Великих нет, а рифма от лукавого: как в Ставрополе выживает современная поэзия глазами Маргариты Сааковой
Маргарита Саакова. Источник фото: личный профиль
Читайте также:
- «Проезд должен быть около 35 рублей»: ставропольский перевозчик рассказал о бизнесе, затратах на машину и действиях властей (28.02.2022 17:10)
- «Гандбол важнее денег»: капитан ставропольского «Виктора» откровенно рассказал о жизни и карьере (19.02.2022 15:45)
- Изучение наносистем и научные статьи: ставропольская ученая Анна Испирян рассказала, чем занимаются женщины в науке (13.02.2022 15:02)
- Рак ― не насморк: хирург-онколог из Ставрополя Арсен Койчуев о зависимости от работы и спасении людей в пандемию (04.02.2022 21:15)
- Барабанщик из ставропольской группы «Мария-Режина» рассказал о треке с экс-солистом «Iron Maiden» (28.01.2022 21:01)
Ставрополь не назовешь одной из столиц для взращивания творческих людей. Возможно ли быть «нормальным» и писать, как поэту пережить спецоперацию и жива ли творческая жизнь в Ставрополе после пандемии корреспонденту «Блокнота» рассказала Маргарита Саакова.
Маргарита Саакова родилась в Ставрополе и практически всю свою жизнь прожила здесь. Работала фотографом, затем пришла в журналистику. Стихи пишет столько, сколько себя помнит, но настоящий творческий старт случился в 2011 году, когда поэтесса училась на последнем курсе журфака: нашлась компания единомышленников, с которыми устраивали спектакли и перформансы. О чем именно тогда писала, не помнит, но, отвечая на вопрос, предполагает, что скорее всего, о любви.
― В 2012 году когда подошел сознательный возраст и начались достаточно спорные события в стране, был небольшой рывок оппозиционной поэзии. Были сильные переживания, и тогда я поняла, что писать можно не только о любви, ― вспоминает Маргарита.
На самом первом своем слэме (поэтическом соревновании между авторами, на котором каждый читает собственные тексты, а оценивает их именно публика ― прим. ред) в Ставрополе она еще не понимала, что это такое.
― Приходим двадцатилетние, юные, веселые и я занимаю на нем предпоследнее место. Вместо того, чтобы сломаться, я разбиралась, почему это произошло. Приходила на следующие два слэма, пока не заняла второе место. Тогда я начала смотреть на формы и читала, как строятся рифмы и образы. Это дало большой толчок. Для поэта не так важна матчасть, но лучше быть в курсе. Некоторые пишут, как попрет. Важно соблюсти баланс и не упускать свое «я». Зачем писать как второй Пушкин, когда есть первый? Слэм это в первую очередь тусовка. Главная ошибка в том, что новички воспринимают слэм как конкурс. Это около литературная игра, где все друг-друга развлекают, а победа как приятный бонус. Нет профессионального жюри, карточки раздают зрителям. Можно привести с собой десять друзей и все тебя засрут, ― шутит собеседница.
На сегодняшний день поэтическая тусовка в Ставрополе еле жива. Как рассказывает Маргарита, по творческой жизни города сильно ударила пандемия и переезды людей, которые были ее локомотивом. В условиях маленькой провинции творческая жизнь то загорается, то тухнет. Потому, как рассказывает героиня, был период, когда стихи писались в стол и не зачитывались публике.
― Мои стихи по большей части аудиальные и написаны под живое выступление. Я редко сижу и высчитываю слоги, чтобы они хорошо читались с бумаги. Был пик выступлений с 2014 по 2016 год и стимул писать. Потом часть площадок закрылась, и я стала организатором поэтических слэмов, принимать участие в них не могла. Около двух лет не выступала и часть стихов пошла в стол, а другие я не дописала ― бросала на полуслове, потому что нет стимула. В 2019 году снова начались поэтические слэмы уже не под моим руководством и пошел опять рывок, ― делится Маргарита.
Она вспоминает историю до отборочного слэма двухлетней давности, после которого случился новый расцвет творчества: сидела вместе с друзьями-поэтами в пятигорском баре, где они решила на спор написать пару строк на салфетках и узнать, что из этого выйдет.
― Я поняла, что мне нравится писать на концертах, в барах, потому что есть, откуда цеплять вдохновение, ― оборачивается и смотрит на гирлянду, ― Вот, лампочки мигают, почему нет? Почему бы не попытаться найти в этом поэтичный образ, который получится вписать в реалии этой жизни? Я написала два стихотворения, на следующий день вышла на поэтический слэм и выиграла его.
Без критики сложно расти дальше, но ее нужно делить на два, считает собеседница.
― Был случай, когда смеялась в голос. Есть некая литературная школа, куда я пару раз ради интереса походила. Но после обсуждения моей подборки стихов на рифме «о, скалы», «оскалы» мне преподаватель написал, что эта рифма от лукавого, ― говорит ставропольчанка.
Саакова делится, что переросла период «Хочу стать великим поэтом». Желания собирать стадионы и быть как Вера Полозкова ― сейчас не про нее. Конечно, всегда хочется, чтобы был зритель. В последние годы в Ставрополе с этим грустно. Периодически Маргарита проводит поэтические перфомансы, придумывает что-то новое и выходит за формат привычных литературных вечеров. К примеру, перед днем рождения прошел бесплатный творческий вечер, где она читала свои тексты под музыку, под лучами проектора, который показывал ее фото.
― Людей сейчас совсем мало, но мы учитываем мировую повестку. У многих в связи с происходящим началась депрессия и это тоже сыграло роль. С одной стороны, читать на полупустую аудиторию легче ― не так страшно облажаться. Когда впервые выступала в Красноярске на аудиторию 350 человек и это транслировали онлайн, было сильное волнение. С другой стороны, когда по три часа в день за неделю до выступления подбираешь фотографии и музыку, а на него приходит пять человек, становится немного непонятно, оправданы ли старания. Да, ты это делаешь для себя в первую очередь, потому что хочется выплеснуть и ты это сделал, но все равно грустно, ― рассказывает собеседница.
Новейшая поэзия отличается от той, что была в прошлом веке. К примеру, язык трансформировался за последние 10 лет после технологического взрыва.
― У меня, например, названия социальных сетей встречаются в каждом пятом стихотворении, ибо это неотъемлемая часть жизни. Поэт должен говорить о том, что происходит вокруг. Появляются новые образы, развивается перформативный формат. Когда я ездила в Красноярск, выступал актер, который имитировал звук зажеванной пленки в микрофон, когда читал стихотворение, и в контексте выступления это было очень органично, ― вспоминает Саакова.
Цензура тоже существенно влияет на поэзию. Самое простое ― мат. Но это важная часть языка, экспрессии, уверена поэтесса. На выходе можно иметь два варианта текста: условно цензурный и условно настоящий.
― Есть несколько таких текстов. Я не люблю писать матом, но иногда без него не получается. В прошлом году участвовала в московском поэтическом слэме. Я не знала, какую версию читать, но настолько вошла в раж, что уже после выступления села на стул и спросила: «Я с матом прочитала или без?», ― говорит собеседница.
У Маргариты стихи и по сей день могут рождаться как реакция на происходящие события.
― У меня было написано стихотворение, которое полно абстрактных наборов и изначально не понимаешь, о чем речь. Оно условно заканчиваются фразой «Взять огнетушитель, выдернуть чеку, чтобы нахрен залить этот глобус», то есть потушить пламя, которое сейчас на планете разгорается. Я больше ушла в образную поэзию, ― приводит пример поэтесса.
У писателей есть тексты-фавориты, есть средние. Маргарита считает, что самое любимое стихотворение невозможно определить, все зависит от внутреннего состояния. На данный момент ей ближе всего текст «На внутренних часиках тикает Кали юга». Рассказывает, что написала его в баре перед Новым годом.
― По телевизору играло что-то жутко попсовое и вычурно праздничное. Громкая музыка, запах соуса барбекю, который терпеть не могу, вдобавок по дороге к пабу жутко замерзла, ― вспоминает собеседница, ― Все это сложилось в текст о нестабильности, невозможности строить планы. В связи с последними событиями я снова и снова проживаю это состояние, когда вокруг что-то происходит, а ты ничего не можешь с этим сделать.
Скрыться в тени самого дальнего уголка.
На внутренних часиках тикает Кали юга —
Под тяжестью сотворенного мира
В бескрайних потоках густого эфира
Походка совсем неупруга и нелегка.
Сами собой перекрещиваются ресницы.
Где-то внутри пульсирует «тебе врут, тебе врут»
И руки себя же объятиями прикрывают
От источника хриплого внутриутробного лая —
Он пока еще держит дистанцию, но уже не боится.
И намекает, что не осталось вариантов спастись.
Где-то уже распустились цветы,
Что кто-то положит сначала к твоим ногам,
А позже на землю провинциального города на югах,
А через века тут вырастет яблоня или тис
Остальные елочными игрушками падают на асфальт.
И в тени самого дальнего уголка не скрыться,
И не вырваться из бесконечности круга -
Стены вокруг белоснежны, мягки и упруги.
А где то внутри повторятся слово «жаль».
― Слово лечит?
― Да. На последнее выступление пришла подруга со словами «Я в жуткой депрессии, а давай пожестче, чтобы меня как через мясорубку пропустило». Заканчиваю свою часть выступления, она прощается и уходит. Через несколько минут я получаю от нее сообщение: «Иду по улице и плачу». Человек поймал катарсис (освобождение эмоций после душевного потрясения или перенесенного страдания, ― прим ред.), и ее отпустило. Для меня поэзия ― рефлексия. Если я эту тему не чувствую, я о ней писать не буду, ― говорит собеседница.
Современные поэты все еще встречаются со скепсисом, но он другого формата. Перед выступлениями люди ожидают, что перед ними начнут читать бесконечную нудятину про тополь под окном. Вместо этого они приходят на шоу, в котором перекатывают слушателя через все возможные эмоциональные состояния.
― Как относишься к стереотипу о том, что творческие люди не могут быть счастливыми, иначе они не писали бы?
― Счастье ― спорный момент. Нужно понять, каким бы ты ни был счастливым, всегда будут раздражители, из-за которых срываешься. Да, я поняла, что с тех пор, как я нашла счастье в личной жизни, практически не пишу о любви. Если и пишу, то в этих текстах любовь как образ. Когда мы готовили два года назад парные сборники с мужем, я сортировала тексты. У меня есть глава, посвященная отношениям, любви и тому подобному. Я смотрю на нее и там почти нет текстов, их только пять, ― смеется, ― И то я с трудом впихивала туда что-нибудь. У нас с мужем не короткие отношения. Мы вместе больше десяти лет, а в браке восемь. За десять лет практически не писала о любви, потому что я и так в ней и счастлива.
Творческий путь с мужем начинали вместе. Маргарита и Антон вышли из одной тусовки, в которую попали еще на первом курсе. Познакомились на поэтическом вечере, где их поставили выступать в одну компанию.
― Изначально по атмосфере и тематике были близкие тексты. Потом нащупала свое «я», а Антон начал отходить от поэзии. Для нас 2019 год был важным моментом, надо было подвести черту, где мы вдвоем, чтобы отпустить каждого в свою сторону, ― рассказывает поэтесса.
― Делишь поэзию на мужскую и женскую?
― Наверное, есть смысл, но очень поверхностно. Допустим, Вера Полозкова и Сола Монова ― у них есть отдельные вещи, которые можно условно причислить к женской поэзии. Но я знаю огромное количество женщин, которые переплюнут любого мужика в плане жесткости, твердости текстов.
― Как относишься к культу ментальных расстройств: якобы если у писателя нет проблем с головой, ничего великого не напишешь. Возможно, условно говоря, быть «нормальным» и писать?
― Думаю, да. У меня есть, к примеру, хорошие знакомые, которые сидят на антидепрессантах, но продолжают писать очень крутые тексты. Это уже переход в сторону ремесла. У них навык был отточен настолько, что сейчас они могут спокойно его использовать. Знаю людей, чья поэзия переросла в ремесло, но от этого качество их текстов не исчезло. Кто-то из них обязательно пишет минимум четыре строки в день. Есть и те, кто пишут на заказ. Тут уже, я считаю, теряется смысл.
― Назови своих любимых писателей.
― Я не буду называть попсовых Пелевина, Сорокина, Елизарова, Веничку Ерофеева. Если говорить о менее известных, то Роман Михайлов, «Ягоды. Сборник Рассказов». Это современные мрачные сказки о событиях, которые происходят в 90-е. Наталия Мещанинова «Рассказы» ― фрагментарный роман, где описаны воспоминания из детства. У меня тоже есть мысли написать автобиографическую книгу, ― делится собеседница.
Детство Маргариты прошло в ресторанах. Ее отец был музыкантом в лихие 90-е и он часто ездил на заработки к морю, а вместе с ним супруга и маленькая Марго. С теми временами, как рассказывает поэтесса, связано много контрастов: семья могла жить неделю в машине возле ресторана и при этом отец в подшивку машины закатывал пачки с купюрами, которыми его осыпали во время выступлений.
― Чем хороший поэт отличается от великого?
― Я сейчас пытаюсь понять, кого я считаю великим поэтом. В современном мире это гораздо сложнее, потому что мы находимся в интернет-пространстве, где у каждого свое мнение. До его появления поэты были голосом обычных людей. Наверное, тот, кто ловил и доносил, не боясь власти, гонений, непринятия, был великим. Сейчас в хоре мнений это практически невозможно. Есть много выдающихся, но великих даже не знаю.
Себя сложно к кому-то перечислить, ― задумывается, ― Я сижу в своем условном болоте и рассказываю стишки кучке из пяти человек. Наверное, странно называть себя поэтом в принципе. Хотелось бы вырваться куда-то в более крупный город и собрать аудиторию, но пока такой возможности не было. Посмотрим, может что-то изменится.
Лариса Тульчанская
Источник фото: личный аккаунт Маргариты Сааковой в соцсетях
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ