Ставрополь Суббота, 22 Сентября
Телефоны рекламного отдела:8-962-446-06-09, 8-961-478-31-21

Информационный портал «Блокнот Ставрополя» – это не только самые свежие и интересные новости города, но и своеобразный справочник Ставрополя, который помогает найти нужный товар и услугу или партнеров по бизнесу.

Наш портал работает ежедневно и круглосуточно. Здесь вы можете узнать о самых интересных событиях в жизни города, а также активно участвовать в обсуждении прочитанного.

Хотите быть в курсе всего? Начинайте свой день с нашим сайтом.

«Театральное закулисье»: актер ставропольского театра о нелюбимых ролях, целях и изнанке творческого мира

Общество, 21.06.2018 12:58

В следующем году один из действующих актёров ставропольского театра будет праздновать свой трудовой юбилей – сорок лет непростого актёрского труда.

Борис Федорович Щербаков - актёр ставропольского театра драмы имени М.Ю. Лермонтова, заслуженный артист Российской Федерации, разносторонняя личность и любящий муж, отец и дедушка. Пока мы беседовали о его творческом пути, он то и дело с теплом упоминал своих родных и показывал фотографии, закреплённые на его зеркале в гримёрной. Но когда и как началась его дорога в театр и эту самую гримёрную? В самом деле, как зародилась, ещё у мальчика из казачьей станицы Бекешевской, взялась тяга к лицедейству?

- Мама у меня сибирячка-киржачка, артистичная по своей натуре. Всем говорил, что она певунья. В коллективе она была таким человеком, который мог «заводить» компанию, видно что-то передалось и мне. А вообще казачий край - это действительно талантливые, одарённые во всём люди, в первую очередь песенными, музыкальными талантами. И потому с детских лет я увлёкся театральным направлением. Школа у нас была очень хорошая. На протяжение школьных лет, с пятого по десятый класс, я играл в школьном театре под руководством Анны Никитичны Лукашовой. При этом я ещё и не выговаривал букву «р»! У меня было французско-еврейское произношение, и я решился поехать поступать в Новосибирск, потому что понимал, что Москва меня не примет из- за этого дефекта. В Новосибирске были родственники, так что в случае неудачи можно было пойти работать на завод. Самое примечательное, что я городов-то почти и не видел. Кисловодск, Пятигорск разве только. В Ставрополе не был! Помню, к нам приезжал ставропольский театр с каким-то спектаклем и мне он не понравился, очень не понравился.

19835.jpg

- Были ли у вас кумиры, кто-то, чьей работой вы восхищались?

- Кумиром у меня был киноактёр Евгений Урбанский. Выяснилось потом, что он был сокурсником нашего главного режиссёра Алексея Сергеевича Малышева. Они учились с Валентином Гафтом, Олегом Табаковым, это был сильнейший курс по тем временам в МХАТе. Это действительно были актёры, я бы сказал, культурный цвет нации, соль русской земли на театре. Талант Урбанского меня просто покорил, но он умер очень рано - в тридцать три года, на съёмках фильма «Директор». И очень жаль. Я уверен, что такого актёра до сих пор нет. Это был актёр удивительной гражданской позиции.

- А как вы справились с дефектом речи? Не мешало ли это при учёбе?

- Как ни странно, меня приняли в училище. Правда, сначала они упали в обморок, когда я произнёс букву «р». Сказали заниматься у логопеда, сценическая речь и так далее, но, надо сказать, за год у меня так и не вышло. Потом меня забрали в армию, я продолжал упражняется там в течении ещё двух лет, и как-то после армии я вернулся и… проскочила эта «р»! Проскочила! Удивительно! Я думаю, это Господь Бог, от моего желания стать актёром, благоволил мне. Но если человек не трудится, это, бывает, возвращается, Бог наказывает за это, я сам такое видел неоднократно.

- В каких постановках вы сейчас задействованы?

- «Семейная кадриль», «Страсти по Торчалову», «Жениха вызывали, девочки». Это, с одной стороны, простые пьесы, всё на поверхности, ничего особенного там вроде нет, а с другой заставляют задуматься, открывают человеческую душу.

1425600446_boris-scherbakov.jpg

- В вашем послужном списке множество ролей, если у вас любимые? Вы играете как во взрослых, так и в детских спектаклях, какие предпочитаете больше? Кто более трудная публика?

- Конечно. Не знаю, как другие актёры, но я очень критично отношусь к себе, не считаю, что что-то удалось до конца, даже если это отмечено публикой. Из раннего моим любимым был, конечно же, Дон Жуан по пьесе Леси Украинки, не пушкинский и не мольеровский. Это был взгляд на мужчину «фашистского» направления – очень свободных анархистов. Я сам по себе анархист, не в плане исповедания, а потому что не приемлю давления над собой. Свобода меня прельщает во всех своих проявлениях. А между анархизмом и фашизмом один шаг, и это очень тонкая грань, которую тем важнее держать и не переходить. Я считаю, что очень неплохо сыграл в спектакле «Продавец дождя», там у меня была роль Ноя. Потом «Чума на оба ваши дома». И был у нас спектакль «Пролетая над кукушкиным гнездом», моя роль Макмерфи. Надо сказать, я никогда не выпадал из гнезда – коллектива и семьи, кроме как в этом спектакле. У меня было такое не то что бы прозвище, шутка: «А этот у нас выпал из гнезда». В детских спектаклях играл, конечно, волка из «Трёх поросят». Чего я там только не делал! И ходил на руках, и на коньках катался, и над крышей парил. Играть одинаково здорово везде, единственное - нужен подход. Дети не слушают, им нужно движение. Если спектакль динамичный - они будут смотреть, а если болтовня - то редко-редко. Их это не увлекает.

p21721.jpg

- Что вдохновляет вас на работу?

- Отклик публики и… тщеславие. Актёр должен быть тщеславным, иначе зачем он играет, добивается признания?

- Много ли денег получают актеры? От чего зависит зарплата?

- Несмотря на то, что мы бюджетная организация, мы не можем не зарабатывать деньги, и мы их зарабатываем своим трудом, удачно выдираем материал и спектакли, отлаживаем, и провалов почти не было. О зарплатах и говорить не стоит, но, во всяком случае, от голода мы не помираем. Мне грех жаловаться, я много озвучивал фильмов, в этом году снялся в фильме Димы Москвитина. Да, берём подработки, но не бедствуем. Благодаря умелому руководству мы всё-таки получаем каждый месяц зарплату, каждый ту, которую заслуживает, и помимо этого мы получаем премии и надбавки. Но это не зарплата московских театров, хотя может так и надо.

- Есть роли, о которых вы мечтали и продолжаете мечтать? Может, что-то вам не удалось сыграть?

- Да, хотели ставить «Три мушкетёра». Театральный вариант - это ведь не то, что кино, могло бы получиться, но не сложилось. В те годы я был молод и должен был играть д`Артаньяна. Можно было бы сыграть, но всё прошло. Так же в своё время я очень хотел сыграть в «Женитьба Фигаро». Но так и не срослось.

- Были нелюбимые роли?

- Из более чем двухсот сыгранных ролей было много мусора. Может не следует так говорить – «мусор», но, тем не менее, есть роли, которые я не люблю. И спектакли такие есть, но есть профессия и человек обязан ходить и работать.

19839.jpg

- Как вы относитесь к отрицательным или неоднозначным персонажам? В «Собачьем сердце» вы играете Швондера. Вы пытаетесь найти что-то хорошее в таких типажах? Или не обязательно сочувствовать герою, чтобы талантливо его сыграть?

- К отрицательным отношусь замечательно. Я вообще обожаю играть негодяев! Это такая почва, просто чудо, там можно найти такой простор. Я этих «розовых и голубых» героев никогда и не играл, и слава Богу, наверное, на мой взгляд, это скучно, а вот негодяи… Люди с надломом, с поиском, с противоречием с собой – это интересно, это всегда интересно. Образ Швондера у нас, по-моему удался. Он был трагично-комическим. В фильме мне никогда не нравилось, несмотря на талантливую игру актёра. До того там вышло однобоко. Главное даже не сочувствие, а разбор. Такие герои невероятно интересны, они почти неисчерпаемы и играть одно удовольствие.

- Какие у вас любимые спектакли и авторы?

- Обычно это трудные спектакли. Например, постановки Антона Павловича Чехова. Трудно очень поставить Чехова, но это нужно делать, и у нас есть такие пьесы.

- Вспомните самый комичный случай, который происходил с вами во время представления?

- Семнадцать лет я играл в спектакле «Сестра моя русалочка» министра-негодяя. Я постарел, начинал в тридцать два года и по роли говорил: «Мне тридцать три года», потом мне было сорок девять, а я всё так же говорил: «Мне тридцать три года». В какой-то момент я понял - хватит, я уже сыт.

- Как вы пришли к тому, что стали режиссёром-постановщиком? Почему выбрали именно «Костюмер»? Как сами оцениваете свой дебют?

- Я видел этот спектакль очень давно в исполнении чудесных актёров. Это такой материал, блистательный постановщик… Я бы посмотрел на него английских фильм, не голливудский. Это наше театральное закулисье, и оно настолько потрясающе точно вскрыто, без пошлости. Братство актёров, внутренняя человеческая трагедия. Именно в обычном материале столько необычного и яркого. Решился. Роль сэра Джона пришлось самому играть, актёр отказался, и я сам срежиссировал и сыграл. Постановка удалась, это был действительно хороший спектакль.

- Если говорить об околотеатральной деятельности, вы руководите театральной студией «Прометей», трудно ли вам с вашими подопечными? Это для вас тяжёлый труд, или вы отдыхаете в процессе обучения? Могут ли они и дальше идти по пути актёра?

- Я отдыхаю с этими ребятами, хотя трудно работать с самодеятельностью, там страшная текучка. С другой стороны, у меня есть ребята, с которыми я пятнадцать лет сотрудничаю. Они уже давно закончили университет, но продолжают ходить. Идти по актёрскому пути… Несколько девочек пробовали и вернулись. Профессия тяжелая, поступать сложно. А «Прометей» - моя отдушина. Мне там проще, хотя завоевать авторитет нелегко. Но у студии масса наград и само понятие – студия. Это всё равно, что семья: они развиваются, взаимодействуют. Плюс колоссальная воспитательная работа. Они учатся сами, начинают понимать жизнь, и я считаю это своей миссией вот уже двадцать лет.

- Тяжело ли быть актёром? Какие, по-вашему, главные трудности профессии, её минусы? Какие плюсы?

- Актёрская профессия очень трудная и неблагодарная. Люди думают: «А, чё там трудного, наливай да пей». Ерунда это всё. Это очень трудная профессия, требующая затрат физических и душевных, ну и желательно хороший разум. Иногда надо спорить с режиссёром – играть-то тебе. Жестокая профессия. Жестокая. Не имея дара, таланта, определённых физических данных - нечего в неё даже лезть. Дочерям я запретил быль актрисами. Плюсы — это, конечно же, отклик зрителей, узнаваемость, я уже упоминал о тщеславии, это тоже движущий фактор.

- Вне театра, чем вы любите заниматься? Какое у вас любимое хобби или досуг? Как ваши родные относятся к вашим увлечениям?

- Хобби у меня есть, очень я люблю холодное оружие. Это, видно, во мне что-то казачье говорит. Коллекционирую - это громко сказано, но какие-то вещи у меня есть. Есть связанное с театром. Мы имеем в самодеятельном театре свою костюмерную, нам выделили финансы, и все пошили себе костюмы на все времена. Я уйду, а это останется, так что это нужно и важно. Ну и ещё увлечение - люблю путешествовать и по стране и по миру. Если есть возможность - нужно ехать. Бывал за границей. Мне повезло, вступил в клуб путешествий, так что с женой можем иногда выезжать. Хотя копим целый год что бы куда-то поехать.

p21722.jpg

- Занимаетесь ли вы спортом? Я знаю, вы умеете фехтовать. Продолжаете ли тренировки? Зачем вам это, неужели для работы?

- Да, я фехтую, хотя конечно не так, как в молодости. Вот как раз когда хотел играть д`Артаньяна - это бы очень пригодилось. Актёрское ремесло тяжёлое и в физическом плане, нагрузка необходима и обязательна. С возрастом, конечно, труднее, но надо, надо.

- Как думаете, трудно с вами вашим родным? Легко ли вам снимать маску дома?

- Мои родные не имеют никакого отношения к театру, кроме как зрители, и это хорошо. Трудно ли? С женой ссоримся десять раз на дню, но это жизнь, по другому и не бывает. В семье так постоянно, а когда сюсюкают, держатся всё время за руку, я этого не понимаю. Жизнь - она не однозначна. Нужно просто жить и радоваться, дорожить тем, что имеешь. Я не праведный человек, балагур, но должен быть семейный очаг, хотя это трудно. Любить так любить, гулять так гулять, и вот это будет жизнь.

- Какие проблемы есть в театре, которые остаются без внимания властей?

- В основном финансирование. На костюмы и декорации нужны деньги, а театр, хоть и поддерживают, но в большинстве своём всё держится на инициативе коллектива.

- Какие недостатки в культурной жизни города вы бы могли перечислить.

- Здания и памятники, конечно, нуждаются в уходе, но это опять-таки финансовый вопрос.

- Любите ли вы Ставрополь? И если да, то за что?

- Город красивый, большой и родной. Я ведь родом из этих мест.

- Если бы была возможность вернуть время назад и выбрать другое занятие в жизни, вы бы воспользовались ей или повторили бы свой путь?

- Нет, ничего бы менять я не стал. Я ни о чём не жалею, не жалею абсолютно.


Новости на Блoкнoт-Ставрополь
  Тема: Лица города Ставрополя  
Ставропольтеатрдрамазакулисье
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое