Ставрополь Пятница, 03 Апреля
Культура, 14.02.2020 11:31

Мифотворчество на ставропольских экранах: от Чапаева до Штирлица

В российском прокате с успехом идет историческая драма о восстании декабристов «Союз спасения». Но согласно прогнозам, лидером российского проката по итогам 13-16 февраля станет премьера «Лед 2». Предварительные продажи спортивной драмы уже сейчас составляют 35 миллионов рублей. Но никто из героев российского кино не смог обойти героев кинематографа СССР.

Кандидат исторических наук и советник министра просвещения России Андрей Петров рассказал «Блокноту Ставрополь», почему Штирлиц и Чапаев — самые яркие мифичные фигуры XX века.

Историк уверен, что обе фигуры обязаны своей славой в первую очередь кинематографу:

«Мифотворчество касается не только каких-то конкретных личностей, приукрашивать действительность свойственно человеку. В мифе как таковом ничего плохого нет. На протяжении большого количества времени миф играл важнейшую роль в сохранении человеческой памяти и ее передачи следующим поколениям. В пост-индустриальную эпоху мифотворчество стало приобретать новые черты. Это связано с такими вещами, как идеология, политика, PR. Через мифы главы государств воздействовали и воздействуют на поведение людей, как отдельных, так и электората».

55-4.jpg

Почему человек начинает преобразовывать реальность в миф?

Здесь надо обращаться к глубокой древности. Весь эпос народов мира мифологичен. Например, кто такой Геракл? Что мы о нем знаем? Человеку свойственно героизировать прошлое и извлекать из него назидательные примеры. Взять хотя бы Чапаева. Он как историческая личность и как созданный образ — два совершенно разных человека. Или образ Штирлица, который принимают все за реально существовавшего персонажа. Хотя в фильме «17 мгновений весны» масса неточностей. Например, тогда в Германии было не модно курить, поощрялся здоровый образ жизни, а герой Тихонова дымит как паровоз.

Почему существуют анекдоты именно про Чапаева, ведь были в то время помимо него и полководцы и герои более умные, удачливые, талантливые, которые действительно совершили много подвигов.

Миф о Чапаеве родственен мифу об Александре Невском. Оба они обязаны своей славе кинематографу. Мы должны отдавать отчет, когда эти мифы появились. Советская власть победила, красные выиграли гражданскую войну, был выдвинут лозунг о том, что мы старый мир разрушим и новый создадим. Стали праздноваться исторические праздники, годовщины Октябрьской революции.

А какие могли быть тогда исторические герои, если старый мир разрушили? Ну, декабристы стали героями, предвестниками революционных событий, петрошевцы, народовольцы.

chapaev_facty.jpg

Но самые яркие герои, которые воспевались советской пропагандой, были героями гражданской войны: Буденный, Ворошилов, Щорс, Чапаев. Поступки их стали героизироваться, и так происходило формирование национальной памяти. Почему Чапаев? Потому что рядом с ним был человек, выполнявший функцию Герадота. Фурманов в своих зарисовках не ставил своей целью описать все как есть. А его литературные очерки впоследствии были положены в основу фильма. 

Ленин не зря говорил, что кино — важнейшее из искусств. В те годы это так и было. Сейчас это уже не так. Резонанс от фильмов сейчас может быть достаточно высоким, но он никогда не достигнет той планки, которая была у кинематографа в советское время. Поэтому ленты «Александр Невский», «Чапаев», «17 мгновений весны» создали такие сильные образы. А раньше фильмы смотрели даже не 5-6 раз, а по несколько десятков. При этом продолжали раз за разом плакать над любимыми моментами, смеяться над избитыми шутками.

Андрей Евгеньевич, я иногда спрашиваю у людей: «Кто продал Аляску Америке?». «Как кто?,  удивляется большинство, — конечно, Екатерина». Этот миф родился, видимо, из-за удачной рифмы в песне группы «Любе». Хотя при Екатерине только шло освоение русской Америки. События «Юноны и Авось» разворачиваются уже в царствование Александра. Такого типа фальсификации рождаются часто?

Мифы появляются на каждом шагу. Мы проводили конференцию, посвященную фальсификациям. В 2004 году родился миф об обретенных костях Ивана Сусанина. Администрация Костромы поставила задачу разыскать захоронение Ивана Сусанина. На одном из погостов провели раскопки, извлекли 400 с лишним костяков, один из которых и назвали костями Сусанина. Провели судмедэкспертизу, такой подлог с помпой подали. Или миф о тысячелетии Казани. Мне, как историку, смешно слушать приводимые по этому поводу аргументы.

Александра Верищак


Новости на Блoкнoт-Ставрополь
мифотворчествокинороссийский прокаткинотеатрыфильмыкумиры
0
0

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое