Ставрополь Суббота, 16 августа
Общество, сегодня, 18:15

Принцессы, шлемы и кувшин с деньгами: ставропольский археолог рассказал о самых главных кладах Ставрополья

На этой неделе, 15 августа, Ставрополье, как и вся страна, отметило День археолога. И хотя этот праздник ни национальным, ни государственным не считается, данная профессия покрыта ореолом тайны и романтики. О том, каково это, заглядывать в прошлое через толщину земли, как бороться с искушением оставить найденное себе, можно ли назвать Ставрополье клондайком для чернокопателей, «Блокнот Ставрополь» поговорил со старшим научным сотрудником ООО «НИИ «СевКавАрхеология» Виталием Бабенко.

К слову, у героя нашей публикации в этом году двойной праздник. Помимо официального, Виталий Александрович отмечает и 40-летие в археологической отрасли, куда попал в какой-то степени случайно. Сам он коренной ставрополец, родился в семье строителей, здесь окончил школу, исторический факультет Педагогического института, где и увлекся раскопками.

«Археология входит в список дисциплин, которые обязательно изучают на истфаке, и где предусмотрена соответствующая практика. Мы выезжали на раскопки в Георгиевский округ в село Новозаведенное, где с советских времен и по сей день работают экспедиции, раскапывая скифские курганы», — рассказывает Бабенко, как впервые оказался в центре событий.

фото из личного архива героя

Ведь народная примета про везенье новичков сработала и в этот раз. Раскрытый курган хоть и был разграблен ранее, но найденные фрагменты сосудов, украшений уже были невероятной удачей для экспедиции. Собственно, так и поймал «кураж». А в 1998 году край был взбудоражен новостью о найденном при прокладке нефтепровода на окраине Ипатово сарматском захоронении, относящемся к третьему веку до нашей эры. Внутри кургана были обнаружены останки незнакомки, чуть позже окрещенной Ипатовской принцессой.

«Напомню, что на протяжении нескольких десятилетий археологи, в основном, проводят охранные раскопки. То есть, мы вскрываем лишь те памятники, которым грозит разрушение из-за  ведущихся на территории работ. В ином случае приоритетом является сохранение объекта для будущих поколений исследователей, когда будут более совершенная техника, методики. В Ипатово шли как раз охранные работы, когда среди почти двухсот погребений разных эпох, которые были исследованы, это относилось к раннему железному веку. И ученые не определились, к какому древнему роду оно принадлежало, — то ли поздним скифам, то ли ранним сарматам. Однако о знатности похороненной женщины говорило много красивейших украшений, как и стоявшая рядом древнегреческая амфора», — делится наш собеседник одной из самых крупных находок в крае.


На раскопках Маджарского городища. Фото из архива героя

Как и признается, что испытывают трепет исследователи не только от найденных предметов, но и от находок научного плана. Например, за последние 20 лет на Ставрополье была обнаружена целая серия древних захоронений медно-каменного века 5-го тысячелетия до нашей эры. Это наглядно доказывает, что не все зоны в крае были равномерно исследованы. И кто знает, сколько еще загадок и открытий предстоит совершить?  Словом, не все золото, что блестит?

Тем более, что и золото на Ставрополье находят крайне редко. Клондайком для кладоискателей край точно не назовешь. По словам Бабенко, за последние 150 лет на Ставрополье известно не больше пяти случайных крупных археологических находок. В частности, горшочек с золотыми монетами и украшениями в селе Казинка Андроповского округа. В 1910 году крестьянин вспахивал поле и плугом вывернул клад, где было около 16 кило золота в различных изделиях. Сейчас сокровище хранится в Эрмитаже.

А что же тогда чаще всего находят ставропольские археологи? Остатки керамической посуды. И в качестве примера Виталий Александрович показывает осколки, найденные на Грушевском городище. Точнее, ранее это были фрагменты посуды, которые уже отреставрированы опытными специалистами в сосуды и в ближайшее время будут переданы в музей.

фото редакции Блокнот Ставрополь

«Дерево, кожа и иная органика — все это очень плохо сохраняется.  Найти фрагменты текстиля можно очень редко. На территории края было обнаружено всего несколько погребений, где сохранились остатки материала. Например, такой случай был во время раскопок в Апанасенковском районе. Только его уникальные особенности грунта позволили сохранить кусочек ткани. Чаше всего, это средневековые китайские шелковые одежды», — делится ученый.

Что не так с металлами? Увы, они тоже сильно подвержены коррозии. Даже серебряные монеты требуют определенных усилий реставраторов, чтобы снять слой окислов и восстановить металл. Ну и саму форму изделия.

«В конце 80-х — в начале 90-х годов на окраине Кисловодска шло освобождение территорий под строительство домов, и мы раскапывали древний могильник «Клин Яр – 3».Там и нашли бронзовый шлем, который считается привезенным из далеких походов местными племенами. На момент обнаружения в мире насчитывалось всего несколько подобных экземпляров, и об их существовании историки знали лишь по изображениям воинов на каменных рельефах. Так вот, когда мы нашли данный предмет, потом еще несколько километров несли на руках в картонной коробке с сырой землей, чтобы не помять, не повредить, не деформировать и в сохранности донести до реставраторов, чтобы те вернули ему былой лоск», — вспоминает наш собеседник.

фото из личного архива героя

И недоумевает от провокационного вопроса о том, не было ли искушения взять что-то из находок на память себе? Мол, в среде археологов это табу, когда все находки подлежат обязательной сдаче в государственную часть музейного фонда страны, и никто не переводит культурно-историческую ценность тех же колечек, браслетов в финансовый эквивалент. Мол, все это бесценно. Если только речь не идет о черных копателях и доморощенных кладоискателях, для которых поиски сокровищ стали и хобби, и очередным народным промыслом.

«Если мы не трогаем исторические памятники, которым не угрожает разрушение в ходе строительных работ, черные копатели вполне себе это позволяют. А посмотрите как плотно они «изучают» городище Маджары в Буденновском округе», — ерничает археолог.

Ему очень больно воспринимать такое варварское отношение к истории, поэтому и на вопрос о перспективных территориях в крае, извинившись, он все же уходит от ответа. Ведь любая подобная информация для искателей сокровищ не менее ценна, как те же предания и легенды, которыми охотно с археологами делятся жители мест, где проводятся работы.

фото из личного архива героя

«Много легенд связано с тем, что отдельные курганы были насыпаны шапками. В Буденновске нам рассказывали, что на дне озера  Буйвола находится золотая колесница Чингисхана, который неосмотрительно выехал на ней на лед и провалился. И все бы ничего, если бы не исторические факты, гласящие, что к моменту завоевания этих мест монголами, вождя уже давно не было в живых. Свои «сокровища» ханов есть и в Георгиевском округе, и в Ипатово», — улыбается народным преданиям наш собеседник.

Дескать, почему бы и нет? Легенды — тоже часть истории, которую так важно сберечь для поколений. И в профессиональный праздник Виталий Бабенко поздравляет всех коллег и желает одного: новых и ярких открытий.

Ранее мы рассказывали об авторе романсов Елене Никитаевой, мечтавшей выйти замуж за Цоя.

Тося Жмыхова






Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

  Тема: Мы из Ставрополя  
археологкладычерные копателимузейБлокнот СтавропольСтаврополь
0
0