Ставрополь Вторник, 16 апреля
Общество, 25.01.2021 11:38

«Сыграть можно все»: ставропольская скрипачка о синтезе классики, джаза и рок-музыки

Ставрополь — город, полный талантов. Евгения Ханова почти всю свою жизнь играет на скрипке. Сейчас учит этому детей и взрослых. Спустя многие годы она так же горячо любит музыку. Скрипачка успевает преподавать в детской музыкальной школе №1, вести ансамбль скрипачей при Храме преподобного Сергия Радонежского, а также организовывать и проводить квартирники. 

Как начался путь в мир музыки? Ваши родители были музыкантами?

— С детства дома всегда звучал джаз. Мой папа занимался спортивной гимнастикой. Еще он играл на рояле, трубе, саксофоне и аккордеоне, будучи самоучкой. Мама пела. Но я не помню, что хотела играть именно на скрипке и это было моим осознанным решением. Помню, когда поступала в музыкальную школу, на фортепиано мест не было, как обычно. Но педагоги заметили, что у меня слух хороший и взяли на скрипку. В классе четвертом-пятом стала осознанно заниматься и потом поняла, что буду музыкантом.

Как проходили первые годы обучения? Что больше всего запомнилось?

— Первые годы я жила у бабушки. Когда у меня спрашивают о самом ярком впечатлении в первом классе музыкальной школы, вспоминаю один день. Я пришла на урок специальности с подружкой и педагог дала мне рубль, сказав: «Девочки, идите, погуляйте». Видимо, ей нужно было куда-то убежать. Представляете, рубль в 1972 году? Пошли в кафе и накупили сладостей. Мы были такими счастливыми и я запомнила это на всю жизнь. У меня никогда не было синдрома отличницы. От меня отличной учебы никогда и не требовали. Я была всю жизнь троечницей. Пятерка в музыкальной школе была не всегда.

Где вы учились после школы?

— Мой курс был вторым набором на джазовое отделение в Ростовском государственном музыкально-педагогическом институте. В Москве еще не было высшего джазового образования, а в Ростове оно появилось. Многие однокурсники стали известными музыкантами. Они обязательно изучали классическую музыку. Их научили принципам импровизации, но с этим надо еще и родиться. Есть дети, которые занимаются день и ночь, пашут. С музыкой так не работает. Но одаренному человеку тоже нужна база.

WhatsApp Image 2021-01-22 at 17.28.57.jpeg

Фото: личный архив Евгении Хановой

Всегда были уверены в себе?

— После школы я играла и хотела играть. В училище играла, чтобы позже поступить в консерваторию. А в консерватории я поняла, что играть вообще ничего не умею. Зажатость была полная, выход на сцену — дикий страх. Ушли годы на то, чтобы я смогла играть как папа. 

В чем принципиальное отличие джазового музыканта от классического?

— Классики играют только по нотам. Когда их просишь сыграть пару нот на слух, начинается паника. Я с этим столкнулась, когда организовывала танго-квартет. Джазмены наоборот: у них при виде нот начинается истерика. Но с помощью цифровки — обозначения аккордов цифрами — они спокойно сыграют композицию. 

Классический музыкант сможет хорошо сыграть что-нибудь из джазового репертуара?

— Если классический музыкант играет джаз, то это сразу видно. Так же и с джазменами. Это как с танцорами: как бы хорошо бальник не станцует хип-хоп, по нему будет видно, что он бальник.

Как начали выступать сольно?

— В детстве я очень любила выступать на публике. Во мне еще тогда была публичная жилка. После консерватории я села в симфонический оркестр. Когда ты долго играешь в нем, выйти на сольную сцену позже практически невозможно. А мне, видимо, всегда этого хотелось. Я начала играть сольные концерты в галерее Гречишкина, потом я выступила в органном зале с довольно сложной музыкой. После этого я стала давать сольные концерты произведений Моцарта, Бетховена, Баха. Так было до 2004 года. Меня позвали в Египет выступать в трио на место музыканта, который приехать не смог. Два месяца я играла классическую музыку. Когда я приехала в Ставрополь, меня позвали играть в элитный ресторан. Купила себе аппаратуру, начала расширять репертуар. И пять дней в неделю я выходила играть по три часа. Тут уже хочешь-не хочешь перестанешь бояться. За этот период в репертуаре у меня появилось около 300 произведений. Я играла на разных мероприятиях. Комитет культуры звал на события, приглашали на свадьбы. Тогда скрипачей было всего 1-2 человека на весь город. Если бы в то время, когда я сидела в оркестре, мне сказали, что я буду стоять на сцене и одна играть, я бы от этой мысли упала в обморок. Сейчас мне все равно сколько людей в зале, какая огромная площадка. Вернулось детское ощущение музыки и сцены, ушла боязнь.

Почему людям сложно воспринимать классические произведения?

— Сыграть классическую музыку с легкостью сложно. Почему люди приходят на концерт классической музыки и считают, что она ни о чем? Просто потому, что музыканты играют скучно и плохо. Еще, к примеру, на своих сольных концертах я убрала всех конферансье и начала сама разговаривать с публикой. Когда я сначала рассказываю о композиторе и произведении, а затем его играю, зрители воспринимает музыку по-другому. Есть и музыкальный фастфуд, который играют даже классические музыканты. Такая музыка легко усваивается.

Помимо классической музыки вдохновляетесь другими жанрами? Слышала рок-композиции в вашем исполнении.

— Скажу честно, я до этого никогда этим не занималась. Но это оказалось жутко интересно. Мы сыграли известные композиции вместе с Анастасией Шустовой и хорошо пошло. Хочу повторить.

Возможно ли переработать произведение любого жанра для партии скрипки?

— Конечно. Это как любым ножом можно нарезать любой продукт.

Музыку современников проще играть?

— Смотря какую. Музыка современных классиков может быть такой, что мама не горюй. Композиторы — продукты своего века и пишут о том, что их окружает. И музыка — отражение эпохи. К тому же у каждого свой внутренний мир.

Когда начали преподавать музыку детям?

— В 2014 году меня пригласили в детскую музыкальную школу, так как некому было вести оркестр. Я решила попробовать. После консерватории занятия педагогикой не были привлекательны. Видимо, мне для этого нужно было созреть. Большую роль в становлении музыканта играет учитель. К каждому ребенку нужно найти свой ключ. Хороший преподаватель, наверное, со всеми находит общий язык.

Выходите за рамки, играя классические произведения с детьми?

— Я выложила детский концерт, на котором дети играют произведение Баха. Меня одна подписчица спросила, почему дети играют в джинсах. А мне прикольно играть Баха в джинсах, ибо тогда он становится современным. Бывает, выходит детский ансамбль: белый верх, черный низ, платья в пол. И дети как маленькие старушки с каменными лицами. Своих я заставляю прыгать и танцевать. Они же дети. Пусть и играют Баха как дети.

Как пережили начало пандемии коронавируса?

— Первое время тихо плакала от счастья, ибо не надо было никуда идти. Но удаленки с оркестром — это жуть. Думала, что умру. Но мы записали три пьесы. За весь период пандемии самое неприятное в том, что ты не знаешь, чего ожидать. Сейчас мы лишены общения с публикой. 

evhanova_violin_122079749_128601378699787_1246106240899278404_n.jpg

Фото: Евгения Ханова / @evhanova_violin

Учите взрослых?

— В связи с пандемией многие взрослые захотели учиться. У меня занимаются люди, которым 35, 40 лет. Им хочется осуществить мечту играть на скрипке.

В чем принципиальные различия между обучением взрослого и ребенка?

— К примеру, руки. У ребенка они гибкие. Будучи взрослым, профессиональным музыкантом, конечно, уже не станешь. Но для себя найти репертуар вполне возможно.

Какими качествами должен обладать скрипач?

— Хороший слух, терпение и способность «искать блох». Нужно жестко контролировать свою игру. Еще музыканту нужно уметь очень быстро соображать.

За все годы, что занимаетесь музыкой, сталкивались с выгоранием?

— Нет. Когда я думаю, чем бы еще занималась кроме музыки, даже в голову ничего не приходит. Так получилось, что все сразу срослось.  

Какие советы дали бы себе в прошлом?

— Научиться импровизации, лучше учить гармонию и сольфеджио.

 Лариса Нурбий

Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

  Тема: Лица города Ставрополя  
Ставропольский крайСтавропольмузыкантпедагогскрипкаЛица города
1
0