Ставрополь Суббота, 27 апреля
Экономика, 06.02.2018 15:14

«Не туда и не так развиваемся»: Ставрополье стало инвестиционно не привлекательным регионом

Ставрополье стало менее привлекательно для инвесторов, утверждают аналитики.

Одной из главных проблем Ставрополья в последние годы стали инвестиции, а вернее их  отсутствие. Краевые власти регулярно встречаются с представителями бизнеса других регионов и стран, но большинство проектов остаются в лучшем случае на бумаге, а зачастую – на словах.

Договоры о сотрудничестве

К примеру, в этом году на Ставрополье уже побывали две делегации. Губернатор Владимир Владимиров провел встречу с членами прибывшей в регион деловой миссии из Турецкой Республики. Глава края представил возможности, которые Ставропольский край раскрывает перед инвесторами: комфортные условия для развития новых предприятий, льготный налоговый режим, упрощенные административные процедуры и другие удобные для инвесторов решения. Турецкие бизнесмены очень абстрактно рассказали об интересе к краю и пообещали подробнее изучить возможности для работы.

Спустя неделю Владимиров встретился с представителями армянской делегации. Также были обсуждены перспективы развития экономического и культурного сотрудничества Ставропольского края и Армении. Представители Армении «выразили заинтересованность в расширении культурного взаимодействия» со Ставропольским краем. Впереди – сочинский экономический форум.

экспозиция-ставропольская-в-мск.jpg

В прошлом году край посетил десятки выставок по всему миру, показывая свою продукцию. Традиционно были подписаны договоры о сотрудничестве, которые по факту не значат ничего. Географии поездок может позавидовать искушений турист. И это не говоря о постоянных инвестиционных форумах России и сельскохозяйственных ярмарках. При практически нулевом результате краевые власти неоднократно заявляли о необходимости экономии на презентационных площадках. Но насколько урезаны суммы на рекламу краевых площадок, товаров и кластеров, не афишируется. Как не известно, сколько край получил денег от инвестиций в прошлом, позапрошлом годах.

Долгострои и банкроты

Конечно, очевидно, что аппетиты уменьшились, ведь еще в 2013 году на «Зеленую неделю» в Берлине Ставрополье привезло хор и казаков. Край составил одну из крупнейших частей российской экспозиции, потратив на это почти 22 млн рублей.

Не случайно на итоговой пресс-конференции глава региона Владимиров на вопрос об итогах года ушел от цифр, заявив, что самим себя хвалить – дело не благодарное. По его словам, региону удалось преодолеть двухлетний тренд снижения инвестиционной активности и интерес инвесторов к Ставрополью растет. Только каких именно инвесторов – можно гадать.

Зато стало известно, что кластеры, растущие в крае как грибы после дождя, переживают трудный период. Так, резидент невинномысского индустриального парка «СтавСталь» стал банкротом при серьезных финансовых вливаниях, и предприятие пришлось реанимировать под личным контролем главы региона.

ставролен.jpg

С заводом по сборке китайских автомобилей история вообще мистическая: завод как бы есть, но никто не слышал о его деятельности. Очевидцы рассказывают, что на территории предприятия стоят автомобили, но картина с месяцами не меняется. В пресс-службе краевого минпрома объяснили, что завод по сборке автомобилей еще официально не запущен. «Сейчас идут проверки оборудования, и на территории находится более 500 первых автоматике, выпущенных в тестовом режиме. Мы надеялись запустить предприятие в прошлом году, но обстоятельства так складываются, что запуск перенесен», – отметили промышленники.

Сложные «китайцы»

Первая информация об автомобильном заводе появилась еще в 2014-ом году. Министр промышленности Ставрополья Виталий Хоценко заявил, что регион войдет в особую экономическую зону промышленного типа. ОЭЗ должна была объединить Чечню, Ставрополье и Карачаево-Черкессию, но эксперты сразу же посчитали идею сомнительной. Предполагаемые инвестиции в экономику края должны были стать в районе шести миллиардов рублей. Ставрополье выделило для проекта 200 гектаров территории Шпаковского района в районе хутора Верхнерусского, где непосредственно и развернулось производство автомобилей. Первая очередь с ежегодной мощностью в сто тысяч машин в год должна была быть запущена в конце 2015 года. Также Хоценко не исключил, что позже объемы производства автомобилей будут удвоены, но эти планы имеют статус намерений инвесторов. Впрочем, в плане намерений они остаются и сейчас, спустя четыре года. И, конечно, никакого Северокавказского кластера создано не было.

машины-китайские.jpg

Источник «Блокнота» в промышленных кругах края, и знакомый с ситуацией, изначально считал, что создать особую экономическую зону за три месяца, а именно столько якобы требуется на подготовку документов, нереально.

– Нельзя вообще пока об этом говорить серьезно. Сборка автомобилей — тема неоднозначная сейчас. Через год-другой стоимость ввоза комплектующих вырастет, поэтому страна заявила о локализации производств. Возможно, так просто отсрочили подорожание деталей, потому что там будут преференции определенные, в том числе облегченный налоговый режим. Иначе «китайцы», собранные на Кавказе, будут стоить дороже «японцев», – уверен источник.

Действия без понимания

Президент торгово-промышленной палаты Ставрополья Борис Оболенец не скрывает, что со скепсисом относится к индустриальному сектору экономики.

– У меня уже давно сложилось впечатление, что у нас в крае нет понимания промышленной политики. Нам не хватает индикативного планирования. У нас вообще слабое понимание, для чего и что делается. Обычно правительство как прессе заявляет: создадим, к примеру, технопарк, и благодаря этому появится столько-то рабочих мест и столько-то налогов. И какое тут планирование? А в соседнем Краснодарском крае такое планирование есть. Индикативное планирование — это планы и прогнозы, которые составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам, фирмам ориентироваться, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями. А громкие заявления о новых экономических зонах могут быть простой сиюминутной пиар-компанией. У нас кто-то приходит к власти и начинает эксплуатировать определенную тему, – объяснил президент ТПП.

еще-экспозиция.jpg

Согласно данным Росстата РФ, валовый региональный продукт на душу населения в 2005-2016 годах Ставропольского края – 66 место среди 85 регионов РФ; среднедушевые денежные доходы населения – 63 место. Данные по средней заработной плате жителей региона: каждый пятый работающий в крае получает зарплату менее 10 тысяч рублей; средняя медианная (для более 50% работающих) зарплата составляет 17,9 тысяч рублей, а это 63 место. Госдолг Ставропольского края за 9 месяцев прошлого года увеличился с 28,95 млрд рублей до 31,3 млрд рублей. Инвестиции в основной капитал Ставрополья – 71 место в стране. Правда, последний показатель губернатор назвал "коллизией счета", указав на то, что фактически дела обстоят лучше.

Виноваты муниципалитеты

В минэкономразвитии региона заявляют, что в Ставропольском крае реализуются 190  инвестиционных проектов на общую сумму, превышающую 183 миллиарда рублей. При этом, начиная с 2015 года на Ставрополье продолжается снижение показателя инвестиций в основной капитал. И хотя темпы снижения за два года удалось замедлить, успокаиваться на достигнутом рано, уверены в минэкономе. Чтобы радикально изменить ситуацию – необходимо привлекать в край новые производства и комплексно поддерживать инвестпроекты на всех этапах, подчеркнул.

– Во многом инвестиционный климат на Ставрополье зависит от того, как работают власти на местах. Одна из главных проблем в этом вопросе состоит в том, что после реализации того или иного проекта муниципалитеты не привлекают новых инвесторов. Между тем, нужно создавать все условия для того, чтобы деньги пришли в край, – заявил глава минэка Валерий Сизов.

сизов.jpg

Валерий Сизов

Министр отметил, что сегодня на Ставрополье есть территории, где постоянно реализуются те или иные инвестпроекты; в то же время есть районы, где или не сопровождают инвестиционные проекты, или имеют у себя 1-2 долгостроя. Наименьший объем инвестиций отмечается в Александровском (79,5 млн рублей), Степновском (28,8 млн рублей), Арзгирском ( 75,8 млн рублей) районах. На примере Шпаковского района, министр рассмотрел слабую активность местных властей по поддержке инвесторов.

При этом источники «Блокнота» в министерстве экономики заявляют, что финансовая ситуация удручает.

– На самом деле последние годы все удручающе: постоянные командировки по миру, на переговоры летают одни и те же определенные люди. Мы помним времена, когда министром экономики был Юрий Ягудаев, и до сих пор мы в печали, что он был вынужден уйти. У него было масса проектов, которые бы принесли краю деньги. А теперь ни проектов, ни денег. Причем мы знаем, что у Ягудаева были переговоры с Владимировым, но они ни к чему не привели, – признается одна из сотрудниц ведомства.

Хорошим словом вспоминают экс-министра и в Госдуме страны.

– К экономическому форуму в Сочи Ягудаев с командой начинал готовиться за пол года, мы знали не только, что туда везем, а что и получим. А сейчас подготовка проходит наспех, и как результат – отсутствие финансового эффекта, такое ощущение, что приезжают туда только для галочки, – рассказала депутат нижней палаты от Ставрополья.

Что получит край?

Первой крупной новостью стало заявление главы «Лукойла» Вагита Алекперова, которое он сделал 5 февраля, о том, что компания вложит в новый завод на Ставрополье около 120 миллиардов рублей. Об этом глава нефтяной компании рассказал на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.

– Мы подготовили новый комплексный проект – это комплексное освоение Северного Каспия. На сегодняшний день газопровод уходит в район Буденновска. Принято инвестиционное решение о строительстве там газохимического комплекса, у которого будет два направления – это химикаты, вторая очередь – полиэтилен, полипропилен... Этот комплекс будет стоить почти 120 миллиардов рублей, – сказал Алекперов.

Глава «Лукойла» отметил, что это даст возможности для развития такого региона, как юг Ставропольского края. «Который достаточно депрессивный - предприятий не хватает, рабочих мест», - заявил он, отметив, что работать на комплексе будут 600 человек, в строительстве будут занято более трех тысяч рабочих.

Но эксперты говорят о том, что хотя инициатива хорошая, но край получит от нового завода не так много, и не так скоро. Так, политолог Сергей Рязанцев считает, что новость о новом заводе «Лукойла» переоценена.

– Конечно, это хорошо. Я так понимаю, что в какой-то мере Алекперов курирует Владимирова, но и договорился о встрече с президентом в тот же день, когда наш губернатор встречался с Медведевым. Это явно предвыборное действо. Это частная фирма вертикально интегрированная, будет у нас через несколько лет 600 рабочих мест. Но я бы не переоценивал значение этого завода. Что от этого получит край? Налоги они платят в Москве, а что пойдет в бюджет Ставрополья? НДФЛ и зарплата этих будущих сотрудников. Но вообще надо еще учитывать, что мы живем на Северном Кавказе, а здесь не совсем спокойно. Плюс неумелое хозяйствование руководства Ставропольского края. В основном у нас идет пиар, а не реальные деньги. У нас можно заявлять, что построим когда-то что-то. Но смысл заявлять, раз это не реализовывают? – задается вопросом политолог. – Надо говорить не о планах, а о том, что уже есть, о реальных цифрах. И с автомобильным заводом непонятно, зачем его построили. Во-первых, цена на «китайцев» слишком высокая, во-вторых, в соседней Карачаево-Черкессии есть большой аналогичный завод, который недогружен на половину. Какой смысл строить здесь? Вообще Ставропольский край не так и не туда развивается. У нас нет и финансовых ресурсов: инвестиций почти нет, как и собственных денег.

Эксперт считает, что сельскохозяйственная направленность сама по себе тупиковая, она не дает высокий уровень развития и финансы, а АПК не обеспечивает высокий уровень жизни. Кстати, по официальным данным, на этот год доходы от АПК в краевой бюджет должны составить около 5 миллиардов рублей - это порядка 5% в структуре бюджета. В крае, на взгляд политолога, надо развивать высокие технологии, которых практически нет, а также сферу отдыха и туризма. «Нужна нормальная высокоэффективная стратегия», - резюмирует Сергей Рязанцев.

На пресс-конференции, которая состоялась в январе, губернатор сообщил, что край до 2022 года должен принять три крупных инвестпроекта общей стоимостью в шесть миллиардов рублей. Однако, даже если эти проекты и не останутся лишь на бумаге, а начнут реализовываться, отдача для края от них поступит не скоро. 


Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

Ставропольеинвестицииэкспертыэкономика
0
0