Ставрополь Пятница, 13 декабря
Общество, 11.10.2020 12:43

«Медлить ― значит хоронить»: как на Ставрополье ищут пропавших детей

Один из самых больших страхов родителей ― потеря ребенка. В такой ситуации любой взрослый может оказаться в ступоре, не зная, что ему делать. Время ― самый ценный ресурс, ведь пока ребенок находится один, ему может угрожать опасность. На Ставрополье, как и в других регионах, для возвращения домой бегунков и потеряшек используют разные ресурсы. Поиском детей занимаются не только правоохранители, но и неравнодушные волонтеры.

О работе поисково-спасательного отряда рассказала Дарья Аверина ―  руководитель школы «Лиза Алерт» в Ставропольском крае.


Информация может поступать от самих родителей после звонка на горячую линию или от полиции. Краевое управление МВД заключило соглашение с отрядом «Лиза Алерт», который тесно контактирует с оперативными подразделениями.

― У нас есть фраза: «Медлить ― значит хоронить». Чем раньше узнаем о пропаже человека, тем быстрее он может вернуться домой. Время и люди ― главные ресурс для поисков. Их начинаем после заявления в полицию о без вести пропавшем. Для нас это «звоночек о том», что ситуация серьезная, ― рассказывает Дарья Аверина.

Сначала оператор оператор передает заявку, потом необходимую информацию получает координатор или руководитель регионального штаба. Устанавливают личность, обстоятельства пропажи, приметы, наличие заболеваний, которые могут усугубить состояние потерявшегося или особенности развития. 

― Далее информация передается в чат и волонтеры выезжают на поиск. Также есть группа информационной поддержки. Люди, состоящие в ней, занимаются распространением информации и звонками в больницы. Иногда они находят людей раньше поисковиков, ― делится Дарья.


Метод поиска зависит от личности потеряшки. Члены отряда максимально распространяют информацию о разыскиваемом человеке, чтобы появилось как можно больше людей, которые могут помочь. Так было и с поиском маленькой девочки в селе Северном.

Иногда дети пропадают из-за своего любопытства: выходят из дома на улицу, засматриваются на витрину в торговом центре.

― Дети до 10 лет ― любопытные создания, которые могут отвлечься на животное на улице и исчезнуть с радаров родителей. Среди детей постарше бывают и намеренные уходы из дома, ― комментирует девушка.

По словам Дарьи, бывают случаи, когда сбежавшие подростки узнают, что их ищут, и стараются сделать все, чтобы их не нашли. Потому перед поисковиками стоит задача не «выгнать» ребенка в другой населенный пункт, где у него никого не может быть. 

Поиск детей более щепетильный. Взрослый человек понимает, как может выжить. К примеру, переходя реку, ему грозит меньшая опасность чем ребенку, который пока не понимает, как себя защитить. 


― К сожалению, волонтеров для поисков не всегда хватает. Но среди жителей нашего региона много душевных людей, которые оказывают нам помощь в нужные моменты, ― рассказывает Дарья 

Члены «Лизы Алерт» также проводят занятия для детей и собрания для родителей. За 2019 год в 109 профилактических лекциях приняли участие порядка 2 565 детей. С января по март 2020 года прошло 42 лекции, на которой были 1 204 ребенка в возрасте от 5 до 10 лет. На горячую линию поисково-спасательного отряда только за сентябрь текущего года поступило 34 заявки на поиски пропавших. Из них 13 сигналов о пропаже детей.

плашка перехода.jpg

Ставропольский психолог Ольга Савинова рассказала, что может толкнуть ребенка на уход из дома и как родителям действовать после возвращения бегунка.


Специалист рассказала, что дети не убегают просто так. Уход из дома говорит о том, что в семье не все хорошо и ребенок нуждается в помощи. 

― Одна из причин побега ― протест. У ребенка может появиться желание убежать из-за насилия: физического, морального или сексуального, ― делится Ольга.

Если в семье практикуется насилие в целях «профилактики», ребенок из-за страха получить очередное наказание может однажды не вернуться домой. Негативно действует и гиперопека. Завышенные требования и ожидания со стороны родителей могут толкнуть подростка на побег, чтобы он наконец-то мог почувствовать свободу.


― После того, как побег случился и ребенок оказался дома, родителям нужно обогреть чадо, поговорить и выяснить причину случившегося. Если к подростковому периоду между родителями и детьми не установлена доверительная связь, это может негативно сказаться даже для благополучной семьи, ― подытожила Ольга.

Помощь детского психолога может оказаться бессильной, если родители не захотят изменить точку зрения и начать слышать ребенка.

плашка перехода.jpg

Руководитель краевого подразделения по делам несовершеннолетних Светлана Коновалова рассказала о количестве поступивших заявлений от родителей и способах найти потеряшку.


О пропаже должен заявить близкий родственник, который может описать во что был одет ребенок и как он потерялся. Нам важна полная картина, ― говорит Светлана Коновалова.

В отношении детей правило нескольких дней не действует. Если ребенок пропал, то его поиск должен начаться незамедлительно после оперативного обращения в полицию. Родителям не стоит начинать поиски в одиночку, хотя, по словам Светланы Коноваловой, зачастую так и происходит. К примеру, ребенок не возвращается из школы вовремя и не выходит на связь, а родители до наступления темноты его ищут. В результате обращение оказывается в отделении полиции ближе к ночи.

В процессе поиска составляют ориентировку, информируют ближайший территориальный орган внутренних дел в месте, где ребенок может находиться. Сотрудники МВД опрашивают родителей, людей, которые в последний раз видели потерявшегося ребенка. Затем происходит выезд в места, где может находиться ребенок или где предположительно он был, ― объясняет полковник.


Также полицейские пытаются выйти на связь с помощью звонков. Если ребенок не идет на контакт, то есть телефон включен, в поисках начинает участвовать оперативное подразделение. Начинается мониторинг сетей сотовой связи, чтобы выяснить местонахождение телефона. 

Недавно был яркий пример в Пятигорске. Родители обратились в полицию с заявлением о пропаже. Их дочь не пришла домой. Полицейские стали выстраивать ее маршрут. Смогли узнать, что девушка уехала из города. Установили личность водителя и населенный пункт, в который ее привезли. Оказалось, она все это время была у своего молодого человека, ― рассказывает Светлана Викторовна.

За разовый уход на учет ребенка не ставят. Если он повторяется неоднократно, то бегунок попадает под надзор за общественно-опасное действие.

По словам Светланы Коноваловой, большую часть детей, которых потеряли родители, находят в течение дежурных суток и только 20% потеряшек приходится искать более трех дней. В таких случаях действуют поисково-спасательные отряды.


За восемь месяцев в отделы полиции края поступило 490 заявлений о пропаже ребенка. В прошлом году таких заявлений насчитывалось порядка 700. Из них 368 фиксируют именно уход ребенка из дома. А вот три жизни в прошлом году были потеряны. Дети стали жертвами преступлений.

Родителям нужно помнить, насколько важно поддерживать нужный «климат» в семье. А также знать, как действовать в случаях, когда ребенок действительно потерялся и ему нужна помощь взрослых.

Лариса Нурбий

Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

Ставропольский крайСтавропольпоискдетиЛиза Алерт
0
0