Ставрополь Пятница, 29 марта
Общество, 12.11.2015 12:19

Юрий Песков — «Мы не выживем без инженеров нового века»

Юрий Песков — «Мы не выживем без инженеров нового века»
Мы не выживем без инженеров нового века

Юрий Александрович Песков, бывший генеральный директор ПО «Ростсельмаш», Герой социалистического труда, кандидат технических наук, профессор, академик инженерной АН, Почетный гражданин г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, член Общественной палаты Ростовской области.
- На всех уровнях власти и общества в России идет разговор о том, как избежать зависимости от нефтяной и газовой "иглы”, повернуть экономику нашей страны на инновационный путь развития.

Наконец наступил такой момент, когда дополнительную прибыль от нефти и газа мы получить не можем, скорее, наоборот.

Абсолютно ясно, что история развития сырьевой экономики подошла к своему финишу и уходит в прошлое. Нам предстоит изменить всю философию жизни, сам образ жизни. Сформировать совершенно новую инновационную способность общества, целую профессиональную систему подготовки и переподготовки кадров. Нам крайне необходимо создать экономические условия для развития машиностроения.

Это самая тяжелая, но чрезвычайно важная задача. Именно в машиностроении должны созреть будущие креативные руководители промышленности. Для машиностроения необходимо установить четкие жесткие сроки поэтапного развития и выделить необходимые преференции, чтобы заинтересовать новых руководителей наших предприятий, а точнее - работодателей и собственников, и их поддерживать, независимо от того, кто хозяин этих предприятий. Надо думать прежде всего о России и ее месте в нашем очень сложном мире. Не покупать машины, а строить или поднимать существующие заводы, оснащать их новейшим оборудованием. В этом гвоздь программы. Именно это мы делали с 1935 по 1941 годы, и именно поэтому мы подготовились к рывку в 1941 — 1943 годах и победили в борьбе с фашизмом.

Все находится в наших руках, и первое, главное, о чём мы, к сожалению, забыли, это люди, их умение и возможности.

Могу вспомнить такой пример. Меня в свое время пригласил к себе заведующий отделом машиностроения ЦК КПСС Василий Семенович Фролов и поставил задачу: создать новый советский комбайн. Он должен был быть спроектированным советскими инженерами, подготовка производства должна осуществиться советскими технологами, сконструирован советскими конструкторами. Он должен изготавливаться на советском оборудовании, комплектоваться советскими комплектующими изделиями. Я ответил, что для осуществления этой грандиозной задачи требуется очень серьезная база. Мне и еще нескольким руководителям поручили разработать проект постановления, которое заложило бы основы для решения поставленной задачи, объединило усилия множества министерств, ведомств, предприятий и организаций. Мы создали рабочую группу из 20 человек. В течение 3-4 месяцев работали с 32 министерствами. Во главе этого штаба был министр Александр Александрович Ежевский, и мы создали и согласовали 1,5 тысячи новых наименований комплектующих изделий, из которых 1 тысяча выпускалась в единичных экземплярах, а 500 вообще и в номенклатуре не было. Их пришлось приобретать за рубежом. Мы привезли на 25 машин все эти комплектующие изделия, за три месяца создали два комбайна. Один из них своим ходом за два дня пришел из Ростова-на-Дону на ВДНХ в Москве. Значит, это можно сделать, если сильно захотеть и понимать, что отступать некуда, за тобой Россия.

А потом моя задача была организовать серийный выпуск. Меня назначили заместителем министра сельхозмашиностроения.

И мы к началу выпуска все освоили, все комплектующие изделия кроме кондиционера. Кондиционер и по сей день не поддаётся. У нас не было специалистов, которые смогли сконструировать компрессор. Сегодня, для сравнения, основную массу комплектующих мы покупаем за границей. В том числе, и двигатели, и мосты, и гидравлический привод, и многое другое.

Сейчас мы вспомнили о том, что нам, оказывается, надо иметь очень высокий ВВП, высокий уровень производительности труда, а где дающие все это предприятия? Их нет, они растаяли как прошлогодний снег, и следов не видно. И спросить не у кого, куда все это ушло.

Мы сегодня очень много говорим о развитии малого и среднего бизнеса. Но давайте зайдем в любой супермаркет и попробуем найти какую-либо бытовую технику отечественного производства. Все страны мира нам поставляют холодильники, стиральные машины, телевизоры. Даже - ножи, вилки и зубные щетки. И сколько можно об этом просто говорить, надо действовать! Товары народного потребления - это главный объект производства малого и среднего бизнеса.

Нам надо создавать объединения этих предприятий, а на их базе - специализированные заводы по производству различных деталей, электродвигателей небольшой мощности, компрессоров, изделий электроники и еще огромной массы различных комплектующих изделий. И только в этом случае наш малый бизнес покажет, на что он способен.

В своё время мы на «Ростсельмаше» построили корпуса площадью 80 тысяч квадратных метров для производства товаров народного потребления. Стиральные машины мы начали там выпускать, и сотни деталей для разных производств, причём с помощью и для тех, кого называют сейчас малым и средним бизнесом. К сожалению, во многом из-за позиции руководства страны начала 90-х не удалось мне довести это дело до конца. Сейчас на этих площадях размещены торговые центры в Первомайском районе Ростова. Только занимаются они сбытом продукции других стран мира, создавая у них дополнительные рабочие места и увеличивая ВВП, но не у нас, в России, а за границей.
 
И речь тут не только о «мелочёвке».
 


Вспоминаю, как в декабре 1992 года я позвонил Егору Тимуровичу Гайдару и спрашиваю: что вы думаете делать с комбайностроением России? А он мне ответил: Юрий, а что ты волнуешься о комбайностроении, ты волнуйся о себе лично. А если России будут нужны комбайны или трактора, мы их купим за рубежом. Если будет нужен хлеб, купим хлеб. Вот такой состоялся разговор. Я тогда ему ответил: теперь мне все ясно, куда мы будем идти в этой жизни.
Не подняв технический потенциал машиностроения, мы не сможем поднять малый и средний бизнес на должный уровень. Потому что для этих предприятий сегодня нет опоры. А опора - это машиностроение и его комплектация. Чтобы это поднять, надо жить этим.

Если промышленный комплекс заработает в полную силу, сразу возникнет вопрос недостатка квалифицированных рабочих кадров, и это будет еще одним важным фактором в резком увеличении потребности в них малого и среднего бизнеса. И вот тут государство обязано предоставить систему образовательных центров, выпускающих человеческий потенциал, способный вывести на совершенно другой уровень продукцию предприятий малого и среднего бизнеса, соответственно изменится их технологический уровень.

Очевидная, казалось бы, вещь: на базе нынешних лицеев (читай, профтехучилищ) необходимо создавать научно-технические центры, технопарки и многое другое. Воссоздать повышенное и более ответственное среднетехническое образование с выдачей дипломов, может быть, учитывая техническую сложность, даже дипломов бакалавра.

Потом заинтересовать нашу молодежь интересной, высокоспециализированной и квалифицированной работой. Из техцентра должны выпускаться "золотые руки”, умеющие управлять многокоординатными комплексами, обрабатывающими центрами, владеющими в совершенстве компьютерным дистанционным управлением, технологическими процессами и возможностями своими знаниями на эти процессы повлиять.

Еще более принципиальный вопрос - подготовка инженерных кадров. Россия век назад совершила настоящий рывок в экономике, потому что профессия инженера была наипрестижнейшей, высокооплачиваемой, требующей высоких на тот момент знаний. Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что диплом об окончании вуза редко говорит о том, что человек стал настоящим профессионалом. Учеба в институте, университете, академии дает главное - она учит человека методически правильно заниматься самообразованием, работать с технической литературой, постигать новшества в той или иной отрасли. По-настоящему серьезный инженер просто обязан серьезно работать над собой ежедневно и ежечасно. Дело государства – стимулировать этот процесс. Мы не выживем без инженеров нового века.

Теперь о руководителях. Я вижу, что сейчас в этой среде широко распространена узкая специализация. Не знаю, насколько это перспективно. Для меня всегда в этом смысле был примером Сергей Павлович Королев, который обладал огромными и самыми обширными знаниями. Руководить - это значит предвидеть, жить не только сегодняшним, но и завтрашним днем. Кроме того, руководитель должен быть чрезвычайно коммуникабельным. Он должен также уметь аргументировано отстоять свою позицию. Он должен быть высокообразованным и порядочным человеком. Он должен видеть конечную цель и каждый день к ней приближаться.

Необходимо все-таки помнить, что самое святое у нас - это хлеб. Нужно менять отношение к крестьянству. Деревня у нас по отношению к городу по-прежнему находится в весьма ущемленном состоянии. Здесь гораздо хуже развиты медицина, образование, культура, сфера услуг. Поверьте, я знаю, о чем говорю. Вот уже более 20 лет я сам живу в селе Новомаргаритово, что в Азовском районе. Я, конечно, постарался помочь односельчанам: удалось провести газ, воду, отремонтировать школу, детский сад, провести дорогу в селе, улучшить электроснабжение и его надежность. Установили мобильный медпункт, теперь один раз в неделю доктор ведет прием, построили храм. Кстати, после того, как был введен в строй этот храм, количество совершенных тяжких преступлений в селе радикально снизилось. Это так, к слову.

В свое время мы старались в коллективе сделать все, чтобы привить любовь к хлебу России. Мы выдвинули лозунг — слава рукам, которые выращивают хлеб и делают машины для сельского хозяйства. Сегодня в это очень трудное время, которое мы переживаем в связи с событиями на Украине, если мы восстановим гордость за Россию, за наш родной русский народ, за свой труд, за свою семью, за наш родной русский язык, то все у нас получится.


«ПЕРВОЕ, ЧТО МЫ ПОСТРОИЛИ, ЭТО РОДДОМ»

 Легендарный директор «Ростсельмаша», восемнадцать лет возглавлявший крупнейший в мире комбайностроительный завод, сумел убедить власти в необходимости концентрации сил страны для реконструкции сотен других предприятий, связанных с сельхозмашиностроением. Подобное случалось и раньше в оборонке, но не в АПК.

-Юрий Александрович, одну из своих книг вы назвали «Моя жизнь – «Ростсельмаш». Какое событие в этой жизни вы считаете самым главным?

- Это постановка на производство комбайна «Дон».

Когда встречаюсь со студентами, всегда говорю о том, что каждый человек при поступлении в институт должен перед собой поставить цель: чего он хочет добиться, учась в этом вузе, какую пользу должен принести.

Когда меня списали из авиации, я поставил перед собой цель. Во время учебы в летном училище нас забрали на уборку первого целинного урожая. Работали мы на прицепном комбайне «Сталинец-6» на копнителе: я - с левой стороны, а Анатолий Краснов - справа. И мы с моим напарником вилами из копнителя выбрасывали солому на землю. Представляете: 10 часов на жаре, в пыли, воды нет. И тогда подумал: зачем же делать такую машину, издеваться над людьми. И поставил цель: сделать современный комбайн. Это была моя мечта.

Вернулся в Ростов и собирался идти работать на «Ростсельмаш». Руководитель отдела кадров выслушал меня, посмотрел мое личное дело и сказал: «Инвалиды на «Сельмаше» не нужны». И меня не приняли. Пошёл учеником токаря на радиаторный завод, где до войны работали мои родители, но в тот же год поступил в институт сельхозмашиностроения.

После института меня взяли заместителем главного механика «Ростсельмаша», а потом, через три или четыре года перевели на производство, и дальше мне было поручено заниматься комбайностроением. Но для себя строил свой рабочий день так: 8 часов как заместитель главного механика, а потом до полуночи ходил по заводу и изучал предприятие самым доскональным образом.

Наверное, мне повезло, что в этой жизни встретил достойных учителей, и немного, пожалуй, счастья: поставил цель и еще при жизни увидел результат.

- Можете ли Вы сегодня сказать, что все, что планировали, удалось воплотить в жизнь?

- Ну, не все, наверное. Мне не удалось довести до совершенства технический уровень комбайнов. Это не потому, что не хотел – не смог. Мне было известно, что необходимо сделать, но уровень промышленности СССР не смог обеспечить того качества комплектующих, которое было необходимо. Сегодняшние машины, выпускаемые Ростсельмашем, отвечают всем высоким требованиям и США, и Евросоюза. Не поверите, но наш комбайн по производительности лучший в мире, потому что мы сделали самый большой барабан. На комбайнах в Америке и Европе он диаметром 650 миллиметров, у нас барабан – 800, а угол обхвата деки – 120 градусов. У нас вращающаяся дека на роторе. В результате этих двух решений, которые мне в свое время предложили, мы получили высочайшую пропускную способность.

Та революция, которая началась в мое время, когда мы перешли на «Дон», перешла во время сегодняшнее. Сегодня наши комбайны соответствуют мировому уровню: наш комбайн TO- RUM может намолотить 10 тыс. тонн зерна за сезон и более.

И если раньше в России нужно было иметь порядка 600 тыс. комбайнов (из расчета 10 лет работы машины), то сегодня, чтобы убрать свой хлеб, достаточно иметь 100 тыс. комбайнов типа TORUM, ACROS, VECTOR, потому что уже совершенно другое качество машин и их надежность. Но и сегодня на селе еще работают комбайны «Дон-1500» красного цвета, а они выпускались до 1992 года – это более 20 лет.

- Сегодняшняя линейка комбайнов Ростсельмаша – это по сути модифицированные «Доны». Не обидно, что предприятие ушло от названия «Дон»?

- Нет, мне не обидно, потому что основа комбайна, его молотильно-сепарирующее устройство сохранено. Оно модернизировано, качественно лучше, но главная мысль осталась: барабан – 800 и трехкаскадная очистка. Тогда у меня была цель: соединить гордость «Ростсельмаша» и родного края. А Ростовская область и Дон не разделимы, поэтому мы назвали комбайн «Доном».

Сегодня другое время, и во главу угла поставлены маркетинг, имя, с которым можно выходить на международный рынок. А на рынке наша гордость не котируется.

- Какую роль «Ростсельмаш» сыграл в истории Ростовской области?

- Думаю, что это было основное предприятие, которое подняло уровень развития региона, перевело из разряда аграрных в промышленный. Это был очаг, вокруг которого компоновалась огромная часть инженерной науки. На базе «Ростсельмаша» был создан Донской технический университет, завод-ВТУЗ, огромное количество проектных и научно-исследовательских институтов.

«Ростсельмаш» потянул на себя архитектуру, строительство жилья, энергокомплексов, подземных коммуникаций, строительство железной дороги. Позже, когда строили филиал в Белой Калитве, протянули туда энергообеспечение, воду, газ, железную дорогу, построили новый город на левом берегу Донца. Аналогичные действия происходили и в других городах, где поднимались наши заводы. Это потом уже пришли другие промышленные титаны, а поначалу он был один такой.

- В свое время «Ростсельмаш» называли городом в городе. Каково было им управлять?

- Когда я пришел на завод, здесь работали 22 тысячи человек, из которых 8 тысяч постоянных, а остальные – всякий сброд, включая недавних заключённых, способных лишь к самым элементарным производственным процессам. Но как привлечь квалифицированные кадры?

Мы долго обсуждали и потом решили принять программу комплексного развития завода. Первое, что мы построили – это роддом, потому что пункты по проведению абортов были, а роддома не было. Потом нужны были детские сады. Мы построили 54 садика.

Нужно было набрать рабочих, не временных, а постоянных.
 
 

Мы пошли по пути комсомольских путевок. Начали строить общежития, всего более пятидесяти, гостиницы. Чтобы окончательно решить эту проблему, нужно соблюдать пропорцию: на каждый метр производственных площадей должен быть метр жилья. Мы за все время построили 1,5 млн. квадратных метров производственных площадей и столько же жилья.

Коллектив начал оживать. Завод расширялся, но квалифицированных мастеров и инженеров не хватало. Открыли свой ВТУЗ, и направили туда учиться наиболее квалифицированных рабочих.

Провели ремонт дворца культуры, построили клуб «Планета», реконструировали стадион, построили гандбольный зал, зал тяжелой атлетики, борцовский зал, практически заново отстроили стадион. Именно «Ростсельмаш» вывел донской футбол в Высшую лигу, воспитал Понедельника, Одинцова и других прославленных футболистов. Мы создали гандбольный клуб, который долгие годы был победителем российских и всесоюзных первенств.

Построили поликлинику и собственную больницу. Во всех цехах и заводах пустили в строй новые бытовки и душевые, спортивные залы и центры психологической разгрузки, сауны.

Вообще считаю, что в модернизации экономики главное – социальная составляющая,иначе говоря, люди. А вовсе не деньги.

Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

  Тема: Известные люди Юга  
Ставропольизвестные люди ЮгаЮрий Песков
0
0