Ставрополь Понедельник, 25 ноября
Общество, 01.11.2017 14:01

От социализма к монархии: нужно ли вернуть самой красивой улице Ставрополя ее историческое название

Время от времени в Ставрополе поднимается тема возвращения улицам и объектам их исторических названий.

Особенно дискуссии обостряются в годовщины знаковых событий из прошлого.

  Не все жители краевой столицы часто задумываются об истории городов и улиц, где они родились и прожиут, возможно, всю жизнь. А как здорово было бы погрузиться в историю тех мест, где мы бываем.

 К примеру, проспект Карла Маркса является одной из центральных и, пожалуй, самой красивой улицей краевой столицы. Тут можно почувствовать дух истории и прожить несколько мгновений, которые способны перенести нас в эпоху, когда тут не было асфальта и всех благ цивилизации, что заполняют эту улицу. Ежедневно по ней проходят тысячи людей, теперь здесь веет духом бизнеса и прагматизма и жизнь бьет ключом.

Проспект Карла Маркса не раз менял свое название и свой вид. Тут не было аллеи и деревьев, люди спешили по мощеной дороге на ярмарку.

6.jpg

  Первое историческое название Карла Маркса - Первая Мещанская улица, затем - Большая Тифлисская (по названию Тифлисского тракта, который начинался на восточной оконечности улицы). Позже, кстати, там возвели знаменитые Тифлисские ворота. Тем не менее, в архивах встречались сведения о том, что нынешний проспект именовался еще Большой Черкасской улицей. Название это было связанно с трактатом, идущим к Ставрополю от города Черкасска, который был расположен на Дону и являлся столицей Донского казачьего войска. Тракт подходил к стенам самой Ставропольской крепости, где теперь находится улица Советская.

 По сей день проспект Карла Маркса является исторической частью Ставрополя, здесь много старых домов и усадеб, где проходили важные собрания и жили купцы. Также раньше там располагались убогие хаты храбрых казаков и предприимчивых выходцев с Кавказа.
Однажды к приезду императора Николая Первого всю эту улицу вымостили деревянными плахами и толстыми досками.

Сотни рабочих тогда трудились с топорами и молотками в руках. В 1887 году рабочие мостили улицу досками от Тифлисских ворот до дома Командующего войсками Кавказкой линии и Черномории. Было сделано некое подобие тротуара, на котором могли разъехаться два экипажа. По тем временам строительство имело грандиозный масштаб.

 Если вернуться в прошлое, то в конце 40-х годов века улицу стали мостить бутовым камнем, ракушечником и благоустроили до такой степени, что в 1851 году генерал-губернатор Завадовский осмелился просить наместника Кавказа, Михаила Семеновича Воронцова разрешить переименовать улицу в Николаевский проспект. Тем самым был увековечен визит Николая I и последующий приезд будущего императора Александра II, в честь которого, Третью улицу переименовали в Александровскую, ныне  Советскую (Александр останавливался там в доме губернатора). Воробьевская площадь (ныне площадь Ленина) тогда же стала Александровской.

p35028.jpg

 С тех пор главная улица постоянно благоустраивалась. В конце XIX века Желобовский ручей отвели по сточной канаве, проспект замостили кубанским галечником. Тогда же были построены Старый Кафедральный Троицкий собор и церковь Спаса Нерукотворного, здание Контрольной Палаты и губернаторская резиденция. В советские годы улицу переименовывали трижды. Сначала в улицу Красную, в 30-е годы - в проспект Сталина, потом он недолго побывал Николаевским и,наконец, в 40-е оберел свое нынешнее название - проспект Карла Маркса.

  Советский Союз, а с ним и его герои, канули в лету. Многие сиволы и приметы той эпохи потеряли свою актуальность и уже не вписываются в соверменную действительность. Вот почему некоторые историки высказывают мнение и пожелания о том, что проспекту Карла Маркса необходимо вернуть его историческое название - Николаевский проспект.

  По материалам Германа Беликова

Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

  Тема: История Ставрополя  
Ставрополь. историяулицыфактыНиколай Первый
0
0