Ставрополь Воскресенье, 24 ноября
Политика, 16.11.2019 16:30

В Ставрополе выяснили, что большинство школ и вузов не готовы к инклюзивному образованию

Представители 25 северокавказских вузов, эксперты в сфере инклюзивного образования встретились в СКФУ, чтобы обсудить пути совершенствования обучения и трудоустройства инвалидов. На мероприятии побывал в том числе и полпред в СКФО Александр Матовников.

Полпред отметил, что в России проживает около 12 миллионов инвалидов, из них более 3,5 миллионов трудоспособного возраста. В СКФО проживают около 500 тысяч инвалидов, из них всего лишь 25% представителей трудоспособного возраста имеют работу. То есть большая часть инвалидов — безработные. В 2018-2019 учебном году за содействием в поиске подходящей работы в соответствующие службы обратилось 330 выпускников-инвалидов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, из них трудоустроены всего 165 человек.

WhatsApp Image 2019-11-15 at 20.46.33.jpeg

— Отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья – это в целом показатель зрелости общества, — считает полпред. — Одна из главных целей государственной политики российского государства – это создание комфортных условий для жизни абсолютно всех без исключения категорий российских граждан. Очень много сделано научным и экспертным сообществом вузов, и конечно же, здесь, в СКФУ. Это центр коммуникации и кооперации по всем субъектам нашего округа. Цель конференции – создание методов поддержки и сопровождения молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в период получения ими образования и дальнейшего трудоустройства. И здесь главное  при создании региональных проектов по социально значимым направлениям учитывать мнение научного сообщества.

Поприветствовал участников мероприятия и губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, предложив подписать с СКФУ соглашение о трудоустройстве «особенных» выпускников.

— Мы квотируем вакансии, создаем специализированные рабочие места – колл-центры, небольшие производства, где человек может почувствовать себя вовлеченным в работу. Но этих результатов недостаточно. Мы готовы подписать с руководством СКФУ соглашение о том, чтобы обеспечивать стопроцентное трудоустройство выпускников этого вуза с ограничениями по здоровью, – сказал Владимиров.

LRM_EXPORT_49754567878292_20191115_152438886.jpg

О развитии инклюзивного образования в Северо-Кавказском федеральном университете рассказал врио ректора Дмитрий Беспалов. Сегодня в СКФУ обучается 236 студентов с ограниченными возможностями здоровья. Безусловно, это требует создания специальных условий, таких как разработка адаптированных образовательных программ, организация универсальных рабочих мест, оборудованных специальными программными и техническими средствами обучения для студентов с разными патологиями. Так, оборудованы входные группы, пандусы, имеются подъемные механизмы. Преподаватели вуза проходят профессиональную переподготовку в сфере работы с «особенными» студентами. За последние семь лет было обучено свыше 6 тысяч педагогов учебных заведений региона, разработано более 15 методических пособий и рекомендаций, проведено более 30 мероприятий регионального, всероссийского и международного уровня для преподавателей и лиц с инвалидностью.

— Университет ставит перед собой задачу: те уникальные разработки, тот опыт, который у нас есть, распространить на территории Российской Федерации, — подчеркнул Дмитрий Беспалов. 

WhatsApp Image 2019-11-15 at 17.29.45.jpeg

Зампред Госдумы Ольга Тимофеева сказала, что инклюзивное образование и тьютор – пока новые для населения термины. На практике готовность наших вузов и школ обучать детей с особенностями здоровья еще очень низкая. Для работы с особенными детьми не хватает 28 тысяч педагогов. Нет адаптированных учебников и программ. Получить диплом о высшем образовании для человека с инвалидностью – просто подвиг.

— Мы будем говорить об интеграции в жизнь «особенной» молодежи, с ограниченными возможностями здоровья. Тема поднята на самый высокий уровень. Действительно, в последние годы многое делается на государственном уровне, чтобы защитить права людей с ограниченными возможностями. Почти десять лет реализуется федеральная программа «Доступная среда», в этом году мы продлили ее до 2025 года. Но я приведу один жизненный пример: в январе 2016 года в Ставрополе проходил форум с участием президента страны Владимира Путина. На него съехались в том числе люди в колясках. Было огромной проблемой обеспечить их перемещение: не приспособлены лифты, не приспособлены аудитории, такая же проблема в гостиницах. Давайте посмотрим еще шире: как наши автобусы, поезда, магазины, вокзалы учитывают возможности инвалидов? Есть ли у нас доступная среда? Много ли «колясочников» мы видим на улицах городов? Много ли их приезжает на наши курорты? Нет. Это не значит, что таких людей не существует. Они просто сидят дома, доступная среда для них не создана. Такой вывод делает в том числе Комиссия при президенте по делам инвалидов.

WhatsApp Image 2019-11-15 at 17.29.42.jpeg

По словам парламентария, сейчас у детей-инвалидов появилась альтернатива: спецшкола, дистанционное обучение или обучение в рамках общеобразовательных школ, техникумов, вузов. Это так называемое инклюзивное образование. Для этого прописана вся нормативно-правовая база, предусмотрены гарантии и право выбора, появилась новая профессия – тьютор. Но на деле школы и вузы не готовы к инклюзивному образованию. По самым оптимистичным оценкам, только в четверти школ (9 тысяч 838 школ, 24% от всего числа) созданы условия для обучения детей-инвалидов. Детских садов – 18% (почти 7,5 тысячи).

— Идет огромный поток жалоб от родителей. До школы и вуза сложно добраться. Не каждый способен на каждодневный подвиг. Нет доступной среды в самих образовательных учреждениях. В результате инвалиды переходят на дистанционное образование и запираются в четырех стенах. Во многих школах нет специалистов, умеющих работать с такими детьми. Не разграничена зона ответственности тьютора и учителя. В целом, по данным Министерства просвещения, школам не хватает 28 тысяч педагогов для работы с особенными детьми. Не хватает или просто нет специальных учебников и адаптированных программ. Нет толерантного отношения к таким ученикам не только со стороны сверстников, но и со стороны педагогического коллектива. Детям-инвалидам сложно сдавать ЕГЭ и ГИА. Они не выдерживают единых требований. Не развита профориентация таких детей в школе. Средние и высшие учебные заведения тоже плохо готовят «особенных» студентов к трудовой деятельности. В инклюзивном образовании мы делаем только первые робкие шаги. Наконец, трудоустройство. Молодой человек с ограниченными возможностями получил диплом. Теперь ему надо перепрыгнуть еще более высокую планку – найти работу. Да, есть квоты, есть стимулы для работодателей. Мы внесли изменения в закон «О занятости населения в РФ». Доработали механизм оказания помощи инвалидам в трудоустройстве, прописали требования к службам занятости. Но все эти механизмы пока работают плохо. Никакой существенной подвижки по трудоустройству инвалидов пока не произошло. Нам есть над чем работать дальше, — подробно рассказала Ольга Тимофеева.

LRM_EXPORT_49760231901310_20191115_152444550.jpg

В Ставрополе есть только одна школа, в которой действительно есть инклюзия. В 21-й школе обучается более 100 детей с инвалидностью. В 2013 году школа была признана «Лучшей инклюзивной школой России». На базе школы создан Центр дополнительного образования. Дети с инвалидностью имеют возможность заниматься в кружках, студиях, творческих мастерских.

Кстати, на базе СКФУ уже 3 года действует ресурсный учебно-методический центр по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Это единственный центр на Северном Кавказе, всего в стране их 21.

Александра Верищак


Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

СКФУСКФОСтавропольВладимир ВладимировОльга ТимофееваАлександр маковниковинклюзивное образование
0
1