Ставрополь Четверг, 25 апреля

Тогда и сейчас: как изменился железнодорожный вокзал в центре Ставрополя

«Блокнот» решил отправиться в путешествие в Ставрополь 1897 года. Прошло почти 125 лет на снимках того времени проглядывается очертания современного железнодорожного вокзала. Как же жила краевая столица тогда? И как перестраивали средневековый замок в то, что мы видим сейчас?

 В Ставрополь к перрону 1 января 1897 года приближается новенький паровоз, который встречало чуть ли не всё население губернского центра. Историки полагают, что это было время «российского железнодорожного чуда». Тогда на смену вековым гужевым трактам приходили рельсовые пути. В 1860-х годах пути шли пошли от Петербурга и Москвы на юг до Ростов-на-Дону. Потом по рельсам поезда следовали через всё Предкавказье к Владикавказу.

В 1869 году наместник Кавказа Великий князь Михаил Николаевич предоставил императору Александру II записку с планом того, как можно соединить Кавказ железнодорожной линией с общей сетью в направлении Ростов-на-Дону — Владикавказ. После этого строительству дороги дали «добро». Министерство путей сообщения, во главе с министром А. П. Бобринским, стало рассматривать варианты прохождения этой дороги.

В то время Ставрополье, а в частности его столица, бурлило слухами и догадками. Ведь железная дорога — это быстрый и дешевый путь к центральным рынком страны и даже за границу. Люди начинали строить планы по вывозу зерна, скота и всего, чем богата была земля Ставрополья.

После долгих рассуждений строительство отдали под ответственность инженеру, коллежскому асессору барону Рудольфу Васильевичу Штейнгелю. Штейнгель, взявший концессию на строительство дороги и обещавший через три года сдать ее в эксплуатацию, выпустил пятисотрублёвые акции, тут же раскупленные биржевыми воротилами и промышленными магнатами. Постройка столь грандиозного проекта оценивалась в 27 миллионов 222 тысячи рублей. Кроме того, за границей планировалось купить 80 самых современных паровозов и 1500 двухосных пассажирских и товарных вагонов.

Только 2 июля 1875 года от Ростова отъехал украшенный гирляндами и российским знамёнами первый железнодорожный состав. На каждой станции его встречали хлебом-солью, музыкой военных команд.

После того, как от станции Невинномысской привели в порядок шоссе в 1894, губернский центр стал добиваться устройства железнодорожного ответвления от Ростово-Владикавказской дороги. Купцы писали письма в Министерство финансов и Министерство путей о тои, что для торговли Ставрополью необходима железная дорога. Однако эти просьбы долгое время игнорировались.

В 1889 году инженером В. Воробьевым и французской строительной фирмой были проведены новые изыскания, на этот раз от станции Кавказской, протяженностью в 130 вёрст. Выбор трассы был продиктован ровной местностью и меньшим объемом затрат на строительство. При этом большая часть дороги проходила по Кубанской области. И вот наконец спустя без малого двадцать лет надежды горожан на «чугунку» стали реальными.

Инженерами новой железнодорожной ветки были назначены Алибегов и Быховский. 10 мая 1895 году новая ветка была открыта. Но только доходила она до станции Михайловской (Пелагиада), а далее на Ставрополь курсировали линейки и дилижансы.

После такого триумфа разгорелись нешуточные споры о том, где конкретно будет проходить ставропольская ветка. Жители города считали, что всем будет спокойнее, если поезда будут проходить подальше от центра губернской столицы, поэтому предлагали вокзал поставить в верхней, еще необжитой пригородной зоне, у Холодного родника. Против такой идеи были руководство железнодорожного общества, которое настаивало на расположении вокзала в нижней части города, где с момента основания крепости традиционно проводились ярмарки и никогда не прекращалась торговая деятельность.

Только в марте 1894 года в местной газете опубликовали окончательное решение — выбрали ярмарочную площадь.  

Прошла пара лет, и в 1897 году «чугунка» наконец подошла к Ставрополю. Первый железнодорожный состав привёл паровоз серии «ОВ». С этого момента жизнь на огромном пустыре, где сейчас расположены цирк и железнодорожный вокзал, стала бить ключом.

Сам железнодорожный вокзал строили при участии ставропольских архитекторов Михаила Иосифовича Бржезицкого и Семёна Дмитриевича Лазарева. Элементы декора вокзала перекликались с внешним видом находящейся недалеко Триумфальной арки. Оба сооружения символизировали собой врата города, подчёркивая значимость Ставрополя, как некогда военного центра Северного Кавказа.

Новое здание было выложено из красного кирпича, с возвышающимися двухэтажными зубчатыми башнями. 

После освобождения Ставрополя в 1943 года городские власти приняли решение отреставрировать здание вокзала. Через четыре года на месте руин выросло новое строение, возведенное по проекту Николая Дмитриевича Чекмотаева. Стены вокзала украсила оригинальная лепнина, в том числе и на железнодорожную тематику с изображением паровозов.

Василина Морозова




призыв 2022.jpg
Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

  Тема: Тогда и сейчас Ставрополь  
Ставропольежелезнодорожный вокзалистория
0
0