Просека, ставшая улицей и вокзал-замок: особняки, которые потерял Ставрополь
Читайте также:
- За асфальт на участке мужчине пришлось расплатиться техникой на Ставрополье (18.08.2018 06:29)
- Ловкий ставрополец украл с «мобильного банка» брата жены больше ста тысяч (18.08.2018 06:00)
- «Закончила школу и пошла работать, чтобы оплатить учебу», - участница «Мисс Блокнот» Анна Лутаева (17.08.2018 19:20)
Железнодорожный вокзал
2 июля 1875 года из Ростова во Владикавказ прибыл первый железнодорожный состав по новой ветке железной дороги, которая минула Ставрополь. С того момента губернский центр добивался устройства железнодорожного ответвления, потому что без нужной логистики промышленность города стала приходить в упадок.
В 1889 году французская строительная компания провела изыскания по прокладке ветки в 130 верст от Ставрополя до Кавказской. Федеральные власти выделили на это 10 миллионов рублей серебром. И уже 10 мая 1895 года дорога дошла до пригорода — Пелагиады. А через два года и до Ставрополя. В самом городе построили паровозное депо, здание вокзала, который своей архитектурой напоминал средневековый замок, как бы охранявший въезд в град креста.
Первый железнодорожный состав встречало буквально все население города.Были речи, цветы, колокольный звон и молебном песнопение. Местное зерно стали отправлять в вагонах в Новороссийск, и дальше — за границу. Строились паровые вальцовые мельницы, появлялись скотопригонные дворы, огромные склады угля, мазута, дров.
В Ставрополь шли товары с Урала, Волги, Москвы. Уголь шел из Донбаса, нефть из Грозного, лес из Сибири. Да и поездки горожан не через Невинномысск, а напрямую, поднимало не только настроение, но и статус города. При отступлении немецких войск здание вокзала было разрушено, и к проекту замка уже не вернулись.
Армянский квартал
Этот район находится к северу от бывшего Николаевского проспекта и захватывал территориально Нижний базар и прилегающие старые улочки города. В основном здесь селились армяне, так он и получил свое название. Изначально улица (сейчас Шаумяна) была просто широкой просекой между крепости и станицей. Просека эта начала постепенно застраиваться первыми домами: мясными лавками и хлебным магазином. Каждый армянин имел при доме торговую лавку. Первоначально это было место между крепостью и казачьей станицей. А центральное место занимала Казанская площадь, которой уже нет. Казаки переехали на новое место (сейчас это станица Суворовская). Причем площадь была болотистой и ее осушили.
Торговые ряды
Нижний рынок выглядел совершенно не так, как сейчас. Это был базар с каменными рядами, огромными подвалами, в том числе ледниками, знаменитыми «обжорками», где людей угощали отваренными потрохами птицы, свиными ножками, «сальниками», фрикадельками, пропаренными в жиру с чесноком и красным перцем. Вокруг площади выросли многочисленные заезжие дворы и гостиницы, самые красивые из которых не сохранились.
В начале прошлого века рынок решили перестроить, оснастив электрооборудованием Нобеля и холодильными камерами. С меценатов были собраны необходимые 200 тысяч рублей и уже началось строительство, но произошла революция. Конечно, деньги пошли на укрепление новой власти и о амбициозных планах забыли. Реконструкцию провели только в 60-ые года прошлого века, конечно, по совершенно другому проекту.
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ