Ставрополь Пятница, 19 апреля
Общество, 29.09.2020 13:06

Настроение всегда ковидное: записки ставропольской мамы о современных школьных реалиях

Прошел сентябрь, и вот-вот наступит октябрь, а школы вопреки курсирующим слухам на удаленку так и не перевели. Во всяком случае, де-юре российское образование все то же. И школа стоит на том же месте. И работают в ней все те же педагоги. И цвет формы не изменился. Однако де-факто в нынешнем году школа, в которую пришли учиться наши дети, совсем другая. 

Начинается день не с веселого ребячьего гула на порожках, а зычных призывов учителей: «Детки, не сбиваемся в кучи. Каждый класс разошелся по своим квадратам, расчерченным на асфальте. Не выходим за периметр». Право, это уже даже не школа. А какая-то зона особого режима. Коронавирусного. 

Гнетущее впечатление усиливает дальнейшая команда: «А теперь оголите правые ручки. Сейчас температуру мерить будем». И начинается новый круг ада, в котором бедные учителя с выданными бесконтактными термометрами должны и на табло смотреть, и его показания в журнал фиксировать. Термометров же не всегда хватает. Те же, что есть, порой зависают, и прибор нужно хорошенько обо что-то стукнуть, чтобы «система» заработала. Причем у одного и того же ребенка «свой» градусник может показывать 35 градусов, а «соседний» и вовсе 31,5. Одним словом, отечественный хай-тек.

Когда к этой суматохе добавляются еще и родители, любопытства ради интересующиеся: «А сколько там у моего Петеньки, Васеньки, Машеньки «набежало». И хорошо, если термометр показывает пусть и не однозначные, но все же цифры до 37 градусов. Тогда как те же 37 — это веский повод вызвать медсестру, поднять переполох, отвести ребенка в сторону и через пять минут повторить процедуру снова. Уже под родительские истерики, что «Юрик здоров как бык, просто бегал и вспотел, отсюда и результат». 

«Если прошлой весной мы на легкое недомогание даже не реагировали, собирались и молча шли на уроки, теперь каждый чих — повод задуматься», — сетуют родители.


Вы удачно прошли термометрию? Не спешите выдыхать. Учительско-родительский квест «Добраться до дверей кабинета» еще не закончился. Поскольку дальше всех ожидает испытание так называемым «организованным проходом». Если вкратце, то сегодня за каждым классом закреплено отдельное время, когда ученики должны зайти в школу. По большому счету, это пять-десять минут, в течение которых дети должны пройти через дверной проем, раздеться, переобуться и покинуть холл! И это то самое «разделение учебных потоков», чтобы школьники вроде как не пресекались. Но если старшие классы все делают организованно и быстро, не нужно иметь семь пядей во лбу, дабы понять, что активная и шустрая малышня не будет послушно стоять в очерченном им квадратике и безропотно ждать своей очереди. Скорее наоборот, подобные границы вызывают стойкое и непреодолимое желание их нарушить. Когда вопреки тем самым призывам, наши дети дружно носятся по прилегающей территории, пока учитель уже весь издерган и сорвал голос в попытках вернуть всех на место.

И вообще нам повезло, что в нашей школе одна смена. Плюс есть пожарные входы и выходы, позволяющие администрации скорректировать не только время приема детей, но и само место входа, когда начальные и старшие классы заходят с разных дверей. Поэтому школьных «пробок» не образовывается.

— У нас два корпуса. Но журнал термометрии лежит только в одном. Поэтому перед тем же уроком физкультуры дети вынуждены бежать в первый корпус измерять температуру, а потом возвращаться обратно во второй, чтобы переодеться к уроку, — рассказывают родители. — В чем логика? Почему журнал изначально нельзя продублировать? Хорошо, сейчас на улице тепло. Но скоро похолодает. И дети все также будут кочевать из одного в здания в другое, или дожидаться под промозглым ветром и дождем своей очереди войти в школу? И где здесь про безопасность и здоровьесбережение?

Но вот толпа двинулась с места. Все выдохнули. И вдохнули снова, когда через пять минут на телефоны пришла новая SMS. Теперь с сюрпризом от родкома. Мол, уважаемые родители, сегодня вместо четырех уроков три. Забираем в 10:20. Впрочем, «сюрприз» оказался и не сюрпризом вовсе. Сюрприз носит разовый характер. Тогда как минувший месяц обучения показал, что «день прошел и ладно», — пожалуй, на таком принципе сегодня зиждется весь образовательный процесс. Когда никто наперед не загадывает, что будет завтра. Учителя тоже люди. И тоже болеют. Коронавирусом в том числе.

И да, в требованиях Роспотребнадзора черным по белому прописано, что в случае, если СoVID заразится учитель, школы и отдельные классы закрывать на карантин не будут, на замену школьникам должен прийти другой учитель. Не написано только, где его взять, когда из педагогического штата «сезонные» болезни выкосили треть сотрудников. А оставшиеся в той же начальной школе учителя разрываются между своими классами и «подкидышами». Иногда вовсе уроки приходится отменять.

Поэтому два урока рисования за день? Вау, как круто! Английский в первом классе обычной средне-образовательной школы? Зато «хау ду ю ду» теперь знаем, как переводится. Сказки на математике? Ну, три же поросенка было и одна репка? Дареному коню, как говорится…

— По расписанию у нас в субботу пять уроков. Но вот уже четвертую неделю их всего два или три. И полбеды, если бы жили рядом со школой, но каждый день на дорогу тратим 20-30 минут. Ладно, в будние дни. Но с такими «плавающими» расписаниями у наших детей «вылетает» и суббота. Когда они и выспаться дома не могут, но и учебы не получается, — вздыхают семьи.

Но вместе с тем все прекрасно понимают, что такой расклад все же на порядок лучше дистанционки. Прошлый учебный сезон показал, что вопреки заверениям чиновников, мы оказались к ней банально не готовы. Ни дети, ни родители, ни сами учителя. Для качественного объяснения школьной программы нужен живой контакт с детьми, а не на экране смартфона.

Контакт, который худо-бедно, но сегодня есть. И который так нужен первоклашкам, кто только пришел учиться и получил исковерканный вариант образовательного стандарта. В котором уроки не уроки, задают одно, спрашивают другое, родители объясняют третье и при этом во время домашнего задания кричат, психуют, костерят школу и учителей, за которых «не нанимались выполнять их прямые обязанности». А теперь вопрос на засыпку? Сколько при таких исходных данных у первоклашки шансов полюбить школу?

Школу, в которой больше нет и полноценных перемен, и той самой свободы передвижения, когда можно было кататься на перилах, вытирать брюками школьный паркет, знакомиться с ровесниками из параллельных классов, лететь гурьбой в столовую. Да, школа стала другой. В коридорах и на переменах теперь там пусто. Вместо детей по ним бегают учителя. Тоже, к слову, очередные антикоронавирусные реалии.


Когда по новым санитарным правилам за каждым классом закреплены отдельные кабинеты. И теперь уже не ученики ходят к педагогам, а учителя идут к детям и тащат за собой охапки тетрадей, раздаточный материал, карты, всевозможные наглядные пособия.

«Сегодня прошел первый рабочий день. Дети и учителя очень устали от жары. А еще от постоянного нахождения в классе дети потеряли настроение и желание что-либо делать. Учителя устали так, как будто отработали четверть. Лично я «намотала» такой пробег по школе, что, кажется, стерла ноги по самые колени. Растеряла часть своих вещей по классам. Просто кошмар. Верните нам нормальные условия работы и учебы!» — отмечают педагоги.

Надо ли говорить, что подобными историями сегодня завалены учительские чаты. Как и жалобами, что в отдельных школах продленка длится максимум до 14 часов, которые никак не спасают, если родители работают до 18.00, и нет ни бабушек, ни дедушек. Зато есть полная неопределенность — как быть дальше? То ли объединятся с другими мамами в группы, когда дети кочуют по дням из одной квартиры в другую. То ли искать официальные группы дневного пребывания детей, но где брать на них деньги? То ли самой бросать работу, но на что жить?

Право, если здравоохранение вступило в коронавирусные реалии со скрипом, то образование к ним вовсе оказалось не готово. И даже не столько технически, сколько морально. Хотя, казалось бы, у нас опять-таки было время и печальный опыт прошлого учебного сезона, чтобы за лето провести работу над ошибками и перестроится на работу в новой школьной действительности. На что потратили мы эти три месяца? На техническое оснащение. На игру в борьбу с коронавирусом, что, по большому-то счету, является и не образовательной задачей вовсе. Главная задача школы — заинтересовать ребенка, привить ему любовь к знаниям, желание учиться. Справились ли с ней? Вопрос остается открытым.

Юлия Степанова


Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

  Тема: Коронавирус  
Ставропольский крайкоронавирусшколыобучениемнение
0
0