Ставрополь Четверг, 28 марта
Общество, 18.11.2015 10:35

Николай Шурупов - «Смыть плесень с мозгов - тогда жизнь наладится!»

Николай Шурупов - «Смыть плесень с мозгов - тогда жизнь наладится!»
Николай Петрович Шурупов родился в 1952 году. Вся его жизнь связана с селом Новоселицким.

После окончания школы начинал рядовым скотником. Впоследствии окончил Григорополисский сельхозтехникум и агрономический факультет Ставропольского сельхозинститута. В 1976 году был назначен бригадиром. Со временем в родном колхозе имени Ленина прошёл все ступеньки руководящих должностей кроме председательской.

В 1997 году создал свое хозяйство под характерным названием «Свободный труд». Начинали новое дело вдвоём — с супругой Валентиной Ивановной. Сейчас ООО СХП «Свободный труд» - одно из лучших и эффективных сельхозпредприятий России. Здесь выращивают весь спектр сельскохозяйственных культур, характерных для климатической зоны района: пшеницу, ячмень, рапс, подсолнечник, овес, горох, просо и кормовые культуры. Стабильно развивается животноводческий сегмент предприятия, а производство готовой продукции из собственного сырья увеличивается с каждым годом. При этом постоянно открываются новые направления. В хозяйстве начали разводить племенных скакунов английской породы, открыта база отдыха «Золотые пески». Инициатор и заказчик реконструкции Спасо-Преображенского храма в Новоселицком.

Награжден серебряной медалью «За вклад в развитие агропромышленного комплекса России», орденом Русской православной церкви святого благоверного князя Даниила Московского, медалью «За заслуги перед Ставропольским краем».

В 2014 году Николай Шурупов стал «Героем труда Ставрополья».

«Смыть плесень с мозгов — тогда жизнь наладится!»


Руководитель одного из самых благополучных сельхозпредприятий России известен многими своими нестандартными решениями, но именно они принесли ему успех.

– Почему я не остался в колхозе? - горячится Николай Шурупов. - Да потому, что работать нужно, а там по всякому пустяковому поводу нужно собирать правление и убеждать каждого профана в правильности решения. Бред!

...В своих суждениях Николай Петрович категоричен. Но время доказывает их эффективность. У Шурупова куда ни загляни, устроено «всё не так». Он — хозяин своего сельхозпредприятия, но прибыли не ищет. Когда вся страна пыталась выживать, Шурупов на свои деньги начал строить в Новоселицком спортзал. При этом самому было в то время очень непросто. Впрочем, сложностей у Шурупова всегда с лихвой. Потому что идёт наперекор. К нему очень подходит фраза главного героя оскароносной «Москва слезам не верит». Великолепный «Георгий Иваныч, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора» во всей своей многогранности очень ёмко выразил личные приоритеты: «Я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю, а не то, что модно, престижно или положено... » Но когда фильм вышел на экраны, Николай Петрович уже был колхозным бригадиром, вполне сложившимся руководителем. И вполне успешно рос по служебной лестнице. А в 1997 году с поста первого зампредседателя колхоза, в сложнейшее для крестьянства время, когда все предпочитали жаться друг к другу и пытаться выжить, он создал свое фермерское хозяйство. Ну как — хозяйство... Одноэтажное здание, старенькая «Волга» и 24 га земли. Сейчас только пашни — 40 000 гектаров и длиннющий список всего-всего. Начинали вдвоём с женой. А через 4 года Шурупов уже строил спортзал. Односельчане озадаченно чесали затылки — тут штаны бы поддержать, а он ерундой занимается. Зачем?
 


– Так не себе же строил — для всех, - удивляется Николай Петрович. - Сейчас бы получше построил. Но какие на тот момент были возможности, так и построил. И в этом зале уже вырос чемпион мира и двукратный Европы по волейболу.

В восьмитысячном Новоселицком! Такая огромная страна — сборную не можем собрать... Каждый у себя воспитает по одному — и не будем краснеть за наших спортсменов. Хотя не для выращивания чемпионов построил. Нужен людям активный отдых — чтобы на приключения не тянуло, и по подворотням бутылки не облизывали. А если время от времени кто-то и на профессиональном уровне успехов добьётся — это ведь гордость села, района, края и страны. Россия — она великая! Но страна — это мы. И нам доказывать величие России — в спорте, науке, труде — каждый на своём месте. Тогда и весь мир ни на полсекунды не усомнится, что Россия — великая!

Всё это Шурупов говорит без пафоса, очень эмоционально, но совершенно искренне. Потом, улыбнувшись, с грустью добавляет: – Меня же за этот спортзал в край на ковёр вызывали. Собрали комиссию. Сидят, шевелят бровями — полный кабинет дармоедов. Ну поорали на меня. Смолчал — от меня не убудет. Только где теперь эти чинуши? А спортзал — вот он, стоит. Людям радость, стране польза. Да, построил я его без всех необходимых разрешений, потом оформил. Потому, что я строю быстрее, чем они бумажки успевают перекладывать. Но это же не мои проблемы? Ну, ходил бы я года два по кабинетам, собирал никому не нужные печати. А чемпион наш, например, за это время в плохую компанию бы попал. Кому от этого было бы лучше? Нужно делать, пока есть возможность. Я же знаю, что не эти бумажки бюрократам нужны. А другие — шуршащие, в конверте. Но взяток не даю принципиально и кредитов ни копейки не брал — нечего кормить неизвестно кого. Хотят денег — пусть работать идут!
 
 

А действительных тружеников Николай Петрович очень уважает. Он первым в крае возродил традицию вручать лучшим работникам автомобили. Только если в советское время человек получал право на покупку машины, то Шурупов их дарит, потому что знает - своим трудом люди это заслужили. Сейчас в Новоселицком на одном из недавних пустырей вырос коттеджный посёлок — уже 21 семья сотрудников «Свободного труда» получила в награду симпатичные двухэтажные дома. Их передают без всяких условий — не требуют отработать сколько- то лет на предприятии или вроде того. Потому что Шурупов уверен — человек и сам никуда не уедет оттуда, где хорошо.

– Разные бывают у людей проблемы. Детский садик ребёнку, отправить на учёбу старших, приболел кто-то. Что можем — решаем на корню, те же детсады мы и сами себе строим, - продолжает поражать социализмом с человеческим лицом в отдельно взятом хозяйстве Николай Шурупов. - И чтобы мой работник ходил, выпрашивал по инстанциям какой- нибудь укол или примочку — это для меня позор будет! Мы в состоянии оплатить качественное лечение. И дети наши должны учиться в хороших вузах. У людей должны быть условия, тогда они будут нормально работать. Вот почему на Украине кучка идиотов смогла устроить бардак? А никто проблемами людей не занимался — им без разницы, что одни господа, что другие — не верят они уже никому, заняты выживанием. Вот и смогли кашу Та самая первая «Волга» заварить в стране с населением в 50 миллионов. А если у людей всё нормально, смутьяны получили бы граблями по горбу, чтобы не отвлекали от работы. И на том бы всё закончилось.

Вот о чём ни начнёшь говорить с Шуруповым, у него как-то сразу обо всём получается. Он проблемы поднимает, как в той песне - «и районного масштаба, и всемирного почти». Да и в нём самом как-то очень гармонично уживаются приземлённая крестьянская сметливость и государственный размах. Начинаем про людей, сворачиваем на страну в целом.

– Вот нет у меня пока молочного животноводства. Но будет! Это же стыдоба какая — чтобы в России не хватало своего молока и мяса... Говорят — не выгодно. Постараемся сделать выгодным. Что у нас сейчас под надписью «Молоко» продают? Процентов десять молока для цвета и запаха, дальше порошком с водой размешали — кушайте. Это же отрава! Крестьянин отдаёт нормальное молоко по 17 рублей за литр. Народ получат итоговую бодягу по 40 рублей. Страдает крестьянин, страдает потребитель. А кто-то на этой разнице зарабатывает. Поэтому будет у меня молочное стадо, - упорствует Шурупов. - Всё у нас должно быть своё и натуральное. Сейчас глубокую переработку всего, что производим, сделаю. Вырастили — переработали — прилавок — потребитель. Всё, точка — никаких посредников. И продукты будут качественнее и дешевле.

Звучит фантастически. Но сколько раз Николай Петрович шёл наперекор всем уверениям чиновных аналитиков — и оказывался прав! Кстати, и про кредиты решил уточнить. Со взятками-то понятно. Но общемировая практика считает, что доступные и длинные займы способны серьёзно ускорить развитие. Но у Шурупова и здесь — своя правда.
 
 

– Наше золото — это пшеница, - раскрывает он свои «золото-валютные» резервы. - Кто не продал урожай на корню барыгам, у тех сейчас за эти несколько месяцев после уборки прибыль от лежащего в закромах зерна выше, чем в любом банке проценты. Доллар растёт? Значит, продадим за доллары, а здесь построим за рубли. Бумагу с напечатанными иностранными президентами есть не будешь. Хлеб — самая стабильная валюта мира! А те, кто весь год трудился и сразу продал урожай — они же не глупее всех. Кредиторы руки выкручивают и вынуждают. И кормятся жирно с крестьянского труда... Вот поэтому я в эти игры не играю. По средствам живём — на что есть деньги, то и делаем.

При этом, «на что есть» Николай Петрович определяет порой очень непредсказуемо. Детсад построить или новый производственный корпус — это понятно. Но купить элитных жеребцов, победителей международных скачек, и развести табун в 120 голов породистых скакунов — это даже для столь эксцентричного в своих решениях Шурупова для многих показалось перебором.

– Хочу конно-спортивную школу открыть. Так же сделаю иппотерапию для детей с ДЦП и другими заболеваниями, - говорит Николай Петрович. - А элитные скакуны всё это обеспечат. Пока они себя не окупили, да и особой прибыли не жду. Помогут реализовать задумку — вот и выполнят они свою задачу. Конечно, расходы на породистого красавца и покладистую лошадку для больных деток разные. Но инфраструктура примерно одинаковая — стойла, условия для выездки и так далее. Конюхи и ветеринары, другие специалисты. Да и деньги здесь ни при чём. Это же царские лошади! Неужели мы не можем позволить нашим людям жить по-царски?

Шутит он или нет — не очень-то и поймёшь. Да это и не столь важно. Потому что все эти разговоры в итоге превращаются в серьёзные проекты. Достаточно посмотреть на самое красивое строение Новоселицкого района — величественный особняк. Это мозговой центр «Свободного труда». То, что раньше бы назвали правлением колхоза или конторой. Хотя ни на то, ни на другое это здание никак не похоже. Кстати, дом, где живёт семья Шуруповых поскромнее — и находится в том же коттеджном посёлке на одной улице с механизаторами. Впрочем, на работе Николай Петрович проводит гораздо больше времени, чем с семьёй. И он — не кабинетчик. В особняке «Свободного труда» без предварительной договорённости его застать практически невозможно — он встречается с людьми, ездит по объектам, при этом ещё постоянно отвлекается на многочисленные звонки.

И вот - пока самый необычный проект этого интересного человека — санаторный комплекс «Золотые пески». Слышал про него, но как-то всё звучало слишком восторженно. Впрочем, после личного общения с Шуруповым уже был готов ни чему не удивляться. Денёк был пасмурный. Но тем «сюрпризней» получился эффект. Ехали в тумане — и вдруг раз — и появилось одномоментно это великолепие на Волчьих воротах.

Морально был готов поразиться. Но всё равно — не так глобально же. Ну, нет ничего подобного — ни в крае, ни в окрестностях. На берегу рукотворного озера возник посёлок. С пригорка он выглядел как игрушечный — аккуратные домики, дорожки, изумрудное футбольное поле, бирюзовые бассейны и, как будто из Лего собранные, детские площадки. И лишь подъехав поближе, становится понятен масштаб, и насколько здесь всё «по-взрослому» сделано.

– Места здесь очень красивые. Озеро — мой ровесник, мы с ним с одного года рождения, - продолжает Николай Шурупов. - Не зря его называют ставропольским Байкалом — вода наичистейшая и прозрачная. От «диких» туристов здесь никогда отбоя не было. Но и все сопутствующие явления этой популярности были в полном объёме. Мусор, пакеты, кострища, грязь... Ну, разве так можно? Вот и захотелось сделать здесь всё по-человечески. Чтобы и людям было удобно, и природа не страдала.

Уже сейчас это «захотелось» обошлось Шурупову в 350 миллионов рублей. Но он не собирается останавливаться на нынешних 200 местах для отдыхающих. Будет и дальше облагораживать береговую линию, пляж, строить новые коттеджи. Но эта часть комплекса «Золотые пески» уже готова практически полностью. Рабочие ещё немного «подшаманивают» территорию — высаживают деревья, кустарники, цветники. Заканчивают ландшафтный дизайн.

– Хотели сначала дорожки сделать идеально ровные, по линеечке и по уровню. Но потом решили не идти против природы, - делится творческими исканиями Николай Петрович. - И получились вот такие вот замечательные терренкуры для прогулок с перепадом высот. Люди ведь разного возраста приедут отдыхать. Не всем показан активный отдых с тренажёрами — вон они стоят на берегу. Или с плаванием и футболом. Кому-то просто захочется погулять здесь по дорожкам, подышать свежим воздухом, побыть вместе с природой один на один.

При этом, хотя посетителей ещё нет, все номера уже отапливаются. Коттеджи двухэтажные, но на любой достаток. Есть и VIP-домики, они индивидуальные, есть на несколько «квартир». Цена — вообще что-то невероятное. Средний номер стоит 2000 рублей в сутки с трёхразовым питанием. Вообще-то это стоимость койко-места в очень средненькой гостинице с завтраком. А здесь — такая красота! И продукты — практически все свои.
 
 

– Я же не буду людей голодом морить. Пригласил в гости, должен нормально накормить, человек отдыхать приехал, а не пропитание себе искать, - снова поражает Николай Шурупов.

– Так сколько десятилетий вы окупать будете вложенные деньги при таком подходе?

– При чём тут деньги? Это — моя Родина. Здесь родился и вырос. И озера в чистоте и порядке сохраним, и людям отдых. Кто хорошо работает, тот должен нормально отдохнуть.

Мы деньги зарабатываем для того, чтобы их тратить. Конечно, можно было вывести их в Швейцарию. Или купить недвижимость в Лондоне. Или просадить на модном курорте. Но зачем? Вот это — для всех и навсегда. Это важнее.
 
 

– С таким идеалистическим подходом Вы должны были давно уже разориться, а процветаете. Почему?

– Да потому, что подход у меня правильный. Это вот повелось откуда-то — заработал рубль, нужно его прогулять. Посмотрите на наших миллионщиков — жрут, пьют, яхты покупают — а что они для людей сделали? Только обворовали. А мне, сколько Бог даст возможностей, сил и здоровья, столько и буду здесь, у себя дома, строить и развивать.

– Но как вы решились на такой грандиозный проект, совершенно не имея опыта в туризме?

– Да, мы — крестьяне и ничего пока в этом не понимаем. Но разберёмся! Чаще всего достаточно здравого смысла, чтобы понять суть. Вот нам говорят — это у вас экотуризм, рекреационная зона. Пусть так называется. А по мне — это красота для людей и отдыха. И люди сюда поедут. Потому что три шкуры не деру. Потому что по совести. И потому что это не где-то, а у нас, в Ставропольском крае. Никаких дальних поездок. Вот я своим работникам покупал путёвки по 28 тысяч за 12 дней. Человек тратит часть отпуска на дорогу туда- обратно. Условия и питание — с этими не сравнить. Так и зачем ехать за тридевять земель киселя хлебать? Разговаривал я с директорами колхозов и агрофирм нашими, ставропольскими. Привёз, показал — они уже готовы своих сотрудников ко мне отправлять, а не в другие санатории. Уже звонили и те, кого на встрече не было, но уже наслышаны. Будем развивать семейный отдых, здесь всё для этого есть. И детские площадки с присмотром, и бассейн трёхуровневый — для взрослых, для деток постарше и для малышей. Уверен, желающих будет много — и от организаций приедут, и сами. Думаю, что кто хоть раз здесь побывает, не захочет чего-то другого.

И напоследок не мог не задать мучавший меня вопрос:
– Вроде у всех хозяйств такая же земля, как у вас, те же условия, и та же вокруг бюрократия. Но у вас всё как-то ладно так получается?

– Да просто не нужно тратить жизнь на то, что бы жрать и пить. Плесень с мозгов нужно стряхнуть, работать — и всё тогда получится.

Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

  Тема: Известные люди Юга  
Ставропольизвестные люди Юга
0
0