Нечего пить, нечем дышать: у властей Ставрополья «нет денег» на решение экологических проблем Георгиевского горокруга
Читайте также:
- На Ставрополье прибавку к пенсии получат 28 тысяч сельских пенсионеров (09.04.2021 11:36)
- Глава Ставрополья хочет «отжать» земли у студентов-аграриев и построить буйволиную ферму инвестору (09.04.2021 10:05)
- Власти Ставрополья придумали способ пополнять личные карманы за счет госконтрактов? (07.04.2021 09:56)
Пока власти Ставрополья заняты «декорацией» Кавмингруппы скандально известным велотерренкуром и сомнительными арт-объектами, за пределами курортных городов у жителей региона есть более насущные проблемы. «Блокнот» побывал в станицах Георгиевского горокруга, где банальный доступ к питьевой воде и чистый воздух — непозволительная роскошь.
Более 15 тысяч человек, живущих в станице Лысогорская, уже много лет не пьют воду из-под крана. В населенном пункте нет ни очистных сооружений, ни канализации, ни доступного способа утилизации жидких бытовых отходов.
Жители станицы оплачивают коммунальные счета так же, как и остальные ставропольцы, на выходе получая техническую воду, фактически непригодную к потреблению. Еще в 2017 году районная прокуратура и Роспотребнадзор обратились в суд с иском к местной администрации. Суд встал на сторону надзорников и обязал муниципальные власти «устранить выявленные нарушения в срок не позднее семи лет с момента вступления решения суда в законную силу — организовать водоснабжение населения станицы Лысогорской питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН».
А в 2019 году «Блокнот» писал, что станичники выходили на стихийный митинг, где поднимался в том числе и «водный вопрос». Но спустя почти два года проблема так и не сдвинулась с мертвой точки.
— Набранная водопроводная вода моментально покрывается жирной пленкой, выводит из строя стиральные машины и чайники. По нацпроекту до 2024 года мы должны наконец быть подключены к Малкинскому водоводу, который когда-то «не дошел» до нас буквально 400 метров. Но выполнение этого постановления уже под сомнением, потому что сначала в 2020 году должны были составить проект и выделить на него деньги, но этого не случилось. Уже наступил 2021 год — средства все еще не выделены. На проектировку нужно 12 миллионов, пока этих денег никто не выделял, — рассказал местный житель Владимир Перепелицын.
Проблемы в Лысогорской есть не только с поставкой воды, но и с отведением отходов. Канализации в станице нет, и жители вынуждены утилизировать жидкие бытовые отходы (ЖБО) доступными — и совсем не экологичными — способами.
Станичники сливают отходы в обычную компостную яму. Затхлая вода копится там годами, а территория вокруг пропитана характерным запахом. Вокруг ямы образовалась стихийная свалка.
Местные власти обвиняют жителей в намеренном вредительстве и несанкционированном сливе отходов. Однако альтернативы у станичников попросту нет.
— Людям должно быть выгодно соблюдать закон. Когда в станице появится необходимая инфраструктура, они с удовольствием будут утилизировать отходы в санкционированном месте. А сейчас выбора нет — либо сливай так, либо плати регоператору больше тысячи рублей сверху за вывоз ЖБО, — считает депутат думы Георгиевского горокруга Дмитрий Котов.
На запрос «Блокнота» в краевом водоканале ответили, что станица Лысогорская обеспечивается питьевой водой родникового и подруслового водозаборов. При этом, отметили представители предприятия, подрусловый водозабор используется только в качестве резервного в период повышенного летнего водозабора.
«Перед подачей в разводящую сеть вода подвергается обеззараживанию. Содержание остаточного хлора определяется ежечасно, все результаты регистрируются в журнале. По результатам лабораторного производственного контроля по санитарно- химическим показателям в питьевой воде выявлены превышения концентраций солей нитратов, жёсткости и сухого остатка. Но эти значения не превышают соответствующих значений концентраций допустимых критериев ухудшения качества питьевой воды, утверждённых Роспотребнадзором и не влияющих на безопасность водопользования. В данное время в краевую инвестиционную программу Ставропольского края включён план проведения работ по обеспечению станицы Лысогорской питьевой водой Малкинского месторождения, реализация которого должна быть выполнена в 2024 году», — заявили в «Ставрополькрайводоканале».
Ненамного лучше ситуация в селе Краснокумском. Очистные сооружения есть, однако им уже полвека. По словам инженеров, сейчас конструкция очищает лишь 20% потоков.
А куда отправляются остальные 80% нечистот? Прямиком в реки Кума и Подкумок.
Увы, фотография плохо передает запах, который мало отличается от того, что источает компостная яма в станице Лысогорской.
В «Ставрополькрайводоканале» сообщили, что георгиевские очистные сооружения канализации существуют с 1976 года. По проектным решениям очистные сооружения канализации не способны очищать производственные сточные воды от большинства присутствующих в них загрязняющих веществ (нефтепродукты, жиры, АПАВ, металлы). Но, благодаря неоднократным реконструкциям, объекты по большей части справлялись с очисткой сточных вод сложного состава.
«Контрольный створ наблюдений за составом вод реки Кума находится в 500,0 м от места сброса ниже по течению реки. Многолетние наблюдения ни одного раза не выявили ухудшения качественного состава вод реки после сброса по сравнению качественным составом вод реки до сброса очищенных сточных вод в реку Куму. Воды, сбрасываемые с ОСК, не могут оказывать и не оказывают на реку Кума отрицательного воздействия. Оборудование очистки стоков за более чем 40 лет работы морально и физически устарело, в связи с чем возникает острая необходимость в реконструкции и модернизации ОСК для качественной очистки сточных вод и обеспечения благоприятной экологической обстановки. Физический износ составляет 68,6%. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» направило в адрес министерства ЖКХ письмо с просьбой рассмотреть возможность финансирования мероприятий по проектированию и реконструкции ОСК с. Краснокумское», — рассказали представители предприятия.
Еще в прошлом году «Блокнот» публиковал обращение жителей села, обеспокоенных состоянием реки. С тех пор, рассказал депутат думы Ставрополья Александр Кузьмин, удалось добиться немногого.
Параллельно с краевым водоканалом, местные парламентарии обратились в министерство ЖКХ с просьбой решить проблему. Был получен ответ, что на хотя бы частичную модернизацию очистных сооружений потребуется более 10 миллионов рублей.
Уже в 2021 году удалось «выбить» из краевого бюджета лишь половину этой суммы, которой едва хватит на проектировку одной трубы. В идеале, считают местные специалисты, модернизации требует вся система, и на это потребуется около миллиарда рублей. Откажутся ли краевые власти от многомиллионных пластиковых декораций и правительственных банкетов, чтобы обеспечить сельчан водой — вопрос, к сожалению, риторический.
Кроме «водного вопроса», в Георгиевском горокруге остро стоит «мусорная» проблема. Населенные пункты за пределами столицы пестрят несанкционированными свалками. Например, вот эта протяженная куча отходов находится в селе Обильном уже более 30 лет.
— Ранее по закону данная свалка была санкционированной. Сейчас это уже объект, который необходимо рекультивировать и ликвидировать, эта свалка уже не должна существовать. Для этого существует нацпроект «Экология». Подобные объекты накопленного экологического вреда включаются в реестр, федеральный бюджет постепенно выделяет деньги на их ликвидацию, — рассказал первый замминистра природных ресурсов Александр Рябикин, пока за его спиной трактор добавлял мусора в кучу отходов.
По словам чиновника, в реестре краевого минприроды значится 250 подобных свалок. Две из них — в Лермонтове и Нефтекумске — только начали рекультивировать. К ликвидации еще двух полигонов в Пятигорске и Железноводске приступят в следующем году.
А вот это — относительно «свежая» несанкционированная свалка прямо за пределами мусорного полигона в станице Незлобной, где — по официальным данным — происходит сортировка и переработка отходов.
Загрязненная полоса тянется вдоль дороги на 2-3 километра. Аналогичные «мусорные обочины» есть со всех сторон предприятия.
По словам местных жителей, изначально эта свалка образовалась из-за санкционированного полигона «Сфера-М». С ничем не огороженного и открытого всем ветрам предприятия периодически разлетается легкий мусор — в основном, пластиковые пакеты и упаковки.
Затем сработал «стадный инстинкт». Отдельные жители, увидев свалку, сносят туда и свой мусор, полагая, что отходы складируются именно здесь.
К слову, о самом полигоне. Сортируют здесь далеко не весь мусор. Мелкие отходы из баков здесь спрессовывают в кубы, отсеивая картон и бутылки из полиэтилентерефталата (ПЭТ), который позднее сдается в пункты приема.
Весь остальной мусор («хвосты») отправляется в яму, которую закрывают глиной. Предполагается, что глиняная «капсула» не должна позволить вредным веществам проникнуть в почву.
Пока это предприятие — единственное подобное в округе и второе на КМВ. Однако краевые власти планируют построить еще один мусоперерабатывающий полигон уже в Кисловодске.
— Через месяц планируется запуск тестового оборудования, которое будет перерабатывать «хвосты». Вместо захоронения их будут перерабатывать — измельчать и получать грунт. Таким образом мы добьемся почти стопроцентной утилизации. Но проблема в том, что такое оборудование очень дорого стоит — более 50 миллионов рублей только за одну установку — и очень долго производится, — рассказал замдиректора регоператора ООО «ЖКХ» Феликс Маркарян.
Плачевная экологическая ситуация в Ставропольском крае наблюдается не только в станицах, но и в самом краевом центре. «Блокнот» подробно освещает проблему загрязненности рек и улиц Ставрополя в рубрике «Экомониторинг».
Алиса Татарова
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ