Лишили ноги, а потом и жизни? Ставропольская больница заплатила миллион за смерть пациентки
Коллаж редакции Блокнот Ставрополь. Фото предоставлено семьей погибшей
Читайте также:
- Смерть пациентки обошлась Изобильненской районной больнице в 50 тысяч рублей (16.01.2026 18:30)
- Ставропольчанка взыскала 100 тысяч с больницы за недопуск к врачу за справкой (09.01.2026 12:34)
- Худшие больницы, недружелюбный персонал и врачи на совмещенке. Какие тайны минздрав Ставрополья хотел скрыть от общественников (30.12.2025 12:30)
- Главврача одной из больниц Ставрополья четырежды за день привлекли к ответственности за игнорирование обращений (25.12.2025 08:28)
- Летящей походкой? Двойника главврача Кировской Рб засняли мертвецки пьяным на ступеньках учреждения (23.12.2025 11:34)
Бывает же так, обращаешься за помощью к медикам на своих двоих ногах, а возвращаешься домой с одной и в гробу. При этом одни эксперты уверяют, что так распорядилась судьба, а другие осторожно намекают, что не фортуна чиркнула скальпелем по артерии, а потом не смогла справиться с последствиями. В трагической и полной загадок смерти пациентки в ГБУЗ СК «ГКБ № 2» города Ставрополь разбиралась редакция.
3 апреля 2024 года 63-летняя Ольга Кузьминых была планово госпитализирована в отделение травматологии и ортопедии ГБУЗ СК «ГКБ № 2» города Ставрополя для эндопротезирования тазобедренного сустава. Операция была назначена на 9 утра следующего дня, и ничего не предвещало беды. Ставят протезы в медучреждении чуть ли не каждый день, вот и супружеская чета с нетерпением ждала, когда мучающий Ольгу дискомфорт при ходьбе закончится.
Ольга Кузьминых. Фото из семейного архива
Истекала кровью 2 часа
И тем тревожнее стало супругу Ольги, когда спустя почти четыре часа к нему вышел оперировавший хирург и рассказал, что во время вмешательства возникли некие сложности. Дескать, из-за «нестандартного расположения артерии» в момент разреза была повреждена основная артерия, проходящая через бедро, из-за чего протез не установлен. Чуть позже семья также выяснила, что, повредив артерию, оперирующая бригада сначала вообще не могла понять источник кровопотери, а потом еще 2 часа пыталась остановить кровотечение, прежде чем перевести пациентку в реанимацию.
Городская больница №2. Фото: Яндекс Карты
Однако и там проблемы продолжали нарастать: поврежденная нога внезапно потеряла чувствительность ниже колена, став холодной и мраморного цвета. Вызванный на место сосудистый хирург, прибыл в больницу примерно в 19 часов, чтобы констатировать тромбоз и необходимость экстренной операции по удалению и замене закупоренных частей сосудов. В итоге, второй раз за день, 4 апреля, ставропольчанка оказалась в операционной. Начали хирурги в 22:00, закончили в 3 часа утра уже 5 апреля. Впрочем, до 10 утра, когда в больницу приехал супруг Ольги, ставропольчанке сделали еще одну операцию, чтобы теперь уверять обеспокоенную семью, что опасность миновала. Мол, нога потеплела, но чувствительность пока не вернулась. Впрочем, как обнадеживали близких медики, это могло быть связано с отеком, и сделанные для вывода жидкости надрезы помогут исправить ситуацию. Но ни в этот день, ни в выходные чувствительность к конечности не возвращалась.
Фото Ивана Высочинского/ Блокнот Ставрополь
Зато уже 8 апреля медиками было принято решение о переводе пациентки из травматологии в общую хирургию, где выяснилось, что из-за так и не восстановившегося кровотока начался некроз мышц голени. Ольгу ждала новая операция по чистке и удалению мертвых тканей под общим наркозом, но реанимировать мышцу не удалось. Отчего 9 апреля на врачебном консилиуме было принято решение об ампутации ноги. Операция была назначена на 10 апреля. После чего, как следует из медкарты ставропольчанки, ей вроде как стало легче, на протяжении недели дежурные врачи отмечали «положительную динамику общего состояния». Однако ближе к 16:00 18 апреля Ольге резко стало плохо. Пациентка экстренно была переведена в реанимационное отделение и подключена к ИВЛ.
«18.04.2024 в 16:16 зафиксирована остановка сердечной деятельности. Проводимые реанимационные мероприятия в течение 30 минут в полном объеме без результата.18.04.2024 в 16:50 констатирована биологическая смерть Кузьминых», — позже будет указано в документах.
Фото Ивана Высочинского/ Блокнот Ставрополь
Надо ли говорить, что смерть любимой мамы и супруги стала шоком для всей семьи. Ведь на плановую операцию женщина отправлялась на своих ногах, чтобы вернуться обратно в гробу. После похорон убитые горем родственники обратились в краевой следком, прокуратуру и Росздравнадзор с требованием провести проверку в ГБУЗ СК «ГКБ № 2» города Ставрополя на качество оказания медицинской помощи погибшей и наказать виновных в ее смерти.
Начали за здравие….
Начав процессуальную проверку по факту гибели пациентки, следствие также назначило комиссионную судебно-медицинскую экспертизу, поручив ее экспертам ГБУЗ СК «Краевое бюро судебно-медицинской экспертизы». В своем исследовании опытные медики должны были установить, есть ли прямая причинно-следственная связь между действиями их коллег и смертью женщины. В октябре 2024 года заключение было готово, и выводы ставропольских экспертов повергли семью в шок.
Фото из семейного архива
Ведь начинали эксперты за здравие, отмечая, что имеющиеся у погибшей заболевания и их осложнения «не представляли непосредственную угрозу жизни на дату поступления в ГБУЗ СК ГКБ № 2». Как и «аномалия развития сосудов левого бедра у Кузьминых отсутствовала и не могла наступить в результате имевшихся у нее хронических соматических заболеваний». Диагноз и тактика лечения тоже были установлены и выбраны верно. Однако дальше начинаются пятна.
«При обнажении тазобедренного сустава из раны началось профузное артериальное кровотечение. Ввиду недостаточной полноты описания в протоколе операции по эндопротезированию сустава, в категорической форме нельзя высказаться, о механизме повреждения сосуда. Члены комиссии не исключают, что повреждение могло произойти хирургическим инструментом», — осторожны в оценках эксперты.
Причем медики тут же отмечают и своевременность оказания помощи. Мол, пульсация на периферических сосудах была восстановлена, что свидетельствует об эффективности проведенных при данной операции манипуляций. Следовательно, если рассматривать сам операционный процесс, то проблему с поврежденной артерией вроде как удалось решить. Равно как и к послеоперационному периоду нареканий у экспертов не нашлось. Но если все было настолько хорошо, почему Ольги не стало?
Фото Ивана Высочинского/ Блокнот Ставрополь
«Члены комиссии считают необходимым отметить, что ятрогенное повреждение крупного магистрального сосуда во время операции является очень редким (около 0,1 % случаев), опасным для жизни осложнением, предвидеть которое невозможно. Хирург и ассистент при операции, как правило, не визуализируют бедренную артерию и вену. В данном конкретном случае не представляется возможными однозначно установить инраоперационное повреждение хирургическим инструментом. Повреждение могло наступить вследствие неизбежных при операции тракции и перерастяжения стенок регионарных сосудов», — отмечают медики.
А, коль есть сомнения, то на все воля божья?
«Действия врачей ГБУЗ СК ГКБ № 2 в причинной связи со смертью Кузьминых О.Ф. не находятся, т.к. смерть наступила от внезапно возникшей тромбоэмболии легочной артерии, в результате образовавшегося в зоне операции илеофеморального флеботромбоза и была не предотвратима», — делают вывод эксперты.
Почем нынче дефекты….
Вот только родные покойной в корне не согласны с формулировкой, что больной умер, потому что умер, отчего и потребовали повторную экспертизу. Следствием их ходатайство было удовлетворено. Вполне вероятно, что повлияла на это решение разгромная проверка ГБУЗ СК «ГКБ № 2» специалистами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ставропольскому краю. Вот уж парадокс, пока судебно-медицинские эксперты не находили дефектов в лечении пациентки, в Росздравнадзоре их выявили целый букет. Перечисление нарушений растянулось ни на одну страницу в документе.
Фото Ивана Высочинского/ Блокнот Ставрополь
«При оказании медицинской помощи пациентке не соблюдены клинические рекомендации в части невыполнения рентгенографии тазобедренного сустава на догоспитальном уровне в день госпитализации. В послеоперационном периоде и после ампутации нижней конечности не выполнено ультразвуковое дуплексное сканирование вен, что фактически не позволило выявить тромбоз в глубокой системе вен; не были назначены антитромбические лекарственные препараты. В протоколе хирургической операции недостаточно информации для определения источника кровотечения в операционной ране, характера кровотечения», — перечисляют дефекты проверяющие.
Оговоримся сразу, мы указали малую толику из списка, который лег в основание протокола об административном правонарушении, выписанном на ГБУЗ СК «ГКБ № 2» города Ставрополя и заместителя главного врача по медицинской части Картавцова В.В за осуществление деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией. Постановлением Октябрьского районного суда Ставрополя медучреждение было оштрафовано на 150 тысяч рублей, а ответственное лицо на 10 тысяч рублей. Причем решения не были оспорены и вступили в законную силу.
К слову, прямо о том, что в действиях медиков «ГКБ № 2» были серьезные нарушения, признал и минздрав СК, проведя собственную проверку качества и безопасности медицинской деятельности. В ней ведомство отметило вопиющие нарушения от оформления медицинской документации до оказания лечебных мероприятий.
«Комиссией отмечена прямая причинно-следственная связь между возникшими послеоперационными осложнениями и наступившими последствиями», — позже будет указано в акте.
Фото из семейного архива
Равно как и то, что по результатам проверки главврачу «ГКБ № 2» Ставрополя «выдано предписание усилить контроль над ведением пациентов травматолого-ортопедического отделения и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц допустивших нарушения при оказании медицинской помощи Кузьминых».
Словом, медицинское сообщество Ставрополья разошлось во мнениях, и теперь окончательный вердикт вынесут эксперты из другого региона, куда направлены материалы для повторной экспертизы. А пока следствие продолжается, летом 2025 года дочка погибшей обратилась в Октябрьский районный суд с гражданским иском о возмещении морального вреда за некачественное оказанием медпомощи, повлекшее смерть матери, и выиграла дело. Постановлением суда с больницы была взыскана компенсация морального вреда в размере миллиона рублей. Решение уже вступило в законную силу.
Ранее же мы рассказали, что смерть другой пациентки обошлась Изобильненской больнице в сущие копейки.
Тося Жмыхова
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ