Ставрополь Четверг, 25 апреля
Экономика, 26.08.2019 09:00

Три субъекта СКФО не смогли объединиться по автомобильному признаку

В социальных сетях вновь появилась информация, что планы 2014 года по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) «Аргун-Черкесск-Ставрополь» размораживают. «Блокнот Ставрополь» узнал, насколько эта информация достоверна и что происходит с китайским автопромом на территории Северного Кавказа.

Пять лет назад СМИ облетела неожиданная новость, что Ставрополье расширяет промышленное сотрудничество с соседями. Такое заявление сделало министерство энергетики, промышленности и связи региона после посещения Чечни. Глава минпрома Ставрополья Виталий Хоценко тогда встречался в Грозном с министром промышленности и энергетики Чеченской республики Галасом Таймасхановым, побывал на автосборочном заводе ОАО «Чеченавто» в Аргуне, обсудил с коллегами по региону перспективы создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) «Аргун-Черкесск-Ставрополь».
0ef58cba3be200e09020dbde2deedaab_XL.jpg
Было заявлено, что уже достигнуто соглашение о включении в ОЭЗ ППТ «Аргун-Ставрополь-Черкесск» территории площадью до 200 гектаров, принадлежащей промышленной зоне Аргуна, с основным резидентом – вновь создаваемым автосборочным предприятием ООО «Юг Авто», мощностью 100 тысяч автомобилей в год, заявляют в промышленном ведомстве. Также стороны договорились создать межрегиональную рабочую группу по подготовке и подаче заявки на организацию ОЭЗ ППТ «Аргун-Ставрополь-Черкесск» на территории субъектов.

Обосновывали неожиданную идею якобы выгодным географическом расположении Ставрополья, Чечни и Карачаево-Черкессии, а также наличию в регионах развивающихся промышленных комплексов, транспортной инфраструктуры, высококвалифицированных трудовых ресурсов.

При этом называли сверхскоростную цифру — создание зоны хотели завершить всего за три месяца. Хотя даже за три года задуманное было сделать не просто, и явно с федеральными финансовыми потоками. Причем, неоднократно подчеркивалась уникальность задумки, мол, такого еще в России никто не делал, чтобы одно производство было разделено на три субъекта страны. И это должно было как минимум насторожить новаторов, ведь вероятно потому и не делали, потому что сложно.
24685.jpg
Об этом говорили и эксперты. К примеру, президент Торгово-Промышленной палаты Ставрополья Борис Оболенец был настроен не настолько радужно. Он сразу заявил, что наличие соглашения ни о чем не говорит, и не дает гарантий, что ОЭЗ не остается на бумаге.
— Я слышал о создании промышленной зоны «Аргун-Черкесск-Ставрополь», но это не значит, что она появится. У меня сложилось впечатление, что у нас в крае нет понимания промышленной политики. Нам не хватает индикативного планирования. Когда-то в краевой думе мы с коллегами пытались разработать такой законопроект, но нас обвинили в ретроградстве. А ведь у нас слабое понимание, для чего и что делается. Обычно правительство как прессе заявляет: создадим, к примеру, технопарк, и благодаря этому появится столько-то рабочих мест и налогов. И какое тут планирование? А в соседнем Краснодарском крае такое планирование есть. Индикативное планирование, это планы и прогнозы, которые составляются с целью помочь хозяйствующим субъектам, фирмам ориентироваться, разрабатывать собственные планы, исходя из видения экономического будущего государственными органами и привлеченными ими научными организациями. А громкие заявления о новых экономических зонах могут быть простой сиюминутной приар-компанией. У нас кто-то приходит к власти и начинает эксплуатировать определенную тему. Приходит новый губернатор, начинается имиджевый проект, который заканчивается вместе с уходом губернатора. Боюсь, что и в этот раз такая история, — отмечал Оболенец.

Источники в промышленных кругах региона так же были настроены скептически, но к ним никто из власти не прислушался, продолжая рассылать релизы о новаторском предприятии по сборке китайских автомобилей. К тому же, эта зона не была обозначена ни в одной из стратегий развития Ставрополья, поэтому ее появление сможет «продавить» только Чечня, которая на президента России имеет особое влияние. Да и автомобильная отрасль никогда не считалась высокорентабельной. Если не сказать, что в последнее время подобный бизнес прогнозируемо убыточен. Во всем мире падает число продаж машин.
4857631.jpg
Сборка автомобилей – тема неоднозначная и напрямую зависящая от множества рыночных и экономических факторов, от рубля и валюты, от законопроектов. К примеру, неожиданно могла вырасти стоимость ввоза комплектующих. Тем более, что еще тогда Россия заявила о локализации производств. Иными словами, китайцы могут расцениваться уже не как дешевый автотранспорт, а попадут в сегмент дорогих. Забегая вперед, скажем, что так и произошло, поэтому никакой особой экономической зоны на и не появилось.

Но в 2014 году ставропольские власти в автомобильную утопию верили, и даже были уверены в финансовом успехе. Мол, с чего-то начинать надо, так почему сразу не замахнуться на сложнейший проект? К тому же, черкесская компания «ДерВейс Индастриал» строила в Верхнерусском завод по сборке машин. Правда, компания из КЧР со ставропольского рынка ушла, и в Верхнерусское продолжили строить «Ставрополь-Авто». Построили, запустив первую пробную линейку машин. Они долго стояли на заводе, это можно увидеть, проезжая мимо. Сейчас территория завода опустела.

И если в Аргуне завод продолжал работать, то ОЭЗ быстро заморозили, отложив до лучших времен. Правда, в Чечне собирают далеко не «китайцев», а продукцию «АвтоВАЗа»: В мае 2008 года с конвейера в Аргуне сошли первые два автомобиля ВАЗ-2107, а в 2011-м завод перешел на выпуск Lada Priora. Сегодня собирают 6 тысяч автомашин в год под чутким руководством «АвтоВАЗа».
stav_avto.jpg
Со ставропольским «Ставрополь-Авто» история самая сложная. Поначалу завод обещали открыть «вот-вот». Весной, летом, осенью, зимой, ранней весной и так далее. После пуско-наладочных работ сборка первых автомобилей была приостановлена. Конкретных причин не говорили, да и не говорят до сих пор, ни на предприятии, ни в минпроме. Якобы начались профилактические работы. Ссылаясь на неофициальные источники, в СМИ писали, что ситуация на «Ставрополь-Авто» связана с закрытием черкесского Derways. Чиновники эту версию опровергали, заявляя, что все обязательства перед первым заказчиком выполнены. И теперь «Ставрополь-Авто» в поиске новых заказчиков. В поиске уже несколько лет. Но если даже такие гиганты, как Ford закрывают свои заводы, то стоит ли начинать с нуля с необоснованными рисками?

Прекрасно с точки зрения бизнеса начинавшая свой путь компания братьев Деревых из КЧР Derways собирала в последнее время все меньше автомобилей. А в прошлом году Следком по Карачаево-Черкесии предъявил руководству обвинения в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. Сейчас судьба предприятия зависит от многого, и в первую очередь от политических перипетий, которые касаются республики и ее главы.

Александра Верищак

Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

Ставрополь-автоОЭЗкластеравтомобилиСКФОСтавропольепромышленностьКЧРЧечня
0
0