Ставрополь Суббота, 20 апреля
Общество, 17.08.2018 20:30

Замок для заключенных, забытое кладбище и армянская церковь: особняки, которые потерял Ставрополь

«Блокнот Ставрополь» продолжает серию материалов о старинных домах, о которых осталась лишь память

Забытое кладбище

В губернском центре Ставрополя еще в 1810 году у восточного склона Крепостной горы, рядом с небольшим родниковым озером, была заложена армяно-григорианская церковь. Но выстроенная наполовину из-за нехватки денег. И только в 1830 году строительство было продолжено при личном вмешательстве генерала Емануеля.

Рядом с деревянной церковью, на северном склоне Ташлянской долины, возникло кладбище с часовней — одно из самых богатых в городе. находилось армянское кладбище с часовней. Великолепие надгробий кладбища поражало современников, как и ухоженность этого святого места. Все это в советские годы было уничтожено. Даже место кладбища исчезло под поздними частными застройками. Лишь небольшая рощица из грецкого ореха на окраине того бывшего кладбища напоминает о минувшем времени.

Богатейшая церковь

Армянская деревянная церковь простояла до 70-х го­дов XIX столетия, пока от ветхости не обвалился один из двух куполов. К тому времени армянское общество города стало многочисленным и достаточно богатым, и было решено взамен старой возвести каменную церковь.

Новую Армяно-григорианскую церковь строил из­вестный ставропольский архитектор Федор Константинович Прозоровский. Им, по существу, был полностью переделан проект строения, полученный из Армяно-григорианского Синода.

Проект строительства церкви 27 декабря 1876 года был представлен Эчмиадзинскому Армяно-григорианскому Синоду и подвергся значительным изменениям. Наконец все спорные вопросы в основном были разрешены, и рабочие приступили к строительству.

В акте от 11 марта 1878 года, подписанном губернато­ром и городскими архитекторами, а также купцами Макаром Поповым и Иваном Чуваловым отмечено, что хотя все возникшие проблемы по устранению недостатков в про­екте не решены, строительные работы доведены до окон первого этажа. Отмечено, что «плиты и сверх их три ряда кладки положены на керченском цементе, а остальная кладка на известковом растворе». Строительные работы по возведению значительного по размерам храма продолжались недолго, и в начале апреля 1881 года был представлен акт о готовности церкви для богослужения.

С начала нового 20-го века армянская церковь благодаря щедрости своих меценатов, таких, как миллионеры Гавриил Термикелов, Макар Попов, Иван Алафузов и другие, становится одной из самых богатых в городе. Червонное золото иконостаса и алтаря, многочисленные высокохудожественные киоты, ризы, иконы, серебро церковной утвари, церковное одеяние из бархата, шелка, атласа, парчи всех цветов и оттенков, шитые золотом, синелью, серебром, яркая и сочная роспись сводов храма, кресты из драгоценного металла с самоцветами. Все это после экспроприации в 20-е годы кануло в вечность. Само здание церкви, пережив период оккупации Ставрополя гитлеровцами, окончательно было разрушено к середине 20-го века во время хрущевских гонений. На его месте решено было построить здание Октябрьского райкома партии.

C_Users_User_AppData_Local_Packages_Microsoft.SkypeApp_kzf8qxf38zg5c_LocalState_18bc5f73-0be2-4426-8150-3af31c4ba8d0.jpg

Тюремный замок

Далеко не каждый в Ставрополе знает, что Верхний рынок расположен на месте бывшей Петропавловской площади, впоследствии почему-то получившей имя не имевшего никакого отношения к городу большевика Вацлава Воровского, убитого фашистами в Лозанне в 1923 году.

Прежде все это пространство представляло собой глухой, заброшенный пустырь. Его северная граница начиналась примерно от южной оконечности улицы Жукова и тянулась до улицы Пушкина. Еще даже после войны там не было ни автовокзала, ни военкомата, ни краевой типографии. Единственным приличным строением считался некогда собственный двухэтажный дом мадам Вербицкой, в самом конце сегодняшней улицы Артема, отошедший затем в коммунхоз.

На западе, как и в наши дни, площадь очерчивала длинная каменная стена войсковой части. За несколько дней до оккупации города на ее территорию была сброшена самая первая авиабомба. На южной кромке площади одиноко располагался «тюремный замок», построенный еще в первой половине девятнадцатого века. У ворот стояли полосатые будки и ходили два солдата с ружьями. Ворота, как в старинных монастырях, были в виде короткого сводчатого коридора, тяжелые, с толстыми перекладинами. Засовы огромные, железные. Окна фонарей, используемых обслуживающим персоналом, крест-накрест заделаны проволокой. Внутрь были вставлены обычные свечи. Над вторым этажом здания выступал купол действующей тюремной церкви. Слева от основной постройки находилась тюремная больница. Больше этого здания не существует.

Аульчик

Восточная часть пустыря заканчивалась глубоким и крутым оврагом. В него с внушительной высоты из-под толстого пласта известняка по большой трубе текла вода в вырубленное в камне огромное корыто. Этот родник был известен под названием Аульчик. Из него вода – по вкусу одна из лучших в Ставрополе – подавалась в городской водопровод. Отсюда начиналась обширная долина речки Мутнянки. На ее левом склоне размещались саманные и турлучные хаты, крытые соломой или камышом, образующие узкие кривые улочки. Поселение напоминало утопающий в садах аул. Огороды его жителей располагались на сбегающих к ручью террасах.

Среди тамошних лачужек несколько выделялся дом небогатого чиновника Акулова, сейчас его уже не существует. Прежде всего, он отличался заметной черепичной крышей. Высокий забор, как и у многих, был из местного пористого камня, без ворот, с одной калиткой. Вход в сенцы защищал навес. Под ним стояла лавка. Жилище состояло из двух комнаток и кухни. В большем из жилых помещений с двумя окнами посредине находился стол, окруженный несколькими стульями. У глухой стены на кровати высилась горка подушек. Город рос. Потребовались строительные материалы. На пустыре началась хаотическая выломка камня-ракушечника, выработка пластов глины и песка. Одновременно эти места засыпали мусором, навозом, нечистотами и прочим хламом, вместе с бактериями попадавшими в родник и далее в водопровод. Кроме того, в Мутнянскую долину провели канализацию из городской тюрьмы. Все это закончилось тем, что в 1928 году вода Аульного родника была отключена от разводной сети, и ее стали сбрасывать в овраг речки Мутнянки.


Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

Ставропольособнякидома
0
0