Общество,
10.12.2017 07:57
«Образец традиций народного пения можно найти только на Ставрополье», – эксперт
Читайте также:
- Тюрьма, гимназия и бордель: длинная история особняка на проспекте Октябрьской революции Ставрополя (06.12.2017 17:19)
- Как становятся героями: история героической улицы Ставрополя (27.01.2018 06:55)
- Культовая аптека Ставрополя: вековая история «аптеки Байгера» (20.11.2017 17:06)
Этномузыколог, президент Фонда казачьей культуры, руководитель ежегодной фольклорно-этнографической экспедиции по территории Ставрополья, руководитель мужского фольклорного ансамбля казачьей песни «Братина», руководитель женского фольклорного ансамбля казачьей песни «Чапура» Юрий Чирков нашим краем занимается с 1996 года, и нашел в станицах уникальную манеру исполнения фольклора, которая по сохранности превосходит все субъекты страны. Его интерес к Ставропольскому краю проявился случайно, как это часто и бывает, благодаря случаю.
– Сначала я создал мужской фольклорный ансамбль «Братина» в Санкт-Петербурге, который исполняет казали песни. И однажды один исследователь фольклора нам подарил шесть кассет с песнями, они были из станицы Червленой. Сейчас это территория Чечни, то я обнаружил потрясающие образцы народного распева, которое перевернули все мое музыкальное образование, и вообще представление о музыке и народной песне. И я понял, что мне не хватает живого знакомства с традициями. Хотя это было трудно, найти носителей истинного фольклора. Представился случай, и во время предвыборной компании Ельцина нас с ансамблем пригласили в станицу Галюгаевскую на Ставрополье, где и встретили бабушек и дедушек, которые пели в местном клубе. Я был поражен, что там все живо и востребовано людьми, и я понял, что надо записывать и исследовать все тонкости традиции. Тогда и начались первые экспедиции.
– Все по Ставрополью?
– Да. Объехали много станиц, за двадцать лет записали очень много материала. Я был на могиле великолепной исполнительницы верхнего голоса, кассету с ее песнями нам подарили. Потрясающая женщина с трагической судьбой. Ее в станице до сих пор называют «звездарка», потому что была звездой, и при этом никогда нигде не работала. Ходила по свадьбам, праздникам и ей люди платили. А в то время это все равно приравнивалось к тунеядству. Хотя она была лучшая певица в станице. Она обрекла себя на нищенское существование, но она была любима и умела петь и этим занималась. Оно стоило того.
– Юрий Ефимович, обрядовые песни найти сложно?
– Конечно, они давно не используются в работе творческих коллективов. Кроме меня Ставропольем никто не занимается фундаментально, фронтально. Никто не знает уровня культурной сохранности, как я. В районах делают только вред: поющих бабушек преобразовывают в хоры с баянистами и дирижерами, а это катастрофа. Уничтожают истинный фольклор через адаптацию. Уничтожают клубной системой. Картина катастрофическая. Выпускники местного колледжа искусств специалисты очень низкого уровня, они приходили в хоры, начинали петь под баян, тем самым разрушая этнографическую суть. Пойдите, наберите людей с улицы и научите их хотя бы двухголосному пению, это огромный труд, который сопряжен с годами работы. А умный музыкант бы у бабушек учился, а не их переучивал на новый лад. Носителей фольклора все меньше. Происходит кошмар космической глупости. На бабушек надевают золотые кокошники, это же головной убор невесты, это позор. Сарафаны без поясов. Когда такое было, чтобы русские женщины выходили в народ без пояса? Бывали случаи, что в церквях даже не венчали в народных костюмах и поясах, так девушки завязывали пояса на голое тело, под рубашку и свадебное платье, но пояс никогда не снимали, это же честь. Виноваты в такой жуткой адаптации художественные руководители хоров, нельзя так относиться к собственной культуре.
– В чем уникальность фольклора Ставрополья?
– В сохранности материала, высокое качество структуры распева. Я участвовал в международной конференции фольклористов. Мне не хватило времени чтобы показать весь материал. Так вот кроме Ставропольского края живого образца традиций не было представлено вообще. И когда мои коллеги увидели этот материал, сюда собрались в зимнюю экспедицию, приедут в январе.
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
– Сначала я создал мужской фольклорный ансамбль «Братина» в Санкт-Петербурге, который исполняет казали песни. И однажды один исследователь фольклора нам подарил шесть кассет с песнями, они были из станицы Червленой. Сейчас это территория Чечни, то я обнаружил потрясающие образцы народного распева, которое перевернули все мое музыкальное образование, и вообще представление о музыке и народной песне. И я понял, что мне не хватает живого знакомства с традициями. Хотя это было трудно, найти носителей истинного фольклора. Представился случай, и во время предвыборной компании Ельцина нас с ансамблем пригласили в станицу Галюгаевскую на Ставрополье, где и встретили бабушек и дедушек, которые пели в местном клубе. Я был поражен, что там все живо и востребовано людьми, и я понял, что надо записывать и исследовать все тонкости традиции. Тогда и начались первые экспедиции.
– Все по Ставрополью?
– Да. Объехали много станиц, за двадцать лет записали очень много материала. Я был на могиле великолепной исполнительницы верхнего голоса, кассету с ее песнями нам подарили. Потрясающая женщина с трагической судьбой. Ее в станице до сих пор называют «звездарка», потому что была звездой, и при этом никогда нигде не работала. Ходила по свадьбам, праздникам и ей люди платили. А в то время это все равно приравнивалось к тунеядству. Хотя она была лучшая певица в станице. Она обрекла себя на нищенское существование, но она была любима и умела петь и этим занималась. Оно стоило того.
– Юрий Ефимович, обрядовые песни найти сложно?
– Конечно, они давно не используются в работе творческих коллективов. Кроме меня Ставропольем никто не занимается фундаментально, фронтально. Никто не знает уровня культурной сохранности, как я. В районах делают только вред: поющих бабушек преобразовывают в хоры с баянистами и дирижерами, а это катастрофа. Уничтожают истинный фольклор через адаптацию. Уничтожают клубной системой. Картина катастрофическая. Выпускники местного колледжа искусств специалисты очень низкого уровня, они приходили в хоры, начинали петь под баян, тем самым разрушая этнографическую суть. Пойдите, наберите людей с улицы и научите их хотя бы двухголосному пению, это огромный труд, который сопряжен с годами работы. А умный музыкант бы у бабушек учился, а не их переучивал на новый лад. Носителей фольклора все меньше. Происходит кошмар космической глупости. На бабушек надевают золотые кокошники, это же головной убор невесты, это позор. Сарафаны без поясов. Когда такое было, чтобы русские женщины выходили в народ без пояса? Бывали случаи, что в церквях даже не венчали в народных костюмах и поясах, так девушки завязывали пояса на голое тело, под рубашку и свадебное платье, но пояс никогда не снимали, это же честь. Виноваты в такой жуткой адаптации художественные руководители хоров, нельзя так относиться к собственной культуре.
– В чем уникальность фольклора Ставрополья?
– В сохранности материала, высокое качество структуры распева. Я участвовал в международной конференции фольклористов. Мне не хватило времени чтобы показать весь материал. Так вот кроме Ставропольского края живого образца традиций не было представлено вообще. И когда мои коллеги увидели этот материал, сюда собрались в зимнюю экспедицию, приедут в январе.
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ