Юрист,
02.11.2015 10:53
В ФАС услышали не всех
В октябре довольно резонансной стала новость о том, что Президент России Владимир Путин одобрил изменения в закон «О защите конкуренции».
Надо сказать, что судьба этих поправок, неформально объединенных под названием четвертый антимонопольный пакет, была непростой. Федеральная антимонопольная служба разрабатывала эти корректировки с 2012 года, и довольно многие инициативы чиновников были восприняты бизнесом неоднозначно, а то и вовсе – в штыки. Тем не менее, ряд возражений, звучавших со стороны предпринимательского сообщества, услышан не был.
Поправки вступят в силу в начале января будущего года. То есть у бизнеса, которого изменения касаются напрямую, будет время подготовиться. К чему именно? На этот вопрос отвечает наш постоянный эксперт Роман САВИЧЕВ, возглавляющий одно из крупнейших на Юге России «Юридическое агентство «СРВ».
– Если говорить в целом, то государство рапортует: принятие четвертого пакет поправок было продиктовано стремлением в непростых экономических условиях снизить административную нагрузку на бизнес. В некоторых моментах такое желание действительно прослеживается, – рассказывает Р. Савичев. – Так, нововведения позволяют надеяться, что заметно расширится практика предупреждений. Они вводятся по многим нарушениям антимонопольного законодательства, за которые сейчас без вариантов предусмотрена ответственность. Если компания исправилась, никаких штрафов не будет.
Далее также скажу об очевидных плюсах, ведь минусы и недоработки, как правило, становятся очевидны уже в процессе правоприменения. Так что к пробелам будет логичнее обратиться позже. Итак, поправки регламентируют поведение конкурентов на рынке, доступ к коммерческой тайне, а также изменяют процедуру пересмотра антимонопольного решения. Отдельные статьи закона по описанию негативных практик, которые встречаются на товарных рынках, должны дать возможность бизнесу более эффективно защищать свои права. В частности, впервые в законе четко прописаны все случаи недобросовестной конкуренции – например, использование компанией чужого товарного знака, дискредитация конкурента, также внимание обращено на ситуации, когда фирма заявляет, что ее товары лучшие на рынке, но при этом рекламные лозунги не подтверждаются исследованиями. Конечно, и раньше эти случаи считались нарушением, но не были детально прописаны в документах.
Другое важное изменение: впервые узаконены соглашения о совместной деятельности между предприятиями. До сих пор, если компании, которые являются конкурентами между собой, создавали совместное производство, к примеру, чтобы снизить себестоимость товаров и услуг, такие действия можно было автоматически расценить как картельный сговор. За это, по закону, нарушителям грозит штраф до 15 процентов от суммы выручки, полученной незаконным путем. Но иногда подобное партнерство может быть полезным. Скажем, когда две компании строят совместный завод, выпускают деталь, которая в равной мере используется ими обоими, но при этом остаются конкурентами на рынке других товаров. Легальных механизмов наладить такое сотрудничество до недавнего времени по большому счету не было. Теперь же если две компании заключат соглашение о совместной деятельности и оно пройдет проверку ФАС, они могут работать, не боясь обвинений в создании картеля. Для игроков, совокупный оборот которых превышает 7 миллиардов рублей, требование проводить свое соглашение через антимонопольную службу – обязательное. А все остальные могут это делать по желанию.
По новым правилам, если ФАС имеет претензии к компании, то прежде чем подавать в суд, ведомство обязано будет попытаться урегулировать все вопросы в досудебном порядке. Это называется процедурой предварительного заключения. Смысл в том, что еще до принятия решения ФАС будет выдавать предварительное заключение с изложением структуры предъявляемого обвинения, соответственно – ответчик получит право изложить аргументы в свою защиту.
Также впервые и у предпринимателей появилась возможность обжаловать решения территориальных управлений ФАС в центральном аппарате ведомства, не обращаясь для этого в суд. Более того, у фигурантов антимонопольных дел появится возможность присутствовать при рассмотрении дел в ФАС. Конечно, еще остается вопросом, насколько охотно антимонопольщики смогут самостоятельно признавать свои просчеты и оплошности. Скажу исходя из собственного опыта, аналогичная модель работы по досудебному урегулированию споров, принятая ранее налоговыми органами, пока не дала особого эффекта. И налогоплательщики, в итоге все равно вынуждены в поисках правды отправляться к Фемиде.
Пакет поправок исключает возможность признания доминирующими компаний, которые не имеют большой доли на рынке, а именно – ниже 35 процентов. Упраздняется и сам реестр таких субъектов. До сих пор компании, входящие в реестр, должны были согласовывать с ФАС все свои сделки: независимо от того, влияют они на конкуренцию или нет. Теперь этой обязанности не будет. Конечно, есть определенные риски: небольшие локальные рынки могут оказаться монополизированными и антимонопольная служба узнает об этом лишь постфактум. Но в законе на этот случай есть, в частности, серьезные оборотные штрафы.
К слову, норма о признании доминирующей компании, которая имеет долю на рынке менее 35 процентов, вводилась в 2009 году. На тот момент государству было важно продемонстрировать, что только сильное и эффективное антимонопольное регулирование в условиях кризиса способно обеспечить оздоровление и развитие экономики. Есть мнения, что в некоторой степени эта норма сдержала аппетиты некоторых игроков, которые благодаря своей доле на рынке могли негативно повлиять на него, в том числе через повышение цен. Но реальных случаев ее применения за шесть лет было совсем немного. Скорее, она действовала как страшилка, поэтому решено ее убрать.
Еще один блок новаций касается привлечения к ответственности органов власти, нарушивших антимонопольное законодательство. Например, речь идет о случаях, когда чиновники подписывают соглашения с определенными компаниями, что ограничивает доступ на рынок другим организациям. Согласно нововведениям, ФАС сможет выносить предупреждения госслужащим всех уровней. Кроме того, увеличен и максимальный размер штрафа для должностных лиц за нарушение конкуренции – с 30 до 50 тысяч рублей. За повторное нарушение последует безальтернативная дисквалификация на три года.
Также, согласно новому документу, ФАС сможет запрещать создание государственных и муниципальных предприятий, если рынок услуг, которые они смогут предоставлять, уже сформирован.
Однозначно ужесточает государственное регулирование бизнеса право властей вводить правила недискриминационного доступа к товарам на монопольных рынках. Ранее такие действия применялись только к госмонополиям, теперь такой риск появится и у частных компаний. И очень многие из них, в основном работающие на инфраструктурных и сырьевых рынках, были против такой поправки. Ее суть в том, что в случае фиксации ФАС злоупотребления компанией доминирующим положением (более 70 процентов рынка) правительство может ввести правила недискриминационного доступа к ее товарам. Эти правила должны содержать перечень товаров и данных об условиях их обращения на рынке – ценах, возможном объеме производства или продажи и существенных условиях договоров о поставках. В ФАС ссылаются на эффективность таких ограничений для госмонополий. Возможно, и так, но большой минус здесь в том, что поправки не устанавливают срок действия акта правительства. Вероятно, было бы целесообразно предусмотреть и возможность отмены конкретных правил недискриминационного доступа при изменении ситуации на рынке. Однако сроки изначально должны или прописать власти в каждом конкретном случае, или компания при снижении ее доли может обратиться в ФАС и правительство с предложением отменить ограничения. Но это не дает бизнесу гарантий, что они будут оперативно отменены.
Напоследок добавлю, что в логике четвертого антимонопольного пакета парламентом в первом чтении приняты поправки в закон «О защите конкуренции», которые должны снизить антимонопольное давление на малый бизнес. Так, согласно принятым поправкам, из-под контроля ФАС до 1 января 2018 года будут выведены малый бизнес и индивидуальные предприниматели с годовым оборотом 400 млн рублей – они, по мнению ФАС, никогда не смогут занять 35 процентов рынка, поэтому их не нужно проверять. Норма не будет распространяться только на отдельные виды хозяйствующих субъектов, финансовые организации и субъекты госмонополий.
Подготовила Ю. ПЛАТОНОВА. Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Надо сказать, что судьба этих поправок, неформально объединенных под названием четвертый антимонопольный пакет, была непростой. Федеральная антимонопольная служба разрабатывала эти корректировки с 2012 года, и довольно многие инициативы чиновников были восприняты бизнесом неоднозначно, а то и вовсе – в штыки. Тем не менее, ряд возражений, звучавших со стороны предпринимательского сообщества, услышан не был.
Поправки вступят в силу в начале января будущего года. То есть у бизнеса, которого изменения касаются напрямую, будет время подготовиться. К чему именно? На этот вопрос отвечает наш постоянный эксперт Роман САВИЧЕВ, возглавляющий одно из крупнейших на Юге России «Юридическое агентство «СРВ».
– Если говорить в целом, то государство рапортует: принятие четвертого пакет поправок было продиктовано стремлением в непростых экономических условиях снизить административную нагрузку на бизнес. В некоторых моментах такое желание действительно прослеживается, – рассказывает Р. Савичев. – Так, нововведения позволяют надеяться, что заметно расширится практика предупреждений. Они вводятся по многим нарушениям антимонопольного законодательства, за которые сейчас без вариантов предусмотрена ответственность. Если компания исправилась, никаких штрафов не будет.
Далее также скажу об очевидных плюсах, ведь минусы и недоработки, как правило, становятся очевидны уже в процессе правоприменения. Так что к пробелам будет логичнее обратиться позже. Итак, поправки регламентируют поведение конкурентов на рынке, доступ к коммерческой тайне, а также изменяют процедуру пересмотра антимонопольного решения. Отдельные статьи закона по описанию негативных практик, которые встречаются на товарных рынках, должны дать возможность бизнесу более эффективно защищать свои права. В частности, впервые в законе четко прописаны все случаи недобросовестной конкуренции – например, использование компанией чужого товарного знака, дискредитация конкурента, также внимание обращено на ситуации, когда фирма заявляет, что ее товары лучшие на рынке, но при этом рекламные лозунги не подтверждаются исследованиями. Конечно, и раньше эти случаи считались нарушением, но не были детально прописаны в документах.
Другое важное изменение: впервые узаконены соглашения о совместной деятельности между предприятиями. До сих пор, если компании, которые являются конкурентами между собой, создавали совместное производство, к примеру, чтобы снизить себестоимость товаров и услуг, такие действия можно было автоматически расценить как картельный сговор. За это, по закону, нарушителям грозит штраф до 15 процентов от суммы выручки, полученной незаконным путем. Но иногда подобное партнерство может быть полезным. Скажем, когда две компании строят совместный завод, выпускают деталь, которая в равной мере используется ими обоими, но при этом остаются конкурентами на рынке других товаров. Легальных механизмов наладить такое сотрудничество до недавнего времени по большому счету не было. Теперь же если две компании заключат соглашение о совместной деятельности и оно пройдет проверку ФАС, они могут работать, не боясь обвинений в создании картеля. Для игроков, совокупный оборот которых превышает 7 миллиардов рублей, требование проводить свое соглашение через антимонопольную службу – обязательное. А все остальные могут это делать по желанию.
По новым правилам, если ФАС имеет претензии к компании, то прежде чем подавать в суд, ведомство обязано будет попытаться урегулировать все вопросы в досудебном порядке. Это называется процедурой предварительного заключения. Смысл в том, что еще до принятия решения ФАС будет выдавать предварительное заключение с изложением структуры предъявляемого обвинения, соответственно – ответчик получит право изложить аргументы в свою защиту.
Также впервые и у предпринимателей появилась возможность обжаловать решения территориальных управлений ФАС в центральном аппарате ведомства, не обращаясь для этого в суд. Более того, у фигурантов антимонопольных дел появится возможность присутствовать при рассмотрении дел в ФАС. Конечно, еще остается вопросом, насколько охотно антимонопольщики смогут самостоятельно признавать свои просчеты и оплошности. Скажу исходя из собственного опыта, аналогичная модель работы по досудебному урегулированию споров, принятая ранее налоговыми органами, пока не дала особого эффекта. И налогоплательщики, в итоге все равно вынуждены в поисках правды отправляться к Фемиде.
Пакет поправок исключает возможность признания доминирующими компаний, которые не имеют большой доли на рынке, а именно – ниже 35 процентов. Упраздняется и сам реестр таких субъектов. До сих пор компании, входящие в реестр, должны были согласовывать с ФАС все свои сделки: независимо от того, влияют они на конкуренцию или нет. Теперь этой обязанности не будет. Конечно, есть определенные риски: небольшие локальные рынки могут оказаться монополизированными и антимонопольная служба узнает об этом лишь постфактум. Но в законе на этот случай есть, в частности, серьезные оборотные штрафы.
К слову, норма о признании доминирующей компании, которая имеет долю на рынке менее 35 процентов, вводилась в 2009 году. На тот момент государству было важно продемонстрировать, что только сильное и эффективное антимонопольное регулирование в условиях кризиса способно обеспечить оздоровление и развитие экономики. Есть мнения, что в некоторой степени эта норма сдержала аппетиты некоторых игроков, которые благодаря своей доле на рынке могли негативно повлиять на него, в том числе через повышение цен. Но реальных случаев ее применения за шесть лет было совсем немного. Скорее, она действовала как страшилка, поэтому решено ее убрать.
Еще один блок новаций касается привлечения к ответственности органов власти, нарушивших антимонопольное законодательство. Например, речь идет о случаях, когда чиновники подписывают соглашения с определенными компаниями, что ограничивает доступ на рынок другим организациям. Согласно нововведениям, ФАС сможет выносить предупреждения госслужащим всех уровней. Кроме того, увеличен и максимальный размер штрафа для должностных лиц за нарушение конкуренции – с 30 до 50 тысяч рублей. За повторное нарушение последует безальтернативная дисквалификация на три года.
Также, согласно новому документу, ФАС сможет запрещать создание государственных и муниципальных предприятий, если рынок услуг, которые они смогут предоставлять, уже сформирован.
Однозначно ужесточает государственное регулирование бизнеса право властей вводить правила недискриминационного доступа к товарам на монопольных рынках. Ранее такие действия применялись только к госмонополиям, теперь такой риск появится и у частных компаний. И очень многие из них, в основном работающие на инфраструктурных и сырьевых рынках, были против такой поправки. Ее суть в том, что в случае фиксации ФАС злоупотребления компанией доминирующим положением (более 70 процентов рынка) правительство может ввести правила недискриминационного доступа к ее товарам. Эти правила должны содержать перечень товаров и данных об условиях их обращения на рынке – ценах, возможном объеме производства или продажи и существенных условиях договоров о поставках. В ФАС ссылаются на эффективность таких ограничений для госмонополий. Возможно, и так, но большой минус здесь в том, что поправки не устанавливают срок действия акта правительства. Вероятно, было бы целесообразно предусмотреть и возможность отмены конкретных правил недискриминационного доступа при изменении ситуации на рынке. Однако сроки изначально должны или прописать власти в каждом конкретном случае, или компания при снижении ее доли может обратиться в ФАС и правительство с предложением отменить ограничения. Но это не дает бизнесу гарантий, что они будут оперативно отменены.
Напоследок добавлю, что в логике четвертого антимонопольного пакета парламентом в первом чтении приняты поправки в закон «О защите конкуренции», которые должны снизить антимонопольное давление на малый бизнес. Так, согласно принятым поправкам, из-под контроля ФАС до 1 января 2018 года будут выведены малый бизнес и индивидуальные предприниматели с годовым оборотом 400 млн рублей – они, по мнению ФАС, никогда не смогут занять 35 процентов рынка, поэтому их не нужно проверять. Норма не будет распространяться только на отдельные виды хозяйствующих субъектов, финансовые организации и субъекты госмонополий.
Подготовила Ю. ПЛАТОНОВА. Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ