Роскошный проезд на маршрутах-призраках: почему ставропольцы в 2025 году все равно ругают миндор и его миллиарды
Коллаж Блокнота. Евгений Штепа, фото из соцсетей, фон: Иван Высочинский
Читайте также:
- В Ставрополе за 48 миллионов отремонтируют ливневки и дороги во дворах Ленинского района (вчера, 15:23)
- Дорогу будут ремонтировать 20 декабря между селом Кочубеевское и Невинномысском (18.12.2025 16:30)
- Названы самые дорогие метры жилья за 1 квартал 2026 года в Ставропольском крае (15.12.2025 15:29)
- Дорогу перекроют на 11 дней в юго-западном районе Ставрополя (11.12.2025 19:11)
- В топ регионов с самыми дорогими Дедами Морозами и Снегурочками вошло Ставрополье (09.12.2025 12:27)
Уходящий 2025 год прошел для миндора Ставрополья со знаком больших цифр, солидных реформ и старых вопросов. Однако у жителей по-прежнему дергается глаз при словах «маршрут», «тариф» и «ремонт». Представители ведомства весь год сообщали, что дороги региона обновляются, а в отношении перевозчиков городских автобусов осуществляется контроль. Был ли это еще один год попыток убедить людей, что транспортная система работает лучше, чем она ощущается из салона маршрутки или из пробки на подъезде к городу, выяснила редакция «Блокнота».
Большие траты и вечные пробки
Начнем с денег, потому что именно они главный инструмент любого ведомства. В 2025 году дорожный фонд края разросся до 23,3 миллиарда рублей, из которых 13,2 миллиарда традиционно отправили муниципалитетам. Чиновники рассказали о 310 километрах приведенных в нормативное состояние дорог.
фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
Среди заметных достижений — ремонт трассы «Вознесеновское — Айгурский» протяженностью 22,19 километра в Апанасенковском округе, которая связала два села нормальной дорогой. В Лермонтове завершили реконструкцию улицы Дачная (1,7 километра), в Минеральных Водах открыли подъезд к хутору Утренняя Долина (2,3 километра), в Ипатовском округе — к детскому лагерю «Лесная сказка» (1,1 километра). Как добавили в ведомстве, нормативное состояние региональных дорог достигло 81,5%, местных — 65%, с планом поднять последние до 85 процентов к 2030 году. По сравнению с 2015 годом прогресс на 20%, а флагманскими обновлениями представители миндора выделили «Светлоград — Благодарный — Буденновск», «Буденновск — Ачикулак — Нефтекумск», «Сенгилеевское — Новотроицкая».
Скриншот с Яндекс.Карт
Но пока где-то укладывали асфальт, жители Ставрополя стояли в пробках. Город нередко сковывали 9–10 балльные заторы, автобусы от остановки к остановке ходили все реже, а дефицит водителей никуда не исчез.
— Топ 10 городов страны с низким качеством работы общественного транспорта (место в списке условное и все позиции имеют равное значение): Иваново, Иркутск, Ульяновск, Томск, Хабаровск, Орел, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Оренбург, Махачкала, — писал в июле 2025 года в своих соцсетях зампреда Общественного совета при Минтрансе РФ Илья Зотов.
фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
Контроль и наказания стали еще одной необходимостью года для ведомства. Краевой миндор провел в 2025 году 197 проверок и составил около 900 актов с фиксациями нарушений на маршрутах Ставрополя, Пятигорска и межмуниципальных линиях. Перевозчикам по регулируемым тарифам начислили штрафов на 752 тысячи рублей, а в такси — 48 рейдов, 123 протокола и 307 тысяч штрафов.
Цены растут, а маршруты тают
Теперь перейдем к близкой для ставропольцев теме — повышение цен в общественном транспорте. Уже в январе 2025 года ведомство официально подтвердило рост тарифов на троллейбусы. Поездка в самом выгодном транспорте с февраля подорожала на три рубля, достигнув 25 рублей. Чиновники объяснили это инфляцией и растущими расходами на обслуживание, но для жителей краевой столицы это стало очередным ударом по кошельку.
фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
В среднем, как признают в министерстве, проезд в 2025 году подорожал на 15-20%, то есть на 5-8 рублей за поездку. После проверки сотрудников УФАС по краю нарушений антимонопольного законодательства не нашли. Также миндор отчитался, что в Ставрополе действуют 53 автобусных и 8 троллейбусных маршрута, из которых 19 работают по регулируемому тарифу.
При этом в краевой столице в 2025 году под вопрос исчезновения попали несколько автобусов. В июле арбитражный суд удовлетворил требования ведомства об аннулировании свидетельств на пяти городских маршрутов (№9м, №19м, №29, №32м и №55м) из-за нарушений перевозчиков. Как сообщили в краевом миндоре, для №19м быстро нашли нового оператора и выдали временное свидетельство. В отношении остальных заявления продолжают находится на рассмотрении в арбитражном суде, и сейчас они продолжают обслуживаться в подвешенном состоянии.
Фото: Блокнот Ставрополь
Также в 2025 году введены 2 новых троллейбуса №6 и №13 и продлены маршруты №2 и №4. В декабре автобус №21м возобновил свою работу. Временно не работают общественный транспорт под номерами 7м, 38 и 53. Но вместе с тем весь 2025 год пассажиры жаловались на переполненные автобусы и задержки, а миндор тем временем рассказал о стабильном пассажиропотоке — около миллиона человек на новых и продленных маршрутах с июля по ноябрь.
— Время ожидания транспорта составляет 40-50 минут. Это маршруты №46, №36, №8, №9, №50. Я 50 минут ждала автобус №9 на Западном обходе 64, не дождалась, перешла на остановку на Российском проспекте. Еще 20 минут ждала №8, — рассказывает жительница города.
источник фото: дума Ставрополя
Напомним, после признания на уровне правительства, что краевые чиновники не справляются с маршрутным коллапсом, заниматься волокитой с автобусами в 2026 году теперь будут администрации Ставрополя и Пятигорска. В краевой столице создали специальный комитет, в который войдут 16 человек. Возглавил новый орган Дмитрий Щербаков. За миндором остались полномочия по электротранспорту.
Троллейбусы приехали, а проблемы остались?
В 2025 году также завершилась история с поставкой 45 новых троллейбусов с автономным ходом. Весь электротранспорт купили за почти 1,5 миллиарда рублей. Но загадка отсутствия этих машин на улицах Ставрополя мучила горожан до августа: то тестирование, то доработки, то просто «не все сразу». В итоге ввели два новых маршрута — №6 и №13, продлили №2 и №4, и теперь «рогачи» доезжают от Российского проспекта до вокзала и дальше без контакта с проводами.
фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
Средний возраст парка освежился и теперь это смесь 2025 и 2010 годов выпуска. В миндоре Ставрополья сообщили, что на 2026 год подана заявка на еще 40 штук с федеральной помощью. В Пятигорске трамваи постарше: средний возраст 30 лет, купили всего пять новых за три года, но тоже лоббируют 40. По краю в муниципалитеты передали технику, а в малые села планируют еще 45 автобусов.
Но радость от новеньких троллейбусов быстро сменилась привычными жалобами. А вместе с тем пассажирам не удалось избежать конфликтов с водителями.
— Почему не все водители это принимают? Одни говорят, что код не привязан к терминалу, поэтому он не видит, что деньги пришли, хотя я предъявляю ему чек, где указан и номер маршрута, и время, и дата, и то, что оплачено. Другие водители начинают просто орать, — рассказывала читательница «Блокнота».
Ключевые изменения и главные ожидания
Не прошли мимо министерства и кадровые перестановки. В марте 2025 года стало известно, что заместителем ведомства, курирующим работу общественного транспорта стал Денис Марченко, но спустя 5 месяцев чиновник сложил свои полномочия. На пост вернули Дениса Янакова. Как смена замминистров в ведомстве повиляла на работу автобусных маршрутов Ставрополя и не только об этом, рассказал редакции «Блокнота» урбанист, эксперт в сфере общественного транспорта и автор Telegram-канала «Заметки Ставропольского урбаниста» Андрей Черняков.
Андрей Черняков, фото предоставлено экспертом
— На мой взгляд, главным управленческим изменением этого года стало юридическое закрепление решения о возврате полномочий по организации работы автобусных маршрутов в Ставрополе и Пятигорске в ведение местных администраций. В Ставрополе это выразилось в виде создания отдельного профильного комитета по организации транспортного обслуживания населения. За краевым министерством дорожного хозяйства и транспорта в 2026 году остается электрический транспорт — троллейбусы и трамваи. Таким образом в Ставрополе в 2026 году сложится два центра принятия решений, — отметил урбанист.
Андрей Черняков считает, что ключевые проблемы в сфере общественного транспорта в краевой столице остаются прежними. А именно:
— высокая степень дублирования маршрутной сети;
— проблемы с экономикой перевозок;
— высокая доля нерегулируемого тарифа;
— дефицит водителей и другое.
Но и положительные стороны в уходящем году в транспортной сфере Ставрополя все же были. Эксперт выделил приобретение в 2025 году 45 новых троллейбусов и продления маршрутов в развивающиеся районы юго-запада города.
Фото: Блокнот Ставрополь
— В остальном же общественный транспорт сохранил статус-кво, а для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо проведение комплексного и постепенного реформирования для решения накопившихся за много лет проблем, — сообщил урбанист.
Прогноз от Андрея Чернякова на следующий год отнюдь не радужный. Эксперт уверен, что трудный 2025 год в сфере общественного транспорта должен стать подготовкой к реформированию системы.
— Будущий год для общественного транспорта станет одним из самых сложных за последние годы, поскольку необходимо провести большую подготовительную работу к проведению реформирования и, главное, не упустить эту возможность, — добавил Андрей Черняков.
Задел на будущее
Реализация долгосрочных планов — еще одна из задач краевого миндора. На Ставрополье есть немало проектов, ради которых готовы потратить не только миллиарды, но и годы. Например, реконструкция Северного обхода в региональной столице обойдется в 24 миллиарда рублей. Кто будет платить? По информации ведомства, рассматривается как федеральная поддержка, так и участие концессионера.
Далее — расширение участка трассы между Невинномысском и Ставрополем до четырех полос стартует весной 2026 года с финишем в 2027 годом. Заказчиком выступит Упрдор «Кавказ». Сейчас ежедневно по этому пути проезжают около 20 тысяч автомобилей.
Среди других планов — капитальное строительство дорог на 6 объектах. В Кисловодске обновляют дорогу на участке длиной 1,29 километра.
В Шпаковском округе реконструируют улицу Орджоникидзе в селе Надежда от подъезда к Ставрополю по трассе Р-217 «Кавказ», а в Предгорном округе обновляют 1,3 километра дороги в границах Винсадского сельсовета.
Фото: Медиахолдинг1Mi
Но главный хит — это реконструкция Бештаугорского шоссе, стартовавшая еще в 2023 годом. Эта магистраль является настоящей артерией Кавминвод, которая проходит через Пятигорск и соединяет все курортные города. Двухполоску расширяют до четырех, обновляют инфраструктуру, чтобы разгрузить потоки, ежедневно здесь проезжают тысячи машин. На проект ушло 3,9 миллиарда из краевого бюджета, и в 2026 году обещают завершить работы.
Честная оценка от министерства и обывателей
Тем временем министр дорожного хозяйства и транспорта Евгений Штепа назвал год успешным: фонд вырос, субсидии всем округам выделены, а проект «Дорога к ветерану» на 49 участков обойдется бюджету в 800 миллионов.
Евгений Штепа, министр дорожного хозяйства СК, фото: сайт ЕР
— Показатели нацпроекта «Инфраструктура для жизни» в Ставропольском крае выполнены в полном объеме. Все работы направлены на создание безопасной дорожной инфраструктуры, что качественно влияет не только на улучшение логистики региона, но также на инвестиционный и туристический потенциал. Продолжим приведение дорог края в нормативное состояние и в 2026 году, планы уже сформированы, муниципалитеты начинают подготовительные работы, — отметил министр дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Евгений Штепа.
Но жители оценивают по-своему. Чтобы узнать, изменилось ли что-то в 2025, корреспондент редакции задала прохожим вопросы о работе дорожно транспортной сферы. Спрашивали о разном: сколько времени пассажиры стоят в пробке, в чем основная причина заторов, как горожане оценивают состояние дорог, обосновано ли подорожание проезда в автобусах, и спросили о том, что нужно делать в Ставрополе с самокатами.
Видео: Дмитрий Сидоренко / Блокнот Ставрополь
И судя по ответам, горожане в среднем оценили работу краевого миндора и качество дорог в краевой столице на 4 из 5. Однако многие отметили, что вынуждены стоять в пробках по 30-40 минут. Мнения о подорожании проезда разделились: одни считали, что новые ценники обоснованы, а для других это тема считается болезненной.
— Наверное, несправедливо. Потому что нет какой-то общей системы. Что и сколько стоит — непонятно, — отметил горожанин.
Отдельно жители Ставрополя отметили проблему с самокатами. Напомним, в конце июня 2025 года в регионе произошло резонансное ДТП, когда водитель СИМ (средство индивидуальной мобильности, прим.ред) насмерть сбил пенсионера. Ситуация обернулась уголовным делом и обсуждением в сети, а не слишком ли много дозволено самокатчикам. После трагедии губернатор Ставрополья в своих соцсетях предложил людям проголосовать и выразить мнение, как чиновникам действовать с лихачами. На выбор было три варианта: полностью запретить самокаты, ограничить их скорость до 20 километров в час или оставить все, как есть. После опроса глава региона заявил, что в крупных городах Ставрополья установят лежачих полицейских, а окончательное решение по самокатам разработают в краевой думе.
фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
Вернемся ко мнению народа: большинство считают, что краевой миндор не справился с ситуацией вокруг СИМ. Опрошенные предложили несколько своих вариантов, как можно исправить проблему между самокатчиками и пешеходами.
— Нужно больше дорожек добавлять, потому что оно все равно никуда не денется. С их помощью доставляют продукты, просто люди катаются. Нужно больше инфраструктуры добавлять, — предложил житель Ставрополя.
— Вообще их ликвидировать надо. Это безобразие. Молодежь не подчиняется, не слушает — не согласился оппонент.
Поделились горожане и мнением о том, что можно изменить работе миндора.
— Я бы добавил в Ставрополе больше надземных переходов, — предложил молодой человек.
— Как минимум нужно наладить работу светофоров. Где-то их подкорректировать, где-то убрать и добавить. Со светофорами у нас прям беда, — рассказала горожанка.
Также свою оценку работе миндора Ставрополья в 2025 году дал урбанист Андрей Черняков.
— Для сферы общественного транспорта 2025 год можно назвать трудным, поскольку происходили кадровые и управленческие изменения, — рассказал эксперт в сфере общественного транспорта.
Оценка деятельности работы миндора с 2020 по 2024 год от читателей редакции Блокнот Ставрополь
Ежегодно редакция традиционно проводит опрос среди читателей «Блокнота», и их оценки показывают, что жители не воодушевлены существующим порядком дел. По мнению респондентов за последние 5 лет лучшим стал 2021 год. Тогда деятельности миндора дали 2,81 балла. Но начиная с 2022 года ситуация только ухудшилась. Предыдущий год и вовсе показал самый плохой результат — 1,85 балла. В итоге средняя оценка жителей за 5 лет составила 2,1 балла. Улучшилась ли ситуация с качеством дорог в регионе и стал ли общественный транспорт ездить лучше в 2026 году, предлагаем решить вам в опросе и поделиться мнением в комментариях.
Никита Иванов
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ