Автобан из Кисловодска в Сочи дополнят железной дорогой с «Ласточками»
Читайте также:
- Кавмингруппа может лишиться еще части заповедной земли (03.09.2019 10:00)
- Между Минеральными Водами и Кисловодском теперь ходит «Ласточка» (02.09.2019 13:17)
- В Кисловодске открылась первая в России «Босоногая тропа» (29.08.2019 11:35)
Полномочный представитель президента в СКФО Александр Матовников, выступая на молодежном форуме «Машук» вновь вспомнил о проекте связать курорты Кавмингруппы с Черноморским побережьем. Только теперь то ли вместо, то ли помимо платного автобана заповедные земли должна разрезать железнодорожная магистраль.
— Я предложил РЖД сделать не только автомобильную, но и железную дорогу, чтобы «Ласточка» от аэропорта Сочи ехала в «Розу Хутор», Архыз и дальше на Минводы. Это стратегически очень грамотно. Президент в курсе, я ему докладывал, — заявил Матовников. По его словам, этот вопрос будет прорабатываться с точки зрения экономического обоснования со специалистами РЖД.
Матовников добавил, что да, пока идея строительства автомобильной дороги по маршруту не реализована ввиду «некоторых сложностей». Но расширение транспортной сети входит в «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», включен в национальные проекты и рассчитан до 2024 года. Но есть одно «но», которое перевешивает все мечтания чиновников и политиков.
И, вероятно, с экономическим обоснованием все может сложиться, хотя уже на протяжении десяти лет федеральные власти говорят о суммах астрономических не только для региона, но и для бюджета страны. Но задумка не может сложиться по основаниям экологическим, ведь между Черным морем и Кавказскими Минеральными Водами расположен Кавказский биосферный заповедник под защитой ЮНЕСКО. И если чудом деньги появятся и стройка начнется, то можно говорить об экологической катастрофе Северного Кавказа и Закавказья, а также о нарушении Россией международных договоренностей.
Что заставило Александра Матовникова сказать о таком неожиданном и шокирующем для экологов повороте событий — можно лишь догадываться. Но первый раз о дороге к морю заявил губернатор Ставрополья Владимир Владимиров 9 декабря 2016 года на IV форуме СМИ.
— По моей оценке, реализация этого проекта доведет число туристов, приезжающих на Кавказ, до 10 миллионов человек в год. Будет сокращен логистический маршрут к Черному морю, откроются новые возможности для укрепления здоровья нации, — сказал Владимиров. Он назвал проект строительства дороги общим для Северного Кавказа.
Правда, сразу вспоминаются слова экс-полпреда СКФО и вице-премьера России Александра Хлопонина, который тогда обмолвился, что строительство дороги при нынешнем бюджете – похоже на авантюру, а точнее – почти как в анекдоте про коммунизм на горизонте, к которому все ближе, а он от тебя – дальше.
После о дороге речь зашла на совещании по развитию внутреннего и въездного туризма на территории Северо-Кавказского округа в Минкавказ России в присутствии премьера страны Дмитрия Медведева.
Многострадальную трассу пытаются построить уже больше полвека, но то денег не хватает, то инициативы, а зачастую – всего вместе. Первым мечтал о ней принц Ольденбургский, основавший Гагрский климатический курорт, и вложивший в этот проект неприлично огромные средства из казны, за что был отруган Николаем II. А потом — Первая мировая война, революция, Вторая мировая, и стало не до курортов. Ведь не зря говорят, что новое — хорошо забытое старое. Так и в этом случае трассу преподнесли, как инновационное решение.
Медведев идею оценил, как и сумму вложений, и поручил проработать проект, найти «подводные камни» и инвесторов.
— Это будет первый мировой курорт такого уровня, где можно с нарзанной ванны выехать на лыжах и очутиться в море. Это будет отличная, мне кажется, идея, – лоббировал трассу Владимиров. На том же совещании помимо автобана Владимиров предложил Медведеву еще и построить на КМВ игорную зону, но премьер намекнул, что казино — это уже слишком, мол, разбирайтесь с трассой.
И стали разбираться. Но оказалось, что все упирается в первую очередь не в деньги, а в экологию. Мало того, что придется строить туннели через Кавказский хребет. Главное, что территория заповедная, и любое строительство на ней запрещено. Да что строительство, вообще любая хозяйственная деятельность. Поэтому проект дороги в Москве не согласовывают. Потому что пока что метафизичная дорога не прошла экологическую экспертизу. Экспертиза была проведена, но выводы оказались губительны для природы. Дело в том, что трасса должна частично проходить сквозь территорию Кавказского биосферного заповедника. А это запрещено федеральным законом. Теоретически построить автобан не задевая заповедник невозможно. И дорогу не спасает то, что она уже включена в Стратегию развития внутреннего и въездного туризма Северо-Кавказского федерального округа на период до 2035 года. Да и вряд ли автобан сможет пройти экспертизу в будущем, ведь заповедник же. Какие тут могут быть «Ласточки»? Только в фантазиях чиновников.
Один из лучших в стране специалистов-практиков в природоохранном и смежном законодательстве, представляющий «Гринпис России» Михаил Крейндлин говорит, что все это не серьезно, и не стоит того, чтобы переживать. Потому что идея стара как мир, а воз и ныне тут. И что никакой трассы, а уж тем более железной дороги не будет.
– Это очень старая и странная история, она время от времени возникает. Расцениваю ее как политический пиар. Вариантов дороги несколько, но сейчас по действующему законодательству просто незаконно строить такие объекты на территории заповедников. К тому же, надо помнить, что Кавказский биосферный заповедник – не просто заповедник, это место, охраняемое ЮНЕСКО. И если даже представить, что что-то в законодательстве поменялось, и строительство стало возможным, то это в любом случае будет нарушение конвенции об охране всемирного наследия ЮНЕСКО, последние выскажут очень жертвую позицию по этому вопросу. Если кавказское природное наследие будет под угрозой, то это автоматически будет означать, что Россия не выполняет своих обязательств, а это недопустимо. Разговоры про эту дорогу, вероятней всего, окажутся из серии пожеланий. Надо помнить еще такую вещь, что во время строительства олимпийских объектов в Сочи был нанесен серьезный экологический ущерб. И как компенсацией ущерба было расширение границ заповедника, и в том числе распространение в нем переднеазиатского леопарда, уже выпустили первых особей. И если там что-то будут строить, то на восстановлении популяции животного будет поставлен крест, а обещание, по разведению, дал лично Владимир Владимирович Путин. Поэтому это очень серьезная вещь. Мы следим за заявлениями чиновников, но они нам не внушают опасений. Какая дорога? Глупости, — уверен эколог.
Александра Верищак
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ