Юрист,
28.01.2016 12:28
В России будет проведена реформа суда присяжных
Число судей «из народа» могут сократить, хотя при этом звучат идеи, что их полномочия должны расшириться.
О необходимости этой реформы в декабре упомянул глава государства в своем Послании Федеральному Собранию. Владимир Путин поддержал некоторые ранее озвученные правозащитниками инициативы, предложив в первую очередь увеличить количество составов преступлений, которые смогут рассматривать суды присяжных. Однако, сказал президент, нужно обязательно сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решения.
Своим мнением на этот счет мы попросили поделиться постоянного эксперта рубрики «Законный интерес» Романа САВИЧЕВА, возглавляющего «Юридическое агентство «СРВ».
– Мне кажется, благодаря расширению полномочий суда присяжных правосудие несколько оживет и в некотором плане станет более убедительным, чего сегодня ему явно не хватает из-за обвинительного уклона и недостатка состязательности и равенства сторон в процессе. А вот перед присяжными обвинение и защита имеют практически равные возможности. Поэтому прокурорам, порой «играющим в одной команде» с профессиональными судьями, придется более тщательно и аргументированно отстаивать свои позиции.
Что сейчас представляет собой суд присяжных? С их участием рассматриваются только дела о совершении тяжких и особо тяжких преступлений, да и то не все. В течение последнего времени из компетенции судов присяжных исключены многие статьи Уголовного кодекса, в том числе по тяжким и особо тяжким составам. Так, в 2008 году из ведения судов присяжных вывели дела о терактах, насильственном захвате власти, массовых беспорядках, диверсиях и шпионаже. А в 2012 году суды присяжных лишились возможности рассматривать дела по таким тяжким преступлениям, как взяточничество, организация преступного сообщества, производство и сбыт наркотиков в крупном размере, похищение, захват заложников, бандитизм, изнасилование и сексуальные преступления против детей (если вменяемые статьи не предусматривают наказание свыше 20 лет). Власти сочли, что за такие серьезные преступления преступников не должны судить непрофессионалы.
Правозащитники забили тревогу. Так, уполномоченный по правам человека при Президенте РФ Элла Памфилова даже называла институт суда присяжных в России «деградирующим». И эта позиция мне близка: право на суд с участием присяжных заседателей составляет важную гарантию прав подсудимого, повышает его защищенность от необоснованного осуждения. Потребность в такой гарантии тем выше, чем серьезнее характер обвинения и тяжелее потенциальное наказание.
Общество должно быть заинтересовано, чтобы невиновные не находились на скамье подсудимых и не были осуждены. Мне представляется, что суд присяжных – это проявление доверия к гражданам со стороны государства.
Подсудность судов присяжных, безусловно, надо расширять, причем в первую очередь это следует сделать по тем делам, по которым есть спор о виновности, где обвиняемый виновным себя не признает. Думаю, многие поддержат меня и в том, что в компетенцию судов присяжных логично вернуть рассмотрение дел о взятках, о преступлениях против правосудия, к примеру, о пытках, дела о лишении жизни при превышении пределов допустимой само-обороны, дела против предпринимателей и дела о покушении на представителей прессы. Высказываются, на мой взгляд, логичные мнения, что судам присяжных следует передать дела о посягательстве на чувства верующих. Как раз обычные люди смогут оценить, оскорблял ли чувства верующих подсудимый.
При этом совсем не исключено, что скамья присяжных станет короче. Это спорный момент, но такое предложение имеет под собой основания. Сегодня суды присяжных состоят из коллегии в составе 12 заседателей и одного профессионального судьи. При этом судам в регионах не всегда легко набрать полный комплект присяжных. Многие попросту игнорируют получаемые из судов повестки и не являются, чтобы отдать свой гражданский долг. У кого-то времени не хватает, другие боятся мести со стороны друзей и родственников подсудимого.
Присяжным может стать любой гражданин России, если он достиг 25 лет, не имеет непогашенной или неснятой судимости, дееспособен, не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Присяжный не должен являться подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений, должен знать русский язык, не иметь физических или психических недостатков, препятствующих полноценному участию в суде. И при этом не иметь заинтересованности в исходе дела, в том числе не быть родственником участников процесса. Кандидатами в присяжные также не могут быть лица, занимающие государственные или выборные должности, военнослужащие, сотрудники правоохранительных и судейских органов и др. Одно и то же лицо не может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного более одного раза в течение года.
Мне близка та точка зрения, что надо подходить к численности дифференцированно. Можно оставить классическую скамью присяжных из 12 человек для дел об особо опасных преступлениях, где грозит мера наказания до 25 лет и даже пожизненная. Для дел средней тяжести скамью можно сократить до 7 – 8 человек.
Пока обсуждения еще продолжаются, их итогом вскоре должен стать конкретный проект закона. Для общего сведения напомню, что в Российской империи суд присяжных был введен судебной реформой Александра II 1862-1864 годов и просуществовал как форма судопроизводства более пяти десятков лет. Он был упразднен в 1917 году с принятием Советом народных комиссаров РСФСР декрета номер один «О суде». Присяжных сменили народные заседатели, которые принимали участие в рассмотрении всех уголовных и гражданских дел судами первой инстанции.
Возрождение института присяжных связано с проведением судебной реформы 90-х годов. С 1 ноября 1993 года такие суды в порядке эксперимента начали действовать в пяти регионах, в том числе и в Ставропольском крае. Сейчас институт присяжных действует на всей территории России. Новости на Блoкнoт-Ставрополь
О необходимости этой реформы в декабре упомянул глава государства в своем Послании Федеральному Собранию. Владимир Путин поддержал некоторые ранее озвученные правозащитниками инициативы, предложив в первую очередь увеличить количество составов преступлений, которые смогут рассматривать суды присяжных. Однако, сказал президент, нужно обязательно сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решения.
Своим мнением на этот счет мы попросили поделиться постоянного эксперта рубрики «Законный интерес» Романа САВИЧЕВА, возглавляющего «Юридическое агентство «СРВ».
– Мне кажется, благодаря расширению полномочий суда присяжных правосудие несколько оживет и в некотором плане станет более убедительным, чего сегодня ему явно не хватает из-за обвинительного уклона и недостатка состязательности и равенства сторон в процессе. А вот перед присяжными обвинение и защита имеют практически равные возможности. Поэтому прокурорам, порой «играющим в одной команде» с профессиональными судьями, придется более тщательно и аргументированно отстаивать свои позиции.
Что сейчас представляет собой суд присяжных? С их участием рассматриваются только дела о совершении тяжких и особо тяжких преступлений, да и то не все. В течение последнего времени из компетенции судов присяжных исключены многие статьи Уголовного кодекса, в том числе по тяжким и особо тяжким составам. Так, в 2008 году из ведения судов присяжных вывели дела о терактах, насильственном захвате власти, массовых беспорядках, диверсиях и шпионаже. А в 2012 году суды присяжных лишились возможности рассматривать дела по таким тяжким преступлениям, как взяточничество, организация преступного сообщества, производство и сбыт наркотиков в крупном размере, похищение, захват заложников, бандитизм, изнасилование и сексуальные преступления против детей (если вменяемые статьи не предусматривают наказание свыше 20 лет). Власти сочли, что за такие серьезные преступления преступников не должны судить непрофессионалы.
Правозащитники забили тревогу. Так, уполномоченный по правам человека при Президенте РФ Элла Памфилова даже называла институт суда присяжных в России «деградирующим». И эта позиция мне близка: право на суд с участием присяжных заседателей составляет важную гарантию прав подсудимого, повышает его защищенность от необоснованного осуждения. Потребность в такой гарантии тем выше, чем серьезнее характер обвинения и тяжелее потенциальное наказание.
Общество должно быть заинтересовано, чтобы невиновные не находились на скамье подсудимых и не были осуждены. Мне представляется, что суд присяжных – это проявление доверия к гражданам со стороны государства.
Подсудность судов присяжных, безусловно, надо расширять, причем в первую очередь это следует сделать по тем делам, по которым есть спор о виновности, где обвиняемый виновным себя не признает. Думаю, многие поддержат меня и в том, что в компетенцию судов присяжных логично вернуть рассмотрение дел о взятках, о преступлениях против правосудия, к примеру, о пытках, дела о лишении жизни при превышении пределов допустимой само-обороны, дела против предпринимателей и дела о покушении на представителей прессы. Высказываются, на мой взгляд, логичные мнения, что судам присяжных следует передать дела о посягательстве на чувства верующих. Как раз обычные люди смогут оценить, оскорблял ли чувства верующих подсудимый.
При этом совсем не исключено, что скамья присяжных станет короче. Это спорный момент, но такое предложение имеет под собой основания. Сегодня суды присяжных состоят из коллегии в составе 12 заседателей и одного профессионального судьи. При этом судам в регионах не всегда легко набрать полный комплект присяжных. Многие попросту игнорируют получаемые из судов повестки и не являются, чтобы отдать свой гражданский долг. У кого-то времени не хватает, другие боятся мести со стороны друзей и родственников подсудимого.
Присяжным может стать любой гражданин России, если он достиг 25 лет, не имеет непогашенной или неснятой судимости, дееспособен, не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Присяжный не должен являться подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений, должен знать русский язык, не иметь физических или психических недостатков, препятствующих полноценному участию в суде. И при этом не иметь заинтересованности в исходе дела, в том числе не быть родственником участников процесса. Кандидатами в присяжные также не могут быть лица, занимающие государственные или выборные должности, военнослужащие, сотрудники правоохранительных и судейских органов и др. Одно и то же лицо не может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного более одного раза в течение года.
Мне близка та точка зрения, что надо подходить к численности дифференцированно. Можно оставить классическую скамью присяжных из 12 человек для дел об особо опасных преступлениях, где грозит мера наказания до 25 лет и даже пожизненная. Для дел средней тяжести скамью можно сократить до 7 – 8 человек.
Пока обсуждения еще продолжаются, их итогом вскоре должен стать конкретный проект закона. Для общего сведения напомню, что в Российской империи суд присяжных был введен судебной реформой Александра II 1862-1864 годов и просуществовал как форма судопроизводства более пяти десятков лет. Он был упразднен в 1917 году с принятием Советом народных комиссаров РСФСР декрета номер один «О суде». Присяжных сменили народные заседатели, которые принимали участие в рассмотрении всех уголовных и гражданских дел судами первой инстанции.
Возрождение института присяжных связано с проведением судебной реформы 90-х годов. С 1 ноября 1993 года такие суды в порядке эксперимента начали действовать в пяти регионах, в том числе и в Ставропольском крае. Сейчас институт присяжных действует на всей территории России. Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ