«Шамиль, это же люди, отпусти их»: экс-начальник милиции Буденновска рассказал о захвате больницы боевиками в 1995 году
Читайте также:
- 12-летнего подростка сбила "шестерка" во дворе многоэтажки в Ставрополе (26.11.2018 13:05)
- «Уже месяц как расковыряли асфальт, а застелить новый не собираются», - житель Ставрополя (25.11.2018 15:39)
- Долой нехватку парковок и обшарпанные подъезды: квартира мечты в ЖК «Академический» (23.11.2018 15:43)
19 ноября в Москве был задержан один из участников нападения на больницу в Буденновске, которое произошло летом 1995 года.
Хазваха Черхигов был одним из членов банды Басаева – той самой, которая вторглась на территорию Буденновска под видом российских военных и захватила городскую больницу с более чем 1000 заложниками внутри. Чуть больше недели назад его арестовали российские спецслужбы – на протяжении прошедших 23 лет участников теракта и людей, причастных к нему, ловят регулярно.
В связи с этим «Блокнот Ставрополь» решил поговорить с прямым свидетелем тех событий, начальником милиции города Буденновска в 1995 году Николаем Андреевичем Ляшенко. Текст ниже будет основан на рассказе Николая Андреевича о событиях 14-19 июня 1995 года.
Предтеча
10 июня 1995 года в столице Ставропольского края отмечается День милиции, на котором за заслуги награждают 5 служб буденновского отдела внутренних дел. Их объявляют лучшими в крае, хвалят самыми лестными словами и вручают вымпелы. Представители буденновской милиции возвращаются в родной город примерными правоохранителями, не подозревая, что через 4 дня место их службы будет обстреляно из автоматов и гранатометов.
Вторжение. 14 июня
Николай Ляшенко, начальник буденновского отделения внутренних дел в 1995 году, находился на своем рабочем месте, когда ему сообщили, что к городу подъезжают 3 военных грузовика и один милицейский автомобиль якобы с грузом 200 (тела убитых солдат, - прим. ред.). На требования милиции показать груз и позволить обыскать автомобили "вояки" кавказской национальности в машинах отвечают грубостью, заявляя, что они едут с войны и везут тела своих убитых товарищей.
– Нам было не разобрать, боевики они или нет. У нас в то время работали армяне, чеченцы, дагестанцы. Тогда, например, работал дагестанец Абдулаев Магомед и ногаец Елмамбетов Сергей. Все они тогда же и погибли, – рассказал Николай Ляшенко. – В то время военные не подчинялись милиции. Сейчас точно так же. Колонна военных будет идти – их не имеют право остановить. Хотя я считаю, что пока шли боевые действия, милиции нужно было дать такие полномочия.
Машины в итоге поехали в город. Узнав об этом, несколько автомобилей городской милиции поехали вдогонку за грузовиками, перехватили их и остановили. На требования показать груз «вояки» включали ту же шарманку про то, что они везут тела своих убитых товарищей и на требования милиции им наплевать. Несмотря на это, уговорить их удалось лишь в селе Прасковея, уже за пределами Буденновска, из чего следует вывод, что Буденновск не был их первоначальной целью. По словам Ляшенко, впоследствии, уже спустя годы после теракта, стало известно, что боевики планировали захватить аэропорт в Минеральных водах, а если точнее – два самолета, один из которых улетал в Москву.
Экипажи милиции догнали их и повторно остановили в селе Прасковея. Отмечается, что все три грузовика были явно российскими – с национальными флагами, надписями и прочей атрибутикой. Вероятно, транспорт был отбит у российской армии в ходе боев на территории Чечни. Вновь требования показать груз военные проигнорировали, после чего милиционеры заблокировали колонну грузовиков спереди и сзади и потребовали последовать с ними в отделение на досмотр. Отделение находилось в городе Буденновске.
Об этом, конечно, сообщили Николаю Ляшенко. Начальник отделения сам решает выйти и поговорить с «военными», предварительно приведя свой пистолет в боевое действие и убедившись, что автоматчики находятся на своим местах. Однако пока Николай спускался по лестнице, началась стрельба.
- Я думал, скажу: «Ребята, все понимаю, вы воевали» и так далее. Только я начал спускаться между вторым и третьим этажом, началась стрельба из автоматов и гранатометов. Человек 70 стреляли. Я сперва не понял, настолько массированная была атака. Казалось, что с неба падает на крышу какой-нибудь гравий. Я сразу в кабинет, где зазвонил телефон, и оттуда – раз: «Нападение на милицию». Во время этого столкновения было убито несколько работников милиции. Боевики пытались ворваться в отдел, наши ребята начали отстреливаться. Возле отдела убили 7 террористов. Когда я спустился вниз, там было много раненных, убитых, многие кричали. Я приказал выдать всем оружие, – рассказал Николай.
Как оказалось, эти самые боевики были из элитных отрядов батальона Басаева, которые ранее участвовали в боевых действиях в Грузии и Азербайджане. Террористы действовали профессионально: захватывали машины и распределялись по всему городу, где захватывали заложников и гнали их в больницу. После этого в город прилетели отряды ФСБ, «Альфа», «Вымпел» и другие. По некоторым данным, захваченных заложников было порядка полутора тысяч. Главное требование террористов звучало так: «Остановите боевые действия на территории Чечни и выведите войска, иначе будем отстреливать людей». Последнее не было фальшью – заложников действительно расстреливали. По пять человек.
– По поручению Черномырдина переговоры вел заместитель главы администрации Ставропольского края Коробейников Александр Владимирович. Человек очень ответственный, по-настоящему переживал. Говорил: «Шамиль, они же люди, отпусти их». Переговоры он вел день и ночь. Помимо этого, в переговорах участвовали и высокопоставленные военные – Медведицкий, Попов и другие, – рассказал Ляшенко.
Для переговоров также приезжали разные видные лица страны, одним из которых, например, был Анатолий Кашпировский, оставшийся в больнице до последнего и поспособствовавший выведению более десятка заложников.
На фото - Кашпировский и Басаев дают интервью журналистам
В конечном счете спустя пять дней, боестолкновений, более сотни убийств и порядка 500 ранений среди гражданских и силовиков, Черномырдин поручил подготовить автобусы для боевиков, чтобы они уехали в Чечню, на что последние согласились. Они взяли с собой примерно 150 заложников, среди которых был глава администрации района Павел Коваленко, многие работники милиции в гражданской форме, журналисты и другие люди. Прибыв на родину, боевики отпустили заложников, и тех привезли назад. Террористов, по словам Ляшенко, на родине встречали, как героев.
Последствия
После этих событий министр внутренних дел объявил по телевизору, что вина лежит на начальнике милиции Буденновска, и назвал имя Николая Андреевича. При этом за 4 дня до этого отделение Ляшенко получило несколько наград как лучшее в крае.
– Меня пытались в течение 8 месяцев уволить, не зная как. Министр написал: «Уволить», а уволить же нужно за что-то. По факту, увольнять меня было не за что, – пояснил Ляшенко. – До Буденновска террористы прошли более 500 километров, на всех постах их пропустили. А мы их остановили.
Ляшенко в итоге все равно отстранили на полтора года. За эти полтора года отец Николая Андреевича – ветеран войны, участник боев в Сталинграде – и его мать умерли, так и не дождавшись возвращения сына на службу. Вернуться Николай Андреевич смог благодаря экспертизе, которую проводила академия МВД в ходе расследования уголовное дела по факту нападения на Буденновск. Действия Ляшенко не были осуждены академией, благодаря чему он смог отсудить обратно свою должность. Для Николая это было делом чести, хотя он понимал, что такие «разборки» с министерством могли закончиться для него бедой.
– Поработал я немного, меня снова пытались уволить, но не получилось. Позже начались выборы на пост главы города Буденновска. Я выдвинул свою кандидатуру и набрал более 70%. Отработал на должности мэра два срока по пять лет. <…> Теперь я работаю депутатом городской думы на общественных началах, – поведал Николай.
Статистика
По официальным данным в Буденновске во время теракта погибло 147 человек, 415 были ранены. Число нападавших боевиков было 195, а главным организатором нападения был Шамиль Басаев, который, к слову, вернулся с остальными в Чечню 19 июня. По сей день теракт в Буденновске считает самым крупным по числу заложников.
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ