Ставрополь Четверг, 28 марта

Прогулка по костям: в Ставрополе зарождается «могильный туризм»

В России памятники героям Великой Отечественной войны возводятся в большом количестве. В преддверии памятных дат и дней Воинской Славы принято приводить в порядок мемориальные комплексы и места боевой славы. При этом реальные захоронения героев постепенно приходят в упадок и исчезают с лица земли.

О сохранении и благоустройстве воинских захоронений на Даниловском кладбище в Ставрополе корреспондент «Блокнота» пообщалась с директором музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. «Память» Александром Владимировичем Хусаиновым.

— Мы убираем Даниловское кладбище с 2013 года, — рассказал Александр Владимирович. — В разное время мы привлекали к работе студентов и школьников. В процессе уборки обратили внимание на то, что здесь ухаживают только за захоронениями Героев Советского Союза. Остальные могилы очень быстро приходят в упадок. В этом году на памятнике есть звезда и видно фотографию, на будущий год уже нет фото: утрачена в силу природных условий или вандалы поработали. Еще через год уже и звезды нет. И теперь только по форме самого памятника можно догадаться, что он принадлежит участнику Великой Отечественной войны, — рассказал собеседник редакции. — Тогда мы поняли, что одних субботников мало, что к вопросу сохранения наследия надо подходить комплексно. Силами волонтеров можно собрать листву, вывезти мусор, покрасить ограду. Но на следующий год от этой уборки не остается и следа. Поэтому, чтобы сохранить то, что осталось, в 2019 году нами был создан фонд «Чистая память». Его цель — сбор средств для восстановления захоронений и облагораживания могил.

Фото 2.jpg

Акция «Чистая память». Фото @patriot26/VK

Эту работу начали еще в 2010 году активисты Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК — прим. ред.). В свое время они обратились к горожанам с просьбой рассказать о родственниках и знакомых — участниках Великой Отечественной войны, которые похоронены на Даниловском кладбище.

Тогда было найдено и принято на учет более 600 захоронений. В контакте с администрацией города и администрациями районов Ставрополя были отремонтированы и благоустроены некоторые памятники и воинские захоронения, была проведена государственная историко–культурная экспертиза территории Даниловского кладбища. В итоге оно было включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Тогда же выяснилось, что государство оберегает только могилы героев Великой Отечественной войны. По статистике таких захоронений на Даниловском всего 2%. А о могилах простых рядовых солдат, кто погиб, не успев совершить подвиг, кто не был награжден орденами и медалями, должны заботиться родственники.

Фото 3.jpeg

Даниловское кладбище. Фото @fond_chistaya_pamyat/instagram

Но как быть с могилами бойцов, чьих родственников уже нет в живых, или же они в силу преклонного возраста не могут обеспечить должный уход или переехали в другой регион?

 — Долгое время мы пытались выяснить, кто же должен за ними ухаживать? И пришли к выводу, что единственный выход — брать и делать самим. Мы обратились за помощью в администрацию. Тогда руководителем комитета культуры был Вячеслав Сергеевич Коршун. Ему понравилась идея, он нас поддержал. Первыми, кто нам помог в восстановлении захоронений, был Следственный комитет. Так получилось, что в нашей стране у людей в погонах особенно трепетное отношение к героическому прошлому страны. Они помогли нам в поисках подрядчиков. В Ставропольском крае около 48 организаций, занимающихся изготовлением памятников. Мы обращались в каждую. Им нравилась наша идея, но как только они слышали слово «благотворительность» — тут же отказывались. Следком порекомендовал нам надежного проверенного подрядчика. Мы сотрудничаем с ним до сих пор. Позже нам помогал комитет культуры, совет ветеранов Промышленного района собирал для нас средства. Также принимали участие коммерческие организации и отдельные граждане, — поделился Хусаинов.

Сейчас фонд работает над проектом создания на Даниловском кладбище Аллеи героев. Как рассказал Александр Хусаинов, задумка заключается в том, чтобы благоустроить центральную аллею, сделать сквозной проход и продумать экскурсионный маршрут.

— Мы хотим перенять опыт европейских коллег и сделать Даниловское кладбище доступным для посещения туристов, — сообщил Александр Владимирович.

Во всем мире прогулки по знаменитым погостам давно уже не в диковинку. В последние годы набирает обороты новый трэвел–тренд — танатотуризм. Термин происходит от греческого Thanatos — бог смерти в античной мифологии. Это поездки по кладбищам, местам захоронения известных личностей, полям сражений, местам катастроф и так далее. Тур по кладбищу в Париже, например, где похоронены Фредерик Шопен, Оскар Уайльд, Оноре де Бальзак, сегодня стоит 85 евро. Крупные некрополи Москвы и Санкт–Петербурга давно включены в популярные экскурсионные маршруты.

На Даниловском, конечно же, нет настолько выдающихся захоронений, но там лежат люди, сделавшие немало для Ставрополя и всей страны. 

Например, Магдалина Покровская — советский бактериолог, которая создала живую вакцину против чумы и испытала ее на себе. История её эксперимента легла в основу пьесы «Сильнее смерти» поставленной в 1939 году в Камерном театре в Москве. Во время Великой Отечественной войны она активно занималась вопросами военной медицины, написала пособие для врачей по заживлению и дезинфекции ран с использованием бактериофагов. Во время оккупации ей удалось эвакуировать самые ценные материалы по чуме и туляремии, едва разминувшись с входящими в город немцами. Вакцины, созданные по ее методу, были основным оружием советских бактериологов вплоть до 1950–х годов.

Фото 4.jpg

Советский бактериолог Магдалина Покровская. Фото из открытых источников

Василий Иванович Книга — участник трех войн: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. Будучи кавалером четырех Георгиевских крестов, он был четырежды награжден и орденом Боевого Красного Знамени. Принимал активное участие в установлении советской власти на Ставрополье.

Николай Михайлович Павлов — основоположник офтальмологии на Ставрополье. Иван Алексеевич Бурмистров — советский командир–подводник, первый из военных моряков страны, удостоенный звания Герой Советского Союза. Проделал непростой путь от матроса до адмирала.

Здесь находятся могилы более 2,5 тысяч бойцов от рядовых до генералов. Среди них те, чьими именами названы улицы Ставрополя. Здесь же расположены братские захоронения. Во всем мире некрополи — это память. Они рассказывают историю городов не хуже чем путеводители.

Главная проблема Даниловского кладбища заключается в том, что оно находится в центре города. Захоронения здесь уже давно не проводятся. Люди, в большинстве своем из–за суеверных опасений, предпочитают обходить его стороной. В результате эта тихая неохраняемая территория стала центром притяжения наркоманов, бомжей и бродячих собак.

— Мы хотим привить жителям города уважение к могилам героев, донести до них, что история не только в музеях, а заодно изменить отношение людей к кладбищам в целом, — поделился планами Александр Владимирович. 

За счет пожертвований фонду уже удалось облагородить 20 захоронений. Более 40 находятся в очереди.

— Существует несколько способов формирования очереди. Первый — это перепись захоронений на кладбище. Мы буквально обошли все могилы и переписали с памятников имена тех, кто по возрасту мог принимать участие в боях. В реестр вошли более трех тысяч захоронений. Кого–то удается идентифицировать на месте, других проверяем через порталы «Память народа» и «Мемориал» (признан иностранным агентом в России). Поиск информации в электронных архивах — это второй способ. И обращения родственников. Мы совмещаем информацию из этих трех источников, все досконально проверяем и, если все совпадает, берем в работу. Очень хорошим подспорьем стала для нас книга 2010 года «Заповедная территория — мемориал «Даниловский», в которой есть список захороненных ветеранов, — пояснил собеседник редакции.

Хусаинов рассказал, что некоторые могилы с трудом можно идентифицировать.

— В послевоенные годы остро ощущался дефицит строительных материалов, поэтому обычным делом было забрать плиту с чужой могилы и установить на могилу своего почившего родственника, предварительно перебив именную табличку. Кроме того, захоронения происходили не линейно. Случается, что один номер могилы находится в одной части кладбища, а следующий — в другой, даже проходы между могилами весьма условные, — обозначил директор музея.

Фото 5.jpg

Захоронение на Даниловском кладбище. Фото @patriot26/VK

После 1970–х годов, когда кладбище официально закрыли, еще несколько лет производились незаконные захоронения. Людям хотелось, чтобы их близкие были похоронены не где–то на окраине города, а на Даниловском, потому что там могила кого–то из родственников. Чтобы вся упокоившаяся родня была на одном пятачке.

В 80–е годы часть погоста отдали под строительство дороги. Когда улица Батальонная (сегодня Лермонтова — прим. ред.) удлинялась до Доваторцев, захоронения на почти трети территории кладбища были снесены.

— В начале двухтысячных здесь знатно поорудовали вандалы. Когда мы начинали, вокруг было много разбитых надгробий, от них были оторваны таблички с фамилиями, кругом валялись осколки керамических фотографий. Поэтому идентифицировать захоронения бывает нелегко. Приходится сверяться с архивами, сайтами, поднимать документы, разыскивать родственников, — рассказал Хусаинов. — Был случай, когда к нам обратилась женщина с просьбой разыскать захоронение ее дедушки, подполковника Кольцова Матвея Тихоновича и его сына Юрия Матвеевича. Документов и информации о месте захоронения у нее не было. Были лишь старые фотографии могилы. Мы нашли могилу, на которой лежала отбитая табличка с именем фронтовика, но она не была похожа на ту, что изображена на фото. Выяснилось, что табличка лежала на чужом захоронении, ее разбили и выкинули. По фото нам удалось разыскать фактическое захоронение. Там лежал поваленный памятник. Когда мы его подняли, выяснилось, что и табличка подходит к нему идеально. Мы не стали ставить новое надгробие, восстановили старый памятник. Мы очень гордимся этой реставрацией.

Фото 6. было.jpeg

Могила Кольцовых М. Т. и Ю.М.

— Мы не ставим перед собой задачи восстановить то, что уже безвозвратно утрачено, — говорит Александр Владимирович. — Нам бы сохранить то, что осталось, пока и это не разрушено, пока еще живы родственники, пока еще читаются имена на памятниках.

Актуальность тематики несомненна. Стоит одно кладбище привести в порядок, все увидят и сделают у себя в городах так же, как это было с акцией «Бессмертный полк». Если жители города, организации и меценаты объединятся и один раз вложат в это мероприятие серьезные средства, у города появится новая интересная туристическая локация. В ином случае, его ждет судьба Успенского кладбища, которое превратилось в лес и место встречи асоциальных слоев общества.

Светлана Шведова



призыв 2022.jpg
Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

Ставрополькладбище
1
0