадцати водных горок не видно. Многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс с аквазоной, детскими площадками, фитнес-залами, кафе, ресторанами и почему-то мойкой машин (не пропадать же воде) должен разместится на 28 тысячах квадратных метров.

Традиционно в СМИ заявлялось, что аналогов этому чуду человеческой мысли нет ни в одной из республик СКФО. Впрочем, в республиках подобные водные развлечения и не планировались, учитывая северо-кавказские особенности менталитета.

аквапарк.jpg

Антикварная взлетно-посадочная полоса

Одна из серьезных проблем, которую уже несколько раз клятвенно обещали решить власти — взлетно-посадочная полоса ставропольского аэропорта. На антикварную полосу, всю в заплатках, даже смотреть страшно. Она устарела морально, и не принимает тяжелые самолеты. Несколько лет назад ездили депутаты и лично посмотреть на улучшения воздушных ворот, а заодно – своими глазами увидеть многострадальную взлетную полосу, которая принадлежит не краю, а федеральному центру, соответственно для ее реконструкции нужны и федеральные вливания, которых пока нет. Но летать как-то надо, а полоса 1959-го года рождения не отвечает современным нормам, да и просто потрескалась. Самый дешевый вариант – сменить покрытие взлетно-посадочной полосы и удлинить на 400 метров – до трех километров. Но денег в стране стало меньше, и модернизацию «заморозили».

ВПП.jpg

Полеты на Запад и Восток

Также в воздушные ворота планировалось вложить 10 миллионов рублей, но тогдашний второй собственник («Авиасервис») идею заблокировал. Ведь ему нужно было или заплатить такую же сумму, или уменьшить пропорционально вкладу партнера свою долю.

С 2012 года планировалось открытие новых рейсов, не только внутренних, но и международных. Якобы из Ставрополя можно будет летать как в Европу, так и в Азию. Воздушные ворота Ставрополя нуждались в серьезной модернизации. Заявлялось, что у аэропорта появился потенциальный инвестор, а также параллельно ведутся переговоры с несколькими десятками авиакомпаний – как российскими, так и зарубежными. «Тем не менее мы уже сейчас стараемся зацепить и полеты по маршрутам Европа – Азия, многие из которых вполне логично могут проходить через Ставрополь. Востребованными в регионе будут и регулярные полеты в крупные города Европы, а также в привычные места отдыха россиян – Турцию, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны Востока», – подчеркивали в минпроме.

аэропорт.jpg

Действительно, над Ставрополем есть коридор, в котором летят самолеты из Европы в Индию и Юго-Восточную Азию. Но делать посадку в небольшом аэропорту для дозаправки просто нерентабельно, да и не имеет практического смысла. К слову, кроме Стамбула, до которого уже весной будет проще добраться, видимо, вплавь через Черное море, остается лишь один город – Москва. Вся география полетов сводится к столичному треугольнику: Внуково, Домодедово и Шереметьево, тут можно выбирать на любой вкус. И соответственно три компании: S7, Utair и «Аэрофлот». В этом году на «высокий сезон» пустили один рейс в Санкт-Петербург.

Еще одна проблема, которая замалчивается – огромные долги. А у аэропорта накоплены многомилионные долги, по которым идут судебные разбирательства. Несмотря на значительные вложения средств из бюджета, материальная база предприятия устарела, а цены на билеты гораздо выше, чем в ближайших воздушных гаванях. Увольнявшиеся отсюда управленцы не уходили без «золотых парашютов». Основной причиной такого плачевного состояния депутаты признали отсутствие согласованности в решениях инвесторов и руководства аэропорта, из-за чего возникли проблемы в управлении.

Крематорий вместо «города мертвых»


кладбище.jpg
Продумали власти все: и не только о развлечениях ставропольцев, но и о неизбежном и трагическом. Городская дума уже год настаивает на строительстве в краевом центре первого на Ставрополье крематория. Мотивируется это тем, что ежегодно под захоронения используется больше 25 тысяч квадратных метров, а значит кладбища хватит лет на 10, не больше. Впрочем, вопросы о строительстве крематория в Ставрополе возникают постоянно, даже можно сказать, что регулярно. Но то церковь против, то городу это оказывается невыгодно из-за большого потребления электричества. Поэтому Ставрополь продолжает обрастать «городом мертвых».

Александра Верищак



Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

Ставропольеаэропорт Ставрополькрематорийэтнодеревняставрополь-автоДиснейлендмедкластербалетгеография полетовВПП
1
0