Что пережил дом, в котором жил отказавшийся отпевать Лермонтова священник Эрастов

Фото: рисунок художника В. Васина / Яндекс.Карты
Читайте также:
- От жандармского капитана до казачьего генерала: какую историю хранит особняк Кравцова в центре Ставрополя (03.08.2025 20:15)
- От «питейной конторы» имперских времен до современного магазина книг: что пережило одно из старейших зданий Ставрополя (26.07.2025 15:47)
- От белокаменного терема до бара с голыми девицами: чем знаменит доходный дом Ягоянца в Ставрополе (20.07.2025 17:10)
- Приют для чиновников и коммуналка для милиции: чем знаменита бывшая гостиница «Москва» в Ставрополе (28.06.2025 20:08)
- Раньше в нем останавливался Пушкин, а теперь одни развалины: что хранит Дом полицмейстера в Ставрополе (18.05.2025 15:17)
На Кавказских Минеральных Водах много зданий, в которых жили известные люди. Одним из таких строений является дом священника Василия Эрастова, который запомнился многим тем, что отказался отпевать Михаила Лермонтова после дуэли. Он же принимал у себя в гостях Льва Толстого. Подробнее об объекте культурного наследия — в материале «Блокнота Ставрополь».
Дом священника Василия Эрастова, расположенный на углу улиц Дворянской (ныне Карла Маркса, 12, прим.ред.) и Верхнего переулка (ныне улица Буачидзе, прим.ред.) в Пятигорске, представляет собой памятное место, связанное с важными личностями российской истории и культуры. Изначально на этом месте находился одноэтажный угловой флигель. В период с 1882 по 1899 год возвели шикарный двухэтажный кирпичный дом с балконами в стиле Ренессанс, ставший самым крупным в округе. Он служил жильем для семьи священника и включал флигели для сдачи внаем.
Василий Эрастов прибыл в Пятигорск весной 1841 года как второй священник в Скорбященскую церковь. Он жил с супругой Анной. Из‑за наплыва прихожан в летний сезон протоиерею Павлу Александровскому требовалась помощь.
Отец Василий вошел в историю из‑за отказа отпевать Михаила Лермонтова, погибшего на дуэли в 1841 году: после встречи с поэтом перед смертью он запер церковь и ушел с ключами. Протоиерею Александровскому пришлось самовольно отпевать тело, за что он был затем оштрафован, а Эрастов донес на него архиепископу, заявив, что коллега не внес данные в метрические книги и присвоил 200 рублей. Несмотря на это, Эрастову отказали в причитающейся ему части доходов. Отец Василий утверждал, что «Лермонтова, как умышленного самоубийцу, надлежало палачу в бесчестное место оттащить и там закопать». В 1881 году, в 40‑ю годовщину гибели поэта, он также отказался совершить панихиду, но по свидетельствам, в 1889 году на открытии памятника Лермонтову публично покаялся.
Рисунок художника В. Васина
Дом Эрастова и флигели также приносили доход семье, в которой было пятеро детей — сыновья Николай, Алексей и Дмитрий, обучающиеся в Ставропольской духовной семинарии за счет отца, и дочери Юлия и Александра — воспитанницы училища святой Александры. В 1844–1845 годах отец Василий с домочадцами снимал квартиру у Верзилиных напротив приобретенного им участка № 100 под Машуком, где впоследствии построили хозяйственные и жилые постройки.
Летом 1853 года флигель сняли родные Льва Николаевича Толстого — старший брат Николай и младшая сестра Мария с мужем Валерианом, прибывшие отдохнуть и полечиться. А 14 июля 1853 года сам Лев Толстой приехал в Пятигорск. Сначала остановился у родных, затем переселился в свою прошлогоднюю квартиру на Кабардинке, но почти ежедневно навещал семью, обедал, иногда ночевал, приносил страницы «Отрочества» для чтения, музицировал на рояле. В дворе во флигель вела широкая каменная лестница на открытую веранду с изящными колоннами, оконные фасады выходили на Верхний переулок. Брат уехал 1 сентября, а сестра с мужем — спустя десять дней. В советское время — это дом № 8 на улице Буачидзе. В 1980‑х годах флигель снесли, несмотря на протесты краеведов.
Фото: Яндекс.Карты
В 1869 году отец Василий стал настоятелем Спасского собора и служил до 1896 года, после чего вышел в отставку. В 1899 году на месте прежнего флигеля был построен шикарный двухэтажный особняк «в духе Ренессанса». Отец Василий скончался 21 апреля 1903 года, был отпет в соборе и похоронен в храмовом ограде, позднее перенесен на Лазаревское кладбище.
В XX веке дом отреставрировали, он стал санаторным корпусом № 5, фасады немного изменили. С 1990‑х годов в цокольном этаже и во дворе открылись ресторан‑бар «Милорайка». Владелец с улыбкой говорил, что так назвал его в честь Раисы Горбачевой, тогда как краеведы отмечали, что «Милорайкой» пензенские крестьяне называли речку Марарайку в имении в Тарханах.
На фасаде дома установлена мемориальная доска: «Лев Николаевич Толстой летом 1853 г. часто бывал в доме священника Василия Эрастова, арендованном сестрой писателя Марией. Дом в этом дворе не сохранился». Ранее висела табличка с датой постройки — 1892, затем замененная на 1899 — дату отделки. Официально здание административное, упоминания санаторного корпуса в последнее время сняты.
Фото: Яндекс.Карты
В окружении современных санаторных корпусов дом на углу Карла Маркса и Буачидзе не впечатляет размерами, но когда‑то он был самым крупным. Сейчас его скромный вид обманчив: при внимательном взгляде ощущаются его солидность и величие. Затейливый декор фасада указывает на рубеж XIX–XX веков. Стены из желтого кирпича идеально сочетаются с мемориальными досками, хотя сама доска относится не к оригинальному зданию, а напоминанию о прошлом.
Ранее «Блокнот» писал о другом строении Пятигорска, которое окутывает много историй. Некоторые из них совсем уж мистические и заставляют содрогнуться. Речь идет о доме Эльзы. До сих пор историки и любители тайн и заговоров гадают, что же стало с хозяйкой усадьбы.Ксения Власова
Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ