Мифотворчество на ставропольских экранах: от Чапаева до Штирлица
Читайте также:
- Дерзкая афиша от «Блокнота» — верхом на байке рассказываем о событиях недели (12.02.2020 16:13)
- В Ставрополе открылся новый кинотеатр (28.12.2019 12:02)
- Геннадий Хазанов будет преподавать в ставропольской школе кино (11.11.2019 12:45)
В российском прокате с успехом идет историческая драма о восстании декабристов «Союз спасения». Но согласно прогнозам, лидером российского проката по итогам 13-16 февраля станет премьера «Лед 2». Предварительные продажи спортивной драмы уже сейчас составляют 35 миллионов рублей. Но никто из героев российского кино не смог обойти героев кинематографа СССР.
Кандидат исторических наук и советник министра просвещения России Андрей Петров рассказал «Блокноту Ставрополь», почему Штирлиц и Чапаев — самые яркие мифичные фигуры XX века.
Историк уверен, что обе фигуры обязаны своей славой в первую очередь кинематографу:
«Мифотворчество касается не только каких-то конкретных личностей, приукрашивать действительность свойственно человеку. В мифе как таковом ничего плохого нет. На протяжении большого количества времени миф играл важнейшую роль в сохранении человеческой памяти и ее передачи следующим поколениям. В пост-индустриальную эпоху мифотворчество стало приобретать новые черты. Это связано с такими вещами, как идеология, политика, PR. Через мифы главы государств воздействовали и воздействуют на поведение людей, как отдельных, так и электората».
Почему человек начинает преобразовывать реальность в миф?
Здесь надо обращаться к глубокой древности. Весь эпос народов мира мифологичен. Например, кто такой Геракл? Что мы о нем знаем? Человеку свойственно героизировать прошлое и извлекать из него назидательные примеры. Взять хотя бы Чапаева. Он как историческая личность и как созданный образ — два совершенно разных человека. Или образ Штирлица, который принимают все за реально существовавшего персонажа. Хотя в фильме «17 мгновений весны» масса неточностей. Например, тогда в Германии было не модно курить, поощрялся здоровый образ жизни, а герой Тихонова дымит как паровоз.
Почему существуют анекдоты именно про Чапаева, ведь были в то время помимо него и полководцы и герои более умные, удачливые, талантливые, которые действительно совершили много подвигов.
Миф о Чапаеве родственен мифу об Александре Невском. Оба они обязаны своей славе кинематографу. Мы должны отдавать отчет, когда эти мифы появились. Советская власть победила, красные выиграли гражданскую войну, был выдвинут лозунг о том, что мы старый мир разрушим и новый создадим. Стали праздноваться исторические праздники, годовщины Октябрьской революции.
А какие могли быть тогда исторические герои, если старый мир разрушили? Ну, декабристы стали героями, предвестниками революционных событий, петрошевцы, народовольцы.
Но самые яркие герои, которые воспевались советской пропагандой, были героями гражданской войны: Буденный, Ворошилов, Щорс, Чапаев. Поступки их стали героизироваться, и так происходило формирование национальной памяти. Почему Чапаев? Потому что рядом с ним был человек, выполнявший функцию Герадота. Фурманов в своих зарисовках не ставил своей целью описать все как есть. А его литературные очерки впоследствии были положены в основу фильма.
Ленин не зря говорил, что кино — важнейшее из искусств. В те годы это так и было. Сейчас это уже не так. Резонанс от фильмов сейчас может быть достаточно высоким, но он никогда не достигнет той планки, которая была у кинематографа в советское время. Поэтому ленты «Александр Невский», «Чапаев», «17 мгновений весны» создали такие сильные образы. А раньше фильмы смотрели даже не 5-6 раз, а по несколько десятков. При этом продолжали раз за разом плакать над любимыми моментами, смеяться над избитыми шутками.
Андрей Евгеньевич, я иногда спрашиваю у людей: «Кто продал Аляску Америке?». «Как кто?, — удивляется большинство, — конечно, Екатерина». Этот миф родился, видимо, из-за удачной рифмы в песне группы «Любе». Хотя при Екатерине только шло освоение русской Америки. События «Юноны и Авось» разворачиваются уже в царствование Александра. Такого типа фальсификации рождаются часто?
Мифы появляются на каждом шагу. Мы проводили конференцию, посвященную фальсификациям. В 2004 году родился миф об обретенных костях Ивана Сусанина. Администрация Костромы поставила задачу разыскать захоронение Ивана Сусанина. На одном из погостов провели раскопки, извлекли 400 с лишним костяков, один из которых и назвали костями Сусанина. Провели судмедэкспертизу, такой подлог с помпой подали. Или миф о тысячелетии Казани. Мне, как историку, смешно слушать приводимые по этому поводу аргументы.
Александра Верищак
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ