А ходили ли поезда?: какую историю скрывает Немецкий мост в одном из лесов Ставрополя
Мост в 1917 году, фото: государственный каталог музейного фонда России / Мост в 2024 году, фото: Иван Высочинский, Блокнот Ставрополь
Читайте также:
- От амбара до современной мыльни: какую историю хранит баня №1 в Ставрополе (27.10.2024 18:03)
- От символа Советской авиации до забытого памятника: как менялся Ил-18 в парке Победы Ставрополя (20.10.2024 17:05)
- Из особняка в парфюмерный магазин: что пережил дом Егора Найтаки на проспекте Карла Маркса в Ставрополе (12.10.2024 12:55)
- От дома для Великих князей до торгового центра: какую историю хранит одно из зданий Ставрополя на улице Мира (05.10.2024 12:15)
- Осталось только подножие: какая история стоит за разрушением горы Кинжал на Ставрополье (30.09.2024 19:01)
В Ставрополе существует несколько остатков некогда важной железной дороги, которая связывала краевую столицу с Туапсе. Один из таких мостов находится в Мамайском лесу и носит название Немецкий. Но почему появилось такое имя и как его строили — подробнее в материале «Блокнота».
Мнений о том, почему Немецкий мост стал так называться, очень много. По одной из версий, все дело было в том, что на стройке трудились военнопленные с Первой мировой войны и подавляющее число составляли именно немцы. По другой — проектировкой занимались инженеры из Германии и Австрии.
Прокладывать железнодорожное направление «Армавир — Ставрополь — Петровское» начали еще в 1909 году. Один из участков начали возводить незадолго до начала Первой мировой войны и всеобщей мобилизации — 15 марта 1914 года.
Сотрудники музея проводят раскопки на линии строительства Армавир-Туапсинской железной дороги на 2-ой Мамайке. Ставропольская губерния, 1914 год, государственный каталог музейного фонда России
Дорога была частной, а инвесторами выступали банки, покупатели облигаций, казаки, купцы Кубани и Ставрополья и обычные люди. Дорога стала народной, потому что население в ней нуждалось для отправки на продажу хлеба и выращенных овощей в крупный порт Туапсе.
Когда началась война, помимо Германии и Австро-Венгрии, у России был враг и на Кавказе — Османская империя. Немецкий мост был объявлен стратегически важным, и его строительство не прекращалось вплоть до революции. Трудились как обычные строители, так и военнопленные. Согласно отчетам, которые подавались относительно работников, в возведении моста если и участвовали пленные из Германии, то в очень небольшом количестве. Среди инженеров немцев тоже не наблюдалось. Поэтому обе версии можно считать несостоятельными.
Виадук через Вторую Мамайку 1917 года, фото: государственный каталог музейного фонда России
Но была и третья — рядом с этой частью железной дороги стояла немецкая усадьба. По данным от разных археологов, в районе Мамайки когда-то был хутор, где жили переселенцы — выходцы из Германии. И хотя он находился на достаточном расстоянии от моста, эта версия самая жизнеспособная из всех.
Также споры ведутся по поводу того, а осуществлялось ли движение по железной дороге? Кто-то говорит, что после открытия моста так ни разу им не воспользовались по назначению. Другие же утверждают, что по нему проезжали бронепоезда «Морская батарея № 2», «Единая Россия» и «1-й бронированный поезд».
Фото: Блокнот Ставрополь
Сейчас мост выполняет скорее функцию достопримечательности, туда можно прийти и просто посмотреть на пример дореволюционной архитектуры. Или подняться наверх и насладиться открывшимся видом. Любители экстрима могут прыгнуть со страховкой под наблюдением профессионалов.
Кстати, сама постройка выполнена практически полностью из местного ракушечника с минимальным использованием бетона.
Ранее «Блокнот» писал, что некогда гора Кинжал была намного выше. Однако теперь от нее осталось только подножие. Сначала считалось, что ее взорвали из-за авиакатастрофы, но действительность оказалась куда проще.
Алина Кулакова
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ