Ставрополь Среда, 01 мая

Ровно 120 лет назад швейцарец начал привозить россиян отдыхать на Кавминводы

Ровно 120 лет назад, 14 декабря 1901 года, был утвержден устав Кавказского горного общества, внесшего неоценимый вклад в развитие туризма и экскурсионного дела на Кавказе.

Все началось с того, что в начале 80–х годов XIX века в Пятигорске поселился выходец из немецкой Швейцарии, энергичный предприниматель, известный в Европе путешественник Рудольф Рудольфович Лейцингер. Он приобрел участок земли под строительство усадьбы и на собственные средства активно занялся благоустройством города.

1.jpgРудольф Рудольфович Лейцингер

При этом он находил время для путешествий по Кавказу — краю в то время мало изученному, но безгранично прекрасному. И всякий раз его не оставляла мысль о том, что фантастические красоты и обилие минеральных источников могут привлечь сюда огромное количество туристов не только из России, но и из Европы и со всего мира. Рассуждая об исследовании Кавказских гор, в книге «Три дня в горах» Лейцингер отмечал: «Пора русскому народу перестать возить свой излишек средств заграницу, пора заглянуть поглубже и повнимательнее в свой, еще не изведанный край».

На рубеже XIX–XX веков горные путешествия в России стали пользоваться большой популярностью. Туристам требовались путеводители, карты, проводники, снаряжение, приюты. Как раз в это время Лейцингер поднял вопрос о создании на Кавказе горного общества по образу и подобию швейцарских альпийских клубов. Он считал, что, несмотря на огромные бальнеологические ресурсы, богатство Кавказских Минеральных Вод будет прирастать именно за счет людей, приезжающих на экскурсии — так в то время назывались не только поездки с познавательными целями, но и походы в горной местности, восхождения на вершины и прохождения перевалов.

И вот 23 июня 1899 года в «Николаевском цветнике» Пятигорска состоялось первое собрание учредителей Кавказского горного общества (КГО), на котором обсудили основные положения будущего устава, определили состав участников, утвердили сумму ежегодных взносов — 5 рублей. Также были намечены цели деятельности Общества:

— всестороннее научное исследование Кавказских гор и прилегающих к нему предгорий, степей и морей, а также ознакомление с бытом и жизнью населяющих Кавказ народностей;

— поощрение к посещению и исследованию этих местностей учеными, художниками и туристами и оказание им в том содействия;

— поддержка местных отраслей хозяйства, садоводства и горной промышленности;

— охрана редких видов горных растений и животных, исторических памятников и всяческих достопримечательностей».

WhatsApp Image 2021-12-14 at 14.58.27.jpegСтраница Устава КГО

Устав «Кавказского Горного Общества в Пятигорске» был направлен в Москву и утвержден 14 декабря (по старому стилю) 1901 года Министром Земледелия и Государственных Имуществ. С первых же дней работы развернулась бурная деятельность. 

Из Швейцарии было заказано альпинистское снаряжение: ледорубы, кошки, альпенштоки (горные палки), палатки и т.п. Был построен приют на горе Большой Бермамыт, в районе Северного Приэльбрусья. Начали обустраиваться туристские тропы в районе Кавказских Минеральных Вод и в легкодоступных местах Главного Кавказского хребта, разработаны программы пеших экскурсий, прогулок в наземных экипажах и верхом на лошадях.

В мае 1909 года Общество приступило к реализации самого амбициозного проекта Лейцингера — организации пешеходной тропы от поляны Азау к Западной и Восточной вершинам Эльбруса. С этой целью была организована экспедиция, в результате которой на юго–восточном склоне горы, на «Кругозоре», был сооружен каменный приют, который получил название «Лейцингеровского».

Летом того же года 11 человек из 18 участвовавших в экспедиции добрались до площадки на высоте 4130 метров. Здесь они обнаружили площадку, идеально подходившую под строительство еще одного приюта. Крупные камни защищали ее с востока и с севера, словно естественные стены. Через 25 лет, в 30–х годах XX века, на этом месте был возведен самый высокогорный приют Европы, названный в честь участников экспедиции «Приютом одиннадцати».

Кроме этого, Общество вело просветительскую деятельность: организовывало публичные чтения, лекции, знакомящие публику с разными областями горного Кавказа, издавало путеводители с описаниями маршрутов и набором услуг, которыми экскурсанты могли пользоваться бесплатно.


Все проекты Общества осуществлялись с непосредственным участием Рудольфа Лейцингера. Он отдавал своему детищу все время, весь талант и неуемную энергию. В собственной усадьбе он разместил канцелярию КГО, справочное бюро и зал для экскурсантов. А позднее устроил здесь первую в России турбазу для школьников, получившую название «Ученический приют КГО в Пятигорске — гостиница Швейцария». За проживание в приюте денег не брали, напротив, помогали снаряжением, давали консультации, закрепляли за каждой группой опытного гида.

3.jpgУсадьба Лейцингера

Работая с экскурсантами, Лейцингер постепенно пришел к пониманию — любовь к истории и природе родного края нужно прививать людям с малых лет. Чтобы туризм, экскурсии, исследования гор нашли сотни увлеченных последователей, нужно начинать работать со школьниками.

— Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином, а поскольку необходимыми средствами учащиеся не располагают, государство обязано содействовать им в этом..., — такова была его позиция.

В 1905 году было организовано 8 научно–воспитательные экскурсии для учащихся из разных городов России. Для их реализации Рудольф Рудольфович подготовил и издал брошюру «Несколько слов об ученических экскурсиях», где рассуждал о значимости молодежного туризма и самостоятельно разослал ее в учебные заведения России и в Министерство Народного Просвещения.

4.jpgОбложка брошюры «Несколько слов об ученических экскурсиях»

Попечитель Кавказского учебного округа Николай Рудольф поддержал идеи Лейцингера и издал специальное распоряжение «Об ученических экскурсиях». Более того, министерство путей сообщения в ответ на обращение Лейцингера установило для ученических экскурсионных групп льготный пятидесятипроцентный тариф для проезда по железной дороге.

Группам, прибывавшим в Пятигорск, предоставлялись великолепные условия: «...бесплатное помещение на 3–4 человека. В приюте экскурсанты имели кровати с матрасами, умывальники, кипяток для чая, особую столовую; им давался бесплатный руководитель, предметы горного спорта и т. д», — сообщает «Ежегодник КГО» № 5 за 1911 – 1912 гг.

Члены КГО тогда.jpg

После смерти Лейцингера приют Кавказского горного общества в его усадьбе просуществовал еще 2 года, а само общество — до конца 20–х годов XX века. Тем не менее, его активисты успели сделать немало. Благодаря Обществу экскурсионная деятельность стала одним из методов образования и воспитания.


Во времена перестройки усадьба Рудольфа Лейцингера пришла в запустение, и городские власти решили снести здание. Но неравнодушным пятигорчанам удалось отстоять усадьбу. Благодаря усилиям Алексея Григорьевича Евтушенко, руководившего в то время  Центром детского и юношеского туризма и экскурсий имени Лейцингера, зданию был присвоен статус памятника истории и культуры регионального значения.

Теперь в усадьбе работает Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (ЦДЮТиЭ). А несколько лет назад в ней открылся единственный в стране Музей истории туризма и альпинизма в России.

Ребята участвуют в краеведческих конференциях и соревнованиях по спортивному туризму. В 1997 году на картах Западного Кавказа появился перевал имени Рудольфа Лейцингера. Это имя по праву первопроходцев дала перевалу группа преподавателей центра, которая, совершая спортивную экспедицию, впервые прошла его.

Педагоги и воспитанники Центра не позволяют предать забвению имя основоположника детского туризма. Благодаря их усилиям в октябре 1995 года было определено место захоронения Лейцингера на старом кладбище. Теперь на его могиле установлен памятник.

Вот только ходить в походы и выезжать на экскурсии, как это было столетие назад, становится все сложнее. Нынешний директор Центра Ирина Стороженко так комментирует ситуацию, сложившуюся в последнее время вокруг детского туризма:

— С одной стороны жизнь меняется, люди становятся более рациональными. Романтика дальних дорог и пение у костра уже не настолько притягательны. С другой —  все чаще стали сталкиваться с трудностями в оформлении необходимых документов. Огромное количество нормативной документации, новые правила организации выездных мероприятий — все это привело к тому, что мы практически перестали проводить экскурсии.  Не потому что  дети потеряли к этому интерес, а потому что это стало сложно оформлять.


В 1996 году группа энтузиастов во главе с Алексеем Григорьевичем Евтушенко сплотилась вокруг идеи возрождения Кавказского горного общества. Помимо разработки новых туристских маршрутов и организации восхождений, его члены, как и в прошлом веке, ставили своей целью изучение истории края и благоустройство города. Власти Пятигорска всецело поддержали проект.

Члены КГО сейчас.jpgЧлены КГ сейчас

За время своей деятельности продолжатели дела Лейцингера заложили лесопарк в честь 100-летия Кавказского горного общества, поляну Памяти альпинистов. Провели акции по очистке поймы реки Подкумок и леса на горе Машук.

Помимо этого членами обновленного КГО проводятся научно-практические конференции и международные экспедиции, в том числе в Непал, в район Эвереста и на гору Кала Патар (5445 м). Альпинисты Кавказского горного общества покорили высочайшие вершины Европы и Азии — Монблан и Фудзи.

Сейчас Общество располагается в другом здании и ведет деятельность отдельно от МБУДО «Центр детского туризма, экологии и творчества». Но их по-прежнему объединяют единые цели и великое наследие Лейцингера. Обе эти организации смело можно назвать правопреемниками КГО и благородных дел «неугомонного старика» по развитию туризма.

Елена Артемова 



Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

  Тема: Календарь  
Ставрополькалендарьисторический материал
0
0