Общество,
18.01.2016 17:42
Владимир Кошель: «Любите жизнь. И она полюбит Вас»
О том, туда ли идёт отечественная медицина и кто должен руководить больницами, о главной заботе ректора, впечатлениях об Индии, возможности здоровья без лекарств, определяющей роли судьбы, чтении как способе выбить стресс и многом другом рассказал один из самых известных медиков Ставрополья.
- На совещании, которое провёл на Ставрополье председатель Правительства России Дмитрий Медведев, официально объявлено о создании Северо-Кавказского образовательного медицинского кластера на базе вашего вуза. Что это даст для системы медицинского образования?
- Одной из ключевых проблем для региона справедливо называют дефицит врачей. Новый образовательный кластер — это как раз возможность решить задачу подготовки медицинских кадров. Для Ставрополья важно, что ядром этого процесса становится наш медицинский университет. Как отметила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, СтГМУ имеет стратегическое значение для Северного Кавказа.
По сути, медицинский кластер — это один супервуз при сохранении юридической самостоятельности входящих в него образовательных организаций, и мы рассчитываем на равноправное сотрудничество со всеми коллегами и приглашаем их к совместной работе.
Кроме того, на базе нашего университета планируется создание окружного аккредитационного центра. Уже на этапе выпуска из вуза врач должен будет пройти аккредитацию для продолжения профессиональной деятельности. С 2016 года это станет актуальным для фармацевтов и стоматологов, а позже коснётся и других специальностей.
Аналогичные процессы проходят и в других регионах Российской Федерации. Потому что, по сути, развитие системы образования в целом и в здравоохранении в частности идёт в одном направлении. Это связано с введением современных технологий, в том числе дистанционных, симуляционных и других форм обучения, принципов непрерывности образования и т.д.
- Готовы ли сотрудники вуза к такой ответственности?
- У нас сложился замечательный высокопрофессиональный профессорско-преподавательский коллектив. Мы готовы к решению тех задач, которые перед нами поставлены, и готовы учиться там, где нам ещё не хватает знаний.
Проект создания кластера абсолютно реалистичен и продуман. Во-первых, он продолжает линию вертикализации, укрепления управленческой структуры Министерства здравоохранения России в регионах, обеспечивает обратную связь. Во-вторых, все вузы, независимо от расположения, должны достаточно быстро интегрироваться в происходящее в практическом здравоохранении. Я много лет проработал главным врачом и точно знаю, что по ряду позиций практики опережают науку. Вузы должны соответствовать современности в научном и методическом плане.
Например, одно из направлений медицинского образования, которое у нас апробировано как пилотный проект, — обучение главных врачей и их заместителей. Это очень важный момент, который раньше как-то упускали. Есть мнение, что врачи должны заниматься только лечением, а для управления больницей можно призвать менеджера. Имея огромный практический опыт работы, я с этим абсолютно не согласен. Руководить должен обязательно специалист-медик, который разбирается не только в вопросах менеджмента и финансов, но и в медицинской практике. То есть, нужен врач, который имеет задатки управленца. Его подготовкой и образованием и занимается наш вуз.
- Поделитесь планами?
- Прежде всего, надо отметить, что решение многих проблем ставропольской медицины сдвигается с места благодаря заинтересованной позиции Губернатора края Владимира Владимирова и его команды. Это и целевой набор для наполнения местных больниц специалистами, и проект «Университетская клиника». Губернатор реально поддерживает нас по многим направлениям, в том числе в развитии материальной базы. В настоящее время вузу выделен участок в Михайловске для строительства новых корпусов университета. Это прекрасное место, расположенное в новом микрорайоне «Адмирал». По расстоянию это сравнимо с дистанцией между подразделениями вуза в разных районах Ставрополя. Есть возможность использовать базу Шпаковской центральной районной больницы. В самом микрорайоне уже скоро заработает новая детская поликлиника, построенная с учётом всех современных требований. В Михайловск мы хотели бы вынести весь комплекс последипломного образования. Сейчас определяем источники финансирования строительства. Они будут разные, в том числе внебюджетные средства университета.
В дальнейшем планируем расширение в сторону Кавказских Минеральных Вод. Во-первых, у СтГМУ есть там филиал, который занимается подготовкой специалистов среднего звена, то есть медицинских сестёр, фельдшеров. А второе — мы там создаём базовые кафедры, которые позволят проводить последипломное образование врачей. Кавминводский оздоровительный кластер, создание которого достаточно давно обсуждается, предполагает в том числе наличие там образовательной базы для будущего персонала санаториев. И мы претендуем занять эту нишу как ведущий региональный вуз.
- Вы упомянули о проекте «Университетская клиника». Что это такое?
- Если не вдаваться в подробности, были определённые проблемы, связанные с тем, что федеральное законодательство фактически запретило преподавателям одновременно вести медицинскую практику. В этом, конечно, есть своя логика, но, по большому счёту, такое положение дел не может устраивать практическую медицину. Сейчас законодательство исправляется. Но на Ставрополье не стали ждать. С 13 ведущими краевыми медучреждениями СтГМУ заключил пакет договоров, что позволило специалистам совмещать практическую работу и преподавание. Кроме того, своим достижением считаем инициативу, которая в желательно-обязательной форме призывает в образование главных врачей, сейчас практически все они совместители на кафедрах. Это очень хорошая позиция, поскольку позволяет сдвинуться с места теоретическому направлению. Наши сотрудники заходят в больницы если не как к себе домой, то, по крайней мере, не как гости. Соответственно, они имеют обязанности по отношению к больному, должны знать законы, вести документацию, сдавать отчёты. Первые результаты программы «Университетская клиника» позитивные, нужно работать дальше.
- Назовите главную проблему университета.
- Не буду оригинальным. Нам не хватает площадей и средств. Собственно говоря, самая главная забота ректора, которая занимает большую часть времени — это поиск финансов для развития вуза и для оплаты труда сотрудников. Когда-то работа в медицинском университете была очень престижной на любой кафедре : теоретической, клинической. Сейчас этого нет. В практической медицине зарабатывают больше, поэтому в вуз всё сложнее привлечь преподавателей, особенно молодых. Это, кстати, одна из причин того, почему на сегодняшнем этапе необходимо совмещение преподавания в вузе с практикой в отделениях.
Мы выполняем государственное задание по подготовке специалистов, «дорожную карту», частью которой является повышение заработной платы сотрудников. Нас финансирует бюджет, но этого мало. Необходимо расширение внебюджетных источников финансирования.
А талантов у нас в избытке. Выделяем собственные средства на науку, проводим конкурсы, боремся за гранты. Наши студенты, молодые учёные побеждают в конкурсах разных уровней. СтГМУ выпускает престижный журнал «Медицинский вестник Северного Кавказа», который входит в перечень изданий, рецензируемых ВАК. На каждой кафедре есть и талантливые и научно образованные преподаватели, которые с искренним энтузиазмом заняты теоретическими и практическими разработками, озабочены повышением статуса родного вуза. Говорю обо всех в общих чертах только потому, что каждый из наших учёных, преподавателей достоин отдельного обстоятельного рассказа. В плане науки мы также сотрудничаем с другими вузами, как в Ставрополе, России, так и за пределами государства. То есть система научного поиска у нас налажена. Главная задача сейчас — материальное обеспечение этого процесса.
- Вы и сами автор более 200 научных работ, изобретений. Скажите, они востребованы?
- Одна из проблем во всём мире — а у нас она, к сожалению, очень большая — продвинуть своё изобретение, довести до потребителя. По идее, не должен изобретатель этим заниматься. А у нас он должен и изобрести, и получить патент, и сопроводить, и запустить в производство, а уже потом, может быть, получить что-то. Многие готовы уже просто так отдать свои права, лишь бы изобретение применялось. Главное ведь не то, есть оно или нет, а то, работает ли идея. Многие разработки в нашем здравоохранении остаются в описательном виде. В ящиках стола каждого учёного целые пласты лежат того, что нужно было бы производить. У нас в университете разработана продукция, в которой нуждаются пациенты, есть несколько инновационных проектов. И моя задача — запустить их в жизнь. Чтобы мы не только рассказывали о том, что могли бы делать, но и реально показывали свой продукт. Не буду выдавать всех секретов, но дело сдвинулось с мертвой точки, и в 2016 году уже можно будет показать результаты.
- А ваши студенты — они какие сейчас?
- Именно этот вопрос прозвучал недавно на вечере посвящения в студенты в нашем вузе. Я их вижу Востребованными, Работоспособными, Адекватными, Честными, то есть в конечном итоге из первокурсника должен вырасти ВРАЧ. Человек в любой области может быть очень активным, талантливым, позитивным, но именно нашим студентам необходимо вырабатывать в себе клиническое мышление. Обучаться сейчас гораздо легче. Интернет позволяет найти любую литературу, за ней не нужно занимать очередь в библиотеку. Есть возможность работать с манекенами, имитировать все процессы от уколов до приёма родов — то, о чём раньше только мечтали.
Я не вижу конфликта отцов и детей, но есть среди студентов те, кто пришел учиться, и те, кто не понимает, зачем он здесь. Моя задача, как ректора, первых отобрать и продвинуть, а вторым вовремя помочь свернуть с неправильного пути.
- Перейдём к, пожалуй, самому трудному вопросу. Сейчас кругом только и говорят, что о критическом состоянии российской медицины. Этой теме даже была посвящена встреча активистов Общероссийского народного фронта с президентом страны. Какова ваша точка зрения на эту проблему?
- Постоянная критика отечественной медицины, на мой взгляд, во многом надумана. Реально ведь растёт продолжительность жизни, снижается смертность. Возьмите ту же Ставропольскую краевую больницу, благодаря работе которой значительно изменились в лучшую сторону показатели смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, сосудистой патологии головного мозга. Средства, которые были вложены в модернизацию российского здравоохранения, ещё не все дали отдачу, начали работать, поскольку по этой программе было закуплено больше оборудования, чем до сих пор используется.
Реально выросла зарплата у медиков. Плюс никто не возражает против совмещения. Медбратом-студентом, врачом-дежурантом. Я и сам много работал ночами, в выходные и праздничные дни медбратом, врачом.
В общем, кардинальные перемены в медицине происходят. Возможностей у врача и медсестры сейчас масса — и обучаться, и совершенствоваться. Были так называемые тучные годы в экономике, наступили бедные. Тому, кто научится работать сейчас, в дальнейшем будет значительно проще.
- Когда вас направили главным врачом в Шпаковскую ЦРБ, многие называли это ссылкой. Но за то непродолжительное время, когда вы возглавляли районную больницу, в ней открыт Центр здоровья, проведена реформа хирургической службы, на принципиально новый уровень поднялась профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Расскажите подробнее о том опыте, который вынесли из работы на передовой медицинского фронта.
- Я никогда не называл это ссылкой. Это был хороший практический опыт работы «на земле». Больница и была в достаточно хорошем состоянии, просто некоторые показатели удалось поправить. Например, хорошо организовали работу хирургического отделения, оборудовали его совместно с администрацией района, пригласили прекрасных специалистов. Всё это там до сих пор работает. Центр здоровья был в числе первых, созданных в Ставропольском крае. Наша инновация состояла в том, что мы с учетом больших размеров Шпаковского района создали передвижной модуль, это позволило приблизить и первичную, и квалифицированную помощь к жителям села. Наладили систему дистанционной диагностики в кардиослужбе, многое усовершенствовали в качестве доставки пациентов при инсультах и инфарктах. Когда я уходил, не было дефицита кадров на участках, в ЦРБ и относительно неплохо обстояли дела на периферии. Для меня как для организатора это было очень полезно.
- Вы недавно уезжали в командировку в Индию. Расскажите о результатах.
- Наш университет готовит врачей для более, чем тридцати стран, Индии в том числе. И число таких студентов увеличивается. В этом году — практически в два раза. Из 616 обучающихся иностранцев 467 — индусы.
Я впервые побывал в Индии и значительно изменил своё представление о стране. Индийский рынок открыт для всех предложений, в том числе образовательных. Туда сейчас устремились все — Китай, Непал, Киргизия, Таджикистан, Казахстан. И в этой ситуации важно не растерять потенциал доверия к нашей стране, оставшийся ещё с советских времен. Российскую научную школу там считают общепризнанной, что прекрасно укладывается в общий вектор взаимоотношений между странами БРИКС.
Наш университет, похоже, первым в России идёт дальше обучения студентов из Индии. Мы предлагаем последипломное образование врачей. Во время командировки обсуждали рабочие моменты соответствия дипломов международным стандартам, проживания студентов и так далее.
Поездка получилась насыщенной. Мы посетили различные клиники, один из крупнейших университетов Индии. Проводили встречи с русскоговорящими выпускниками. Я понял, как трудно приходится ребятам, которые к нам сюда приезжают. Нужно, чтобы они не замыкались в собственном кругу, а интегрировались в образовательную среду. Поэтому мы предложили в российском генконсульстве в Ченнаи (Мадрас) проводить ускоренный курс русского языка для будущих студентов. Идея нашла поддержку. Нужно также сопровождать иностранных студентов на экзаменах. Не зная в достаточной мере языка, они нередко просто теряются.
- Вы и управленец, и учёный, и просто врач. Скольким пациентам вы вернули здоровье лично?
- Сложно сказать, сколько вылечил, не вёл такой статистики. В самые активные годы я оперировал где-то до 1000 человек в год. Это не считая приёмов и консультаций.
- Почему именно оториноларингология?
- Учился я хорошо, закончил вуз с красным дипломом. Предложили поступить в клиническую ординатуру. Было четыре места — два в кардиологию, два в оториноларингологию. Со мной распределялись три девушки. Две из них пошли в кардиологию, так что у меня по-джентльменски выбора не было. В общем, судьба решила это за меня, о чём и не жалею.
- Знаменитый академик Амосов, который сам был выдающимся хирургом, уверял, что таблетки нужны только в крайних случаях, когда речь идет о жизни и смерти человека. А главное — это физкультура, закаливание, аутотренинг. А ваше мнение? Можно ли обойтись без лекарств? Или в 21 веке человек и его болезни настолько изменились, что нам без таблеток не обойтись?
- Что касается Амосова, то я в своё время очень любил читать его книги, и они во многом сыграли для меня определяющую роль при выборе профессии. Но опыт Николая Михайловича уникален, его нельзя использовать каждому. Сам академик всю жизнь над своим организмом, извиняюсь, экспериментировал. И в итоге довёл себя до инфаркта, до инсульта, хотя и прожил долгую активную жизнь.
С точки зрения практикующих врачей, от медицины зависит более 50 процентов здоровья человека. Конечно, лучше всего было бы жить в тепличных условиях, ничего не делать «пере»: не переедать, не перенапрягать организм, не переживать по поводу проблем. К сожалению, так не бывает. Здоровых людей просто нет, и поэтому человечество не обойдётся без лекарств в обозримое время. Общая направленность здесь такова. Большая часть средств и усилий медиков идёт сегодня в первичное звено для того, чтобы сочетание правильных поведенческих установок — здоровое питание, достаточный сон и отдых, уменьшение стрессов — привели к росту продолжительности здорового долголетия. Но, так или иначе, человек всё рано с возрастом приходит к периоду, когда одолевают болезни. И тогда возникает задача продления активного долголетия. Медицина должна работать так, чтобы даже при наличии букета хронических заболеваний человек мог быть активным, нужным семье и обществу.
В 21 веке будут решены многие проблемы, связанные со здоровьем человека. Например, учёные вплотную подошли к реальной возможности выращивания органов для трансплантации. С другой стороны, идёт новая напасть: например, болезнь Альцгеймера, диабет, сердечно-сосудистые и некоторые другие заболевания, увы, расширяют свои позиции.
- Говорят, что у большинства препаратов имеются дешёвые отечественные аналоги. Врачи, мол, имеют маржу от фармацевтов, поэтому прописывают только дорогие лекарства. Как вы относитесь к этой проблеме?
- Моё мнение состоит, во-первых, в том, что безопасность страны зависит от развития собственной фармацевтики. Во-вторых, любой врач, конечно же, ориентирован на эффективность лекарственного препарата. И количество, и качество российских препаратов за последние годы значительно выросли. Хотя есть импортные медикаменты, без которых мы пока не можем обойтись. Есть много фирм, которые настойчиво свои препараты продвигают, но врач не должен зависеть от производителей, и для этого со стороны Минздрава были приняты и организационные мероприятия, и достаточно жёсткие меры по ограничению рекламы. В целом ситуация с лекарственным обеспечением сейчас вполне здоровая.
- Вы умеете отдыхать?
- Работа поглощает практически все время. Свободные часы стараюсь провести с внуками. Люблю кино, но чтобы смотреть хорошие фильмы, нужен внутренний настрой. Это как поход в театр, на выставку картин, любое приобщение к прекрасному. А когда всё время думаешь о рабочих проблемах, сосредоточиться на кинокартине сложно. Для меня лучший способ выбить стресс и отвлечься — это чтение. Читаю много и литературу разных жанров.
- Назовите рецепт здоровья от Владимира Кошеля?
- Самое главное — любить жизнь во всех её проявлениях. И тогда она полюбит вас.
Сергей ЗАЙЦЕВ
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ