Ставрополь Четверг, 29 октября
Общество, 18.07.2016 11:38

Александр Ростов: «Провинциалы цепкие и живучие»

Александр Ростов: «Провинциалы цепкие и живучие»
Александр Ростов – любимец не только публики, но и журналистов. Наверно, нет в Ставрополе газеты, журнала или телевизионного канала, где не заметили его таланта, не сказали бы добрые слова в адрес мастера. В одном из таких материалов, когда-то вышедших в газете «Ставропольская правда» справедливо отмечено, что среди заядлых театралов Ставрополя не найдется ни одного, кто сходу не назвал бы десяток спектаклей с участием Александра Ростова, ведь в его творческом багаже множество интересных и ярких ролей. И кем только не доводилось быть талантливому актеру! В знаменитой «Русалочке», побившей все мыслимые рекорды успеха и долгожительства, – сказочным Принцем. В гротескно-философичном «Собачьем сердце» – Шариком-Шариковым. В красочно-историческом «Фаворите» – удалым и мудрым Скоморохом. В пронзительной «Белой гвардии» – блистательным поручиком Шервинским. А в сатирической комедии «Очень простая история» – и вовсе Петухом! И каждый раз артист предстает перед нами неожиданно новым, интересным и живым. 

Театр никогда не умрет, потому что никогда не исчезнет стремление человека, сидящего в зале, общаться с человеком, стоящим на сцене, замечал Александр Ростов, когда мы, забыв о земных заботах, погрузились в разговор об одном из самых притягательных видов искусства. Говорили долго, но это был тот самый случай, когда время за интересной беседой пролетает незаметно. Сегодня у Ростова немало творческих планов, интересных ролей и много мыслей по поводу того, каким должен быть настоящий театр…

- Александр Владимирович, на Ваш взгляд, в чем секрет притягательности Ставропольского  театра драмы, которому Вы служите уже много лет?

Ростов

- Наш театр входит в десятку лучших в России. Именно здесь живет русская классика и российская современная пьеса, звучит великий русский язык, здесь трудятся талантливые люди, сюда спешат думающие и неравнодушные зрители! Наш театр - это камертон, по которому настраивает душу весь край. 

- Журналистов-газетчиков, в свое время пугали: мол, пришел век высоких технологий, печатную прессу никто читать не будет. Наверняка, и служители сцены периодически слышат нечто подобное: зачем человеку ходить в театр, если в каждом доме есть телевизор и Интернет?

- Телевизор – это жвачка для глаз. Откровенно говоря, порой, с голубых экранов нам транслируют сериалы, которые далеки от совершенства. Поэтому я уверен, что двери театров не закроются никогда, как не пройдет любовь человека к настоящей музыке или, например, живописи. Театр – это живое искусство, он моделирует реальную жизнь, заглядывает в душу человека, помогает разобраться в себе и окружающих. В театре живет истина, которая способна изменить каждого. Вот, например, в новом спектакле «Игра» по пьесе Ильи Сургучева я исполняю роль директора казино - циничного, хитроумного, изобретательного человека, у которого некий Русский выигрывает крупную сумму денег. Я как хозяин заведения, естественно, начинаю плести изобретательную интригу, чтобы вернуть счастливчика в игорный зал и отыграть обратно капитал. Молниеносное падение и разоблачение моего героя превращается в невероятную интригу. Вот что должно быть интересно! 

…Тот, кто добровольно отрекся от театра, глубоко несчастный человек.


- Что Вы поняли о директоре казино, примерив на себя эту роль?

- В спектакле звучит мысль: в жизни есть вещи, обладающие свойствами магнита - это женщины, деньги, слава, алкоголь, игра. Игра самый сильнейший магнит. Она притягивает человека, ласкает, возбуждает его перспективой... Казино - место, где разрушаются человеческие сердца, достоинства, судьбы,  проигравший кончает жизнь самоубийством, здесь человек редко обогащается. Да, мой герой - негодяй, но при этом очень умный. Он живет не только ради денег, для него азарт и процесс реванша выше результата. 

- Сыграно множество ролей – все они разнохарактерные. Нет ли опасности потерять за этими образами себя настоящего?

- Трудно оставаться самим собой, не изовраться. Однажды знаменитый советский актер Соломон Михоэлс, попав в трагическую ситуацию, вдруг поймал себя на кощунственной мысли, что горячо и искренне переживая смерть любимого человека, в то же время подглядывает за своим состоянием и запоминает. Артистам свойственна эта двойственность.

И вообще, в любом публичном человеке живет грех – гордыня: ему приятен успех, важно быть на виду, ему нравятся получать цветы и подарки... К мудрому возрасту начинаешь понимать, что как только ты «выключаешь» свою значимость, в творчестве случается самое сокровенное, приходят настоящие победы. Но избежать конфликта внутри себя удается редко.

- Вам удалось?

- Пока нет, но борьба продолжается. 

- Кстати, а есть ли какие-то особые приметы, по которым Вы понимаете, что спектакль хорош?

Ростов

- Когда сотрудники театра, увлеченные делами, вдруг останавливаются, чтобы посмотреть что происходит на сцене.

- Есть человек в вашем семейном круге, к чьему мнению Вы прислушивайтесь в творческих вопросах?

- Это жена Наталья и дочь Анастасия. Сегодня их можно назвать высокопрофессиональными зрителями и …критиками. 

Многие считают Ростов - везунчик, которому всегда улыбается удача. Но это только «обложка». Сам Александр Владимирович убежден, что даже самый яркий талант не сможет проявиться без усилий. Он много трудится, кажется у артиста в сутках не двадцать четыре часа, а тридцать или, может, сорок?..


- Говорят, что артист на сцене проживает маленькую жизнь, а это ведь колоссальные физические и моральные вложения! Как вам удается оставаться в форме, играть одну и ту же роль как в первый раз?

- Артист каждый вечер обречен выходить на сцену и голой рукой забивать гвозди. Вдохновение для него живительная сила свыше, которая наполняет каждую клетку тела и души. Но ведь не всегда это благодать приходит, тогда начинаешь прибегать к неким известным приемам. Я как-то избрал способ, который теперь считаю ошибочным: думал, что каждый выход на сцену может оказаться последним, поэтому и играть нужно как в последний раз. Сегодня мною движет другая идея. Кумир моей юности гениальный артист Михаил Чехов говорил: каждый раз нужно влюбиться в зрительный зал. В чем это выражается? Я понимаю, что каждое мое слово, каждый вздох, движение руки будут расценены и восприняты людьми с любовью. Если я им даю любовь, то отвечают они тем же. В образном выражении это выглядит так: любимый сын рассказывает маме стихотворение, он видит любящие глаза и ему не хочется подвести и разочаровать близкого человека. Любовь и есть момент неожиданного вдохновения. 

- Эта идея имеет под собой христианскую основу понимания жизни, когда человек делится бескорыстной любовью и получает ее в ответ…

Ростов

- Это очень сложная тема. Бога гневить нельзя, но и жить по библейским законам очень сложно. Я знаю, что никогда душа артиста не будет спасена. Однако сегодня церковь терпимей относится к нам, говоря о том, что служители сцены  защищают духовные ценности. В спектакле «Одноклассники» мне досталось сыграть роль священнослужителя отца Михаила. Когда шла работа над постановкой, я обратился за помощью к своему духовнику – протоиерею отцу  Владимиру Сафонову. Как же было важно, когда он благословил меня на роль, преподнес свой крест и облачение – в них я играл на сцене. Более того, в храме Преображения Господня, где служит батюшка, прихожане меня всегда встречают радушно - там мне позволено выступать со всеми программами.


- Моноспектакли – это еще одна очень интересная страница в творческой жизни. Много одобрительных отзывов я слышала о ваших работах «Страсти по Михаилу или Лермонтов онлайн», «Душа солдатская и доля» по поэме А. Твардовского «Василий Теркин»... И думается: откуда при такой загруженности в театре появляется желание создавать что-то свое?

- Самостоятельная работа возникает из внутренней потребности. С раннего детства я был влюблен в творчество Василия Шукшина, теперь же появилась возможность превратить это в нечто большее. Сегодня с артистами театра Еленой Днепровской, Ильей Калининым, Михаилом Подзолко, Юрием Иванкиным мы играем новый спектакль «Я - истинный голос русского народа». В нем собрано четыре истории Шукшина, которые я переназвал: история «До третьих петухов»  называется «О русской трусости», «Срезал» - «О русской подлости», «Микроскоп» – «О русской мечте» и «Сапожки» - «О русской любви».  Работая над спектаклем, я задумался: а что же   такое «русская любовь»? И понял, что Василий Макарович приравнивал ее к жалости. Это было большим открытием, оно заставило меня вспомнить бабушку, которая жалела всех на свете.

Ростов

Взяться за новый материал подстегнул еще и такой факт: пару лет назад удалось побывать на спектакле по рассказам Шукшина в  Театре Наций. Стало грустно оттого,  что постановка прибалтийского режиссера давала неточный образ русского человека, четко разделив черное и белое, а в русском (каким бы он  ни был), таких границ нет.  В нем черное всегда черно-белое, а белое - бело-черное. Такая вот странная ситуация… Вчера русский кому-то в подпитии угрожал топором, а сегодня пленному немцу отдает последний кусок хлеба. Щедрость, нагловатость, азарт и высочайший духовный подвиг сочетаются в одном человеке, поэтому понять русскую душу очень сложно.

- То есть спектакль «Я истинный голос русского народа» был создан, чтобы защитить творчество, идеи Шукшина?

- Даже не самого Шукшина. Я хотел попытаться  раскрыть образ русского человека, его характер, душу от неверного прочтения.

- А часто ли спектакли, на которых вы бываете, вызывают разочарование?

- Таких постановок немало. Моя дочь с семьей сейчас живут в Подмосковье. Когда я бываю у них  в гостях, мы часто ходим в театры. И, признаться, какие-то спектакли я не досмотрел. Некоторые из них  мне казались неубедительными, насыщенными московскими «штучками» и довольно  странным представлением о классике. 

Александр Ростов – актер высокого полета. Судьба не часто делала ему подарки, но настойчиво подталкивала к предначертанному свыше пути. Что мог знать о театре юный Саша, родившийся в рабочем городке Вичуга Ивановской области?.. Отец - мастер на ткацкой фабрике, мама - продавец. Однако в семье была своя театральная легенда.

- В тяжелые послевоенные годы бабушка, чтобы хоть как-то выжить, сдавала эвакуированным артистам из столичного театра комнатушку. Видимо, нечем было заняться  гостям в маленьком городке, вот и взялись они образовывать детей - мою маму и ее брата. С юными артистами они разучивали эстрадные скетчи, сценки, стихи, юморески. Мама все это запомнила и, спустя годы, передала репертуар мне и сестре Оле. Как только мы научились говорить, началась яркая артистическая жизнь: в праздничные дни в доме собирались гости, мы с сестрой вставали на табуретки и разыгрывали смешные сценки. И, кстати, собирали бурю восторженных оваций.


- А вы сейчас что-нибудь помните из того репертуара?

- Конечно! Все сценки были посвящены конфликту сельского и городского жителя. 

- Но сельский ведь был лучше?

- Да! Горожанин всегда был пошловато-развращенный, а человек из села почти идеальным. Не знаю почему, но мне доставались роли городских жителей. Например, была сценка: деревенская сестра Манька приезжает в город к брату Ваньке, который покинул малую родину несколько лет назад. И, как полагается, привозит ему посылку, а молодой парень прилюдно отказывается от гостинцев. Манька поет: «Привезла тебе я, Ванька, кафтанчик новенький совсем», а Ванька отвечал: «Что ты, Манька, одурела, буду ль я кафтан носить, если можно в магазине костюмчик новенький купить…» И вот этой ситуация, разыгранная детьми, имела оглушительный успех, люди смеялись так, что даже падали со стульев.


- Видимо, ваш первый триумф заложил фундамент для дальнейшего творческого развития.

- Думаю, да. Потом в нашей с сестрой жизни было много конкурсов чтецов, и всегда мы занимали первые  места: когда-то первой оказывалась сестра, когда-то я. Ростовых даже боялись приглашать на смотры, потому что знали, что мы выиграем.

- А неужели не было в жизни момента, когда хотелось выбрать иной путь?

- Я пытался уйти в спорт, в музыку, но, кажется, все было определено.


- Я знаю, что вы освоили десяток музыкальных инструментов! Как так получилось?

Ростов

- Очень просто. Каждый период жизни дарил мне знакомство с тем или иным инструментом. В детстве у отца была гармошка, значит, в первую очередь была освоена она. А в одиннадцать лет я поступил в музыкальную школу по классу баяна - это был инструмент эпохи. Человек, покоривший нотную грамоту, автоматически становился самым модным. Это был момент славы и момент еще одного испытания…

Однажды, взбунтовавшись, откровенно сказал музыкальному педагогу, что мне надоело играть этюды и гаммы. И мы стали учить русские народные песни. Буквально за несколько лет я собрал богатый репертуар, и меня, маленького мальчика, начали водить по праздникам и пирушкам. 
Повзрослев, Александр Ростов поступил в Горьковское театральное училище. Он не оставил приемной комиссии ни одного шанса не одобрить его кандидатуру. Как сам говорит, вопреки ивановскому говору на «о» и неактерской внешности, ему удалось убедить профессионалов в своем таланте. А, возможно, их поразило совсем другое...

- Александр Владимирович, в одном из интервью о поступлении в Горьковское училище Вы вспоминали, что покорили приемную комиссию своей наглостью…

- Почему человек, приезжающий из провинции, быстро занимает положение хозяина жизни? Потому что в чуждом городе он становятся цепким и живучим. В моем случае история идентичная. Наверно, экзаменационная комиссия в жизни более нагловатого студента не видела: я пел, танцевал, играл для них на инструментах, садился на шпагат. Видимо, сочли, что из меня что-то выйдет… Приняли. Помню, когда я первый раз пришел на собеседование с мастерами курса, то те были в ужасе от моего говора и дали два месяца на исправление. 

- Как вы это сделали за два-то месяца?

- Что тут можно сказать? Мне – провинциалу терять было нечего, вот и вцепился в незнакомую театральную жизнь. Много занимался не только говором, но и внешним видом, который, скажем честно, был далек от театральных стандартов. В течение года вытягивал себя - висел на турнике, в итоге вырос на три сантиметра. 

- Расскажите о своей студенческой жизни. Какие воспоминания она оставила? 

- Горьковское театральное училище отличалось не только прекрасным педагогическим составом, но и невероятной дисциплиной - даже весьма талантливых студентов выгоняли за малейший проступок. Меня и моего друга чуть не постигла та же участь, когда преподавателю показалось, что мы явились на репетицию  выпившими. Спасло только то, что оба тогда были заняты в главных ролях дипломных спектаклей.

На выпускника театрального училища Александра Ростова имели виды пять театров, так что была возможность выбирать. Однако, решающим аргументом в пользу Ивановского театра музыкальной комедии стало то, что юная супруга артиста, студентка мединститута, училась именно в Иваново. Потом волею судьбы Ростов перешел в Костромской драматический театр. В начальном же творческом сезоне он получил первую премию в конкурсе молодых артистов. Позже по приглашению директора театра Евгения Ивановича Луганского переехал на работу в Ставрополь. 

…Сегодня в таланте Александра Ростова нет никаких сомнений. Множество высоких званий и наград говорят об его исключительном мастерстве, которое,  не только было даровано свыше, но явилось результатом кропотливого труда. Но вовсе не это поддерживает творческий дух актера – намного важней для него неизменная любовь  и уважение публики, поддержка коллег.  Как  он сам замечал, пришло время, когда многое стало понятным и в жизни, и в профессии, вот только грустно, что биологических лет набежало немало, а вот душа осталась молодой…
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
  Тема: Известные люди Юга  
Александр Ростовизвестные люди Юга
0
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое