Общество,
23.03.2018 16:48
Американский самолет, поднятый со дна Керченского пролива, пилотировал ставропольский летчик
Читайте также:
- История знаменитой бани №1 на улице Ленина в Ставрополе (24.03.2018 10:20)
- «Кто выиграл хоккей - тот выиграл Олимпиаду»: знаменитости со Ставрополья отреагировали на историческую победу российских хоккеистов (26.02.2018 15:45)
- "Ставрополец оборонял дом Павлова в Сталинграде", - историк (02.02.2018 23:20)
Уроженцу Ставропольского края удалось спастись при падении самолета, и он прожил долгую жизнь. Прошлой весной строители Крымского моста подняли американский самолет времен Великой Отечественной войны со дна Керченского пролива. К этой операции поисковики готовились почти год, разыскивая родных погибшего советского летчика по всей России.
Одномоторный истребитель Р-40, известный под названием «Киттихаук» был обнаружен на дне за периметром большой стройки в 6 км от таманского берега.
– Мы сразу поддержали поисковиков, которые обратились за помощью. Вся наша команда, все до единого откликнулись. Водолазы с нашей стройки тоже подключились. Служба капитана морского порта Кавказ оказала максимальное содействие. Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге, – рассказал капитан плавкрана строящегося Крымского моста Игорь Демьяненко.
Краном с глубины 9 метров был поднят фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более 3,5 тонн. Сохранилось вооружение – шесть пулеметов «Браунинг» калибра 12,7 мм с боекомплектом. Частично уцелела приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой. Она и помогла установить точную принадлежность воздушного судна, обстоятельства его гибели и судьбу летчика.
Одномоторный самолет американского производства, поставленный на вооружение советских войск по ленд-лизу, пролежал на дне Керченского пролива более 70 лет. Подводные исследования поисковиков позволили предположить, что боевая машина служила в штурмовом 62-го авиаполке ВВС Черноморского флота СССР и принимала участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции в 1943 году.
Самолет лежал на дне носом к таманскому берегу. Видимо, пилот до последнего пытался дотянуть его до своей базы. Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму. Летчик смог посадить машину на воду и выжил.
Изначально предполагалось, что найден самолет Владимира Ивановича Авдеенко из города Коврова, но сейчас историки однозначно установили, что американским одномоторным истребителем Р-40 управлял ставрополец Николай Семенович Крайний. Об этом ученые рассказали на пресс-конференции в Крыму.
О судьбе летчика рассказал научный сотрудник Черноморского центра подводных исследований Павел Горбунов.
– Пилотировал самолет лейтенант Николай Семенович Крайний. Самолет был подбит в крыло, летчику удалось приводниться, и на надувной лодочке летчик дрейфовал в проливе. Это произошло 15 ноября 1943 года, — рассказал эксперт.
Примечательно, что спас Николая Крайнего его друг и земляк из Минеральных Вод Александр Карпов. Он вылетел на поиски Николая, и заметив его среди обломков самолета в море, направил на помощь спасательный катер. Ставропольцы прошли всю войну и прожили долгую жизнь: Николай Крайний умер в 1991 году и похоронен в Минеральных Водах, а Александр Карпов стал Героем Советского Союза и закончил жизненный путь в 1996-м году в Санкт-Петербурге.
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Одномоторный истребитель Р-40, известный под названием «Киттихаук» был обнаружен на дне за периметром большой стройки в 6 км от таманского берега.
– Мы сразу поддержали поисковиков, которые обратились за помощью. Вся наша команда, все до единого откликнулись. Водолазы с нашей стройки тоже подключились. Служба капитана морского порта Кавказ оказала максимальное содействие. Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге, – рассказал капитан плавкрана строящегося Крымского моста Игорь Демьяненко.
Краном с глубины 9 метров был поднят фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более 3,5 тонн. Сохранилось вооружение – шесть пулеметов «Браунинг» калибра 12,7 мм с боекомплектом. Частично уцелела приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой. Она и помогла установить точную принадлежность воздушного судна, обстоятельства его гибели и судьбу летчика.
Одномоторный самолет американского производства, поставленный на вооружение советских войск по ленд-лизу, пролежал на дне Керченского пролива более 70 лет. Подводные исследования поисковиков позволили предположить, что боевая машина служила в штурмовом 62-го авиаполке ВВС Черноморского флота СССР и принимала участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции в 1943 году.
Самолет лежал на дне носом к таманскому берегу. Видимо, пилот до последнего пытался дотянуть его до своей базы. Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму. Летчик смог посадить машину на воду и выжил.
Изначально предполагалось, что найден самолет Владимира Ивановича Авдеенко из города Коврова, но сейчас историки однозначно установили, что американским одномоторным истребителем Р-40 управлял ставрополец Николай Семенович Крайний. Об этом ученые рассказали на пресс-конференции в Крыму.
О судьбе летчика рассказал научный сотрудник Черноморского центра подводных исследований Павел Горбунов.
– Пилотировал самолет лейтенант Николай Семенович Крайний. Самолет был подбит в крыло, летчику удалось приводниться, и на надувной лодочке летчик дрейфовал в проливе. Это произошло 15 ноября 1943 года, — рассказал эксперт.
Примечательно, что спас Николая Крайнего его друг и земляк из Минеральных Вод Александр Карпов. Он вылетел на поиски Николая, и заметив его среди обломков самолета в море, направил на помощь спасательный катер. Ставропольцы прошли всю войну и прожили долгую жизнь: Николай Крайний умер в 1991 году и похоронен в Минеральных Водах, а Александр Карпов стал Героем Советского Союза и закончил жизненный путь в 1996-м году в Санкт-Петербурге.
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ