Ставрополь Понедельник, 25 ноября
Культура, 12.08.2019 20:32

«Никому в Ставрополе Лермонтов не нужен»: краевед Герман Беликов

Все праздничные мероприятия, которые так или иначе касаются Михаила Лермонтова, проходят на Кавказских Минеральных Водах, где поэт написал «Героя нашего времени» и много поэзии. Однако, ставропольские историки подсчитали, что чаще всего Лермонтов посещал не Пятигорск с Кисловодском, а Ставрополь, через который проходил единственный тракт на Кавказ.

К сожалению, многие ставропольчане и вообще уверены, что поэт здесь никогда не бывал. С краеведом и автором двух десятков книг о Ставрополе Германом Беликовым мы сидим на лавочке возле фонтана в центре Ставрополя. Справа от нас памятник поэту архитектора Санжарова.

– Никому культура у нас в крае не нужна, – смеется Герман Алексеевич, – как красный пояс был, так и остался, никому Лермонтов не нужен. Я сам себя часто спрашиваю, почему происходит такое игнорирование Лермонтова в Ставрополе. Может быть потому что великий русский поэт? Может из-за этого, и вопрос национальный? Никому Лермонтов не нужен, никто здесь не проникся к поэту внутренним духом и уважением. Я у фонтана часто сижу, напротив пятая школа. Как-то спросил учительницу, пришедшую с детьми к памятнику, какие произведения написал в Ставрополе поэт. Так она как баран на новые ворота посмотрела на меня. А многие и вообще не знают, что Лермонтов тут бывал, и Пушкин, и Лев Толстой. Кроме Тифлисских ворот ничего в городе исторического не появилось, вы понимаете что вокруг происходит?

1d964efc6aaa0f89fb4ba0c566435e69.JPG

Фонтан, возле которого мы с краеведом расположились, находится в западной части бывшей Александровской площади, и неофициально именуется Лермонтовским сквером.

– В начале 60-ых годов прошлого столетия городским трестом горзеленстроя здесь началось устройство сквера-дендрария, – показывает по сторонам Беликов. – Привезли декоративный боярышник, который в итоге срубили, уничтожили. Из Нальчика доставили голубые ели, а из Армавира – восточный платан. Искали стройные ровные березы в горах Архыза, но там таких не нашли, пришлось везти из Брянска. В 1964 году закончилось строительство нового драматического театра имени М.Ю. Лермонтова. В сквере в 1994 году в канун 180-летия со дня рождения поэта был установлен памятник Лермонтову, выполненный скульптором Санжаровым. Я неоднократно общался с городскими властями, предлагал украсить безликий фонтан чугунными скульптурами героев произведений Михаила Юрьевича, но даже не получил ответа. Общественность города поднимала много раз вопрос об официальном наименовании этого уголка Лермонтовским сквером, но он так и не решен. Неужели сложно присвоить ему имя поэта? Не сложно, просто никому не нужно.

Неподалеку от сквера, на улице Дзержинского находится так называемый лермонтовский домик, который относится к наиболее значимым строениям бывшего Воробьевского предместья. Про то, что в нем жил поэт знают лишь лермонтоведы и некоторые журналисты.

lermontov-o-kavkaze-2.jpg

– Это одноэтажный деревянный дом по нынешней улице Дзержинсткого 183-185, – рассказывает краевед, – первыми хозяевами этого усадебного места была семья Щербаковых. Александр Щербаков, в ту пору гимназист, а в дальнейшем – кутаисский генерал-губернатор вспоминал: «В Ставрополе моя мать имела дом на Воробьевке, в котором жили такие личности, как декабрист Палицын, доктор Майер, рядовой или кажется унтер-офицер Бестужев, носивший синюю со шнурками венгерку. Незабвенный поэт наш Лермонтов». Дом этот, где жил Лермонтов, я искал очень долго, хотя было известно, что на нем краеведом Прозрителевом в 1927 году была установлена мемориальная доска. Но она не сохранилась. За несколько лет я обошел почти весь район, где потенциально должен был располагаться дом. Опрашивал людей, собирал документы, но все тщетно. Только один старожил вспомнил, как в 1928 году, обучаясь в школе, они с учительницей ходили к Архирейскому пруду через калитку дома, на котором находилась мемориальная доска Лермонтова. Вблизи дома рос дуб, под которым учительница читала им лермонтовские стихи. Под тем дубом и сам Лермонтов писал. Так был найден лермонтовский домик, но первоначальный облик здания до нас не дошел. Как видно сегодня, это было деревянное строение, отштукатуренное и побеленное под камышовой крышей. С западной стороны находилась веранда. В глубине усадьбы у обрыва к Ташлянской долине, находился еще один дом под камышовой крышей. Вниз по склону тянулся большой фруктовый сад, который переходил в дремучий Архирейкий лес. В конце 40-ых годов 19 века усадьба Щербаковых перешла во владение коллежского советника полковника Щербины, сдавшего всю усадьбу под филиал военного госпиталя, где помещались обер-офицеры. Потом перешел во владение губернского чиновника по особым поручениям Якова Динника, здесь у него рождается сын Николай. С дипломом естествоиспытателя он становится преподавателем в местной гимназии, и открывает в доме зоологический музей с чучелами животных и птиц. Отчего он стал в народе именоваться «охотничьим домиком». Перед домом, где бывал Лермонтов, растет липа, дереву как минимум 300 лет.

– Герман Алексеевич, получается, что Лермонтов в Ставрополе бывал и часто. Почему об этом не принято говорить?

– Бывал много раз, чаще, чем в Пятигорске или Кисловодске. Я подсчитал, поэт останавливался в Ставрополе пятнадцать раз. И не просто на один день – проводил он здесь по несколько месяцев, работая над поэзией, лечился от простуды, общался с декабристами.

– Есть такая легенда, что якобы Лермонтов и декабристы жили в гостинице Найтаки, когда Ставрополь посетил император. По слухам, мужчины были не совсем трезвы, и даже что-то выкрикивали.

– Нынешние лермонтоведы опровергают эту историю, заявляя, что декабристы приезжали в Ставрополь на один день. Но это маловероятно, чтобы они сразу же приехали и уехали, документы говорят, что они пробыли здесь какое-то время. И вполне вероятно, что такая ситуация была. Тем более, что в своих воспоминаниях ее описали несколько человек.

lermontov.jpg

Мы идем по площади Ленина к Дому книги. Беликов рассказывает, что когда-то на месте здания здесь стоял дом командующего войсками Кавказской линии и Черномории, но об этом известно лишь старожилам. А между тем в здании останавливалась вся российская знать, включая писателей, поэтов, политических деятелей.

– Изначально это был угловой одноэтажный каменный дом с пристройками. Считалось, что он был построен братьями Бернардацци, однако документы говорят, что дом стоял задолго до того, как Ставрополь стал военным центром на Северном Кавказе. Затем дом был куплен казной, о чем в начале 20-ых годов 19 века проконсул Кавказа Алексей Ермолов писал кавказскому архитектору Ивану Рускову. «Необходимо вам немедля осмотреть дом для начальника кавказской линией и буде необходимо какие починки и пристройки, сделать служебные предписания». Русков быстро прибыл из Тифлиса, где подготовил чертежи для укрепления старого дома, а также запланировал конюшню и каретный сарай. Кухню, амбар и баню, прачечную и даже клетки для оленей, которых с Кавказских гор доставили в Ставрополь. Сам дом стал красного цвета, усадьбу охранял каменный забор с будками часовых. К югу от дома была устроена роща с аллеями и цветочными клумбами, беседками, танцевальной площадкой, с прудом и скамейками. В тот год Ставрополь посетил персидский принц Хозров Мерзе по пути в Москву, с ним был венгерский путешественник, и он восторженно описывал в дневниках балы и гуляния в доме. В роще проходили праздненства с фейерверками по случаю приезда великосветских особ, высших воинских чинов и в честь побед в Кавказской войне. Потом роща была вырублена под стадион. С домом связаны имена императора Николая первого, цесаревича и будущего императора Александра второго. Здесь на обедах перебывали практически все выдающиеся личности России, в том числе Петр Багратион, Лев Пушкин, Михаил Лермонтов. Вполне вероятно, что в Ставрополе произошло знакомство декабристов Беляевых с Лермонтовым. Неясное юношеское любопытство к участникам восстания на сенатской площади у Михаила Юрьевича с годами перешло в осознанное чувство восхищения их гражданским мужеством и высокими нравственными идеалами.

Краевед рассказывает, что по всей вероятности Лермонтов чувствовал себя в Ставрополе хорошо, и не торопился отсюда уезжать дальше.

– Лермонтов был очень общительным человеком. Так как он был очень образованным, окружающим нравилось с ним общаться, он легко заводил знакомства. Регулярно присутствовал на обеде в доме своего главнокомандующего Все биографы упоминают «ставропольский кружок» Лермонтова, собирающийся в доме полковника Вревского и до сих пор почему-то не ставший предметом специального изучения лермонтоведов. Поэт посетил город не меньше 15 раз. Нет, следовательно, на Кавказе другого города, где бы Михаил Юрьевич Лермонтов бывал столь часто. И тем печальней, что до сих пор это никак не отмечено ни памятником, ни мемориальной стеной. Ставрополь хранит множество лермонтовских мест, не меньше, быть может, чем Пятигорск, но о них мало кому известно. В нашем городе более полутора десятков мест связаны с именем и биографией поэта, хотя многие из них не имеют мемориального статуса и не охраняются государством. В 1914 году 1-ю Воробьевскую улицу переименовали в Лермонтовскую. Это имя она носила вплоть до 1938 года. То есть раньше поэта ценили, почему же сейчас этого не происходит?

Недалеко от площади – теннисный корт за стадионом «Динамо». Это часть так называемой Вельяминовской рощи, где гулял Михаил Юрьевич.

Lermontov-na-Kavkaze-rodstvennye-dushi-Lermontov-na-Kavkaze-22190951.jpg

— До революции там стояла лавочка, и табличка сообщала о том, что на этой лавочке любил отдыхать Лермонтов. Но сейчас даже трудно сказать, где именно стояла лавочка. В исторической части Ставрополя сохранилась топонимика романа «Герой нашего времени». На проспекте Карла Маркса есть дом Майера. Врач, фаталист, скептик, он был прототипом доктора Вернера. К числу Лермонтовских мест в Ставрополе относится и здание первой мужской гимназии, свидетелем открытия которого был не только император Николай I, но, по некоторым данным, и Лермонтов. Власть не интересуется теми книгами, которые местные историки выпускают. Я недавно от Горбачева из Берлина письмо получил с благодарностью за то, что я делаю. А на краевом уровне – тишина. А я писал Владимиру Владимирову, но ни слуху, ни духу. Отношение ужасное, я уже ничего не делаю, мне нужна помощь, деньги, на которые издавать материал, которого масса. Город исторический, а памяти нет. Никакого интереса к творчеству Лермонтова не возникло ни у кого.

Александра Верищак


Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

Михаил ЛермонтовкраеведыисторияСтавропольГерман Беликов
1
0