Ставрополь Среда, 01 декабря
Общество, 05.10.2019 11:30

«Родители не открывают тетради у детей», — старейшая учительница Ставрополья об ошибках воспитания

Сегодня — День учителя. В школах Ставрополя работают более 3 тысяч педагогов. Стаж одних начался месяц назад, других — несколько десятилетий. Есть педагоги, возраст которых уже старше 80 лет.

В этот день побывала в учебных заведениях вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева, чтобы лично поздравить и поблагодарить учителей-ветеранов. В том числе в средней школе № 64 поздравили и Марию Алексеевну Костенко, которой уже 83 года, но на пенсию она пока не собирается. Да и дети не хотят отпускать одного из лучших учителей края.

Иду по коридору школы с высокими потолками к кабинету Марии Костенко. Ее постоянно останавливают ученики, поздравляя любимую учительницу и даря цветы. Родилась Костенко в Перовском районе, селе селе Высоцкое.
— Я пошла в школу в 6 с половиной лет. Такая деловая, — смеется Мария Алексеевна, которая не выглядит на свой возраст. — А в вуз брали только с 17 лет, поэтому я работала в той же школе, а училась я хорошо. И проработала год старшей пионервожатой. А уже потом я поступила в пединститут.
IMG-7581.jpg
— А как в Ставрополь попали работать?
— Я начала в Светлограде, вышла замуж, и уже потом перевели в Ставрополь.
— Почему в школу так рано пошли учиться?
— Мне хотелось. Я сама 1936 года, у меня была тетя, и она была учительницей начальных классов. Она брала меня маленькую на уроки. И когда подошло время, чтобы брать первый класс, она сказала, мол, Машенька, придешь и с моими учениками посидишь. А я села и начала учиться. Может нельзя так говорить, но у меня в первом классе получалось лучше, чем кто на год старше был. Ну мне и сказали, пусть она сидит и учится.
— То есть вы школу полюбили с детства?
— Да, у меня сестра тоже пединститут окончила. Я всегда была пионервожатой, комсомольской пионервожатой. Мой возраст никто сейчас не дает, так я до сих пор не знаю, что такое: не хочется идти на работу, что такое закончила крок и хватит. Я всегда не довольствуюсь тем, что имею. Каждый день я продумываю урок. Мне надо что-то новое, нужно что-то изменить. Классы в последнее время идут очень сложные, Наступило поколение родителей, которые тоже кое-как учились, тут хитрить не буду. Беседую с ними, а они — ну мне три поставили, и ребенку ставьте. Я борюсь за каждого. А сложно достучаться до родителей.
— А как получилось, что вы стали учителем?
— Еще когда в школу закончила, но не поступила из-за возраста, меня посылали замещать заболевших преподавателей. После института я вернулась работать в село. К тому же папа после войны раненый пришел. Он не работал, мы четыре года выхаживали его пока он встал на ноги. Бабушка меня с сестрой всегда приучала и читать и мыслить и анализировать. Я рано начала читать, к пяти годам я читала бегло. В начале были сказки. Потом небольшие рассказы Чехова, Пришвина, Паустовского. Эти книги не достать было, а мы бедно жили. И к 6 классу я твердо была уверена, что надо работать в школе. Я гуманитарий, поэтому не сомневаясь пошла по профилю учителя русского и литературы. Есть у меня внутренняя грамотность.
— Сколько раз менялась программа по той же литературе. Много было запрещенных авторов, которых потом разрешали…
— Я легко варьирую, я мыслящий творческий товарищ. И Бунин и Пастернак были запрещены. Есенин был запрещен, а сейчас его как на щит подняли. Стихи неплохие, но сказать «ах» я не могу. Не всегда правильно принимаются решения. А судьи кто? Память сейчас у детей очень плохая, потому что мало читают. Пока не будет учителя, никакой интернет его не заменит. Даже коррекционный класс у меня блестяще выпустила. Все работают, одна девочка с церебральным параличом пришла ну совсем никакая. Выправилась, окончила колледж. На «Сигнале» лучше всех схемы собирала. Я бы ушла, уступила место другим, но сейчас некому работать. Проблемы с зарплатами — 11-12 тысяч это деньги?
IMG-7568.JPG
— У вас, наверное, грамот тонна.
— Есть, конечно. Но больше всего запомнилось, как в 1976 году меня академия наук вызвала в Киев на всероссийские педагогические чтения, где я выступала с докладом «роль родителей-коммунистов в патриотическом воспитании учащихся». Как раз у меня был выпускной десятый класс.
— А как с мужем познакомились?
— На одном торжественном мероприятии. Я всегда работала в железнодорожных школах, а он как раз из этой отрасли. Как познакомились, так он уже и не отстал. Поженились 7 апреля 1962 года. Я все даты помню, а в моем возрасте у многих уже маразм. И сейчас я почти ничего не записываю. Муж уговаривал меня быть домохозяйкой, но я так не могу. И в этой школе я с 1967 года работаю.
IMG-7545.jpg
— Как заинтересовать ребенка?
— Должно быть интуитивное чутье. Любовью, лаской, вниманием, заботой. У нас вообще очень трудолюбивая семья, на генетическом уровне что-то особенное есть.
— Вы преподаете литературу, а для себя вы кого читаете, кого любите?
— Чехова, Бунина, Куприна. Современную литературу, хотя за последние годы особо ярких произведений в общем-то и нет. Видимо, такие умы еще не родились и подготовки сильной с самого детства не получили. Раньше гувернеры были, образованием с самого детства занимались. А у нас у многих и деньги есть, и богатство, но они не хотят вкладывать это в детей, хотя все окупится. Талант у людей есть, но не хватает базы. Недодано с самого раннего детства. Родители зачастую даже не открывают тетради у детей. Накормят, спросят, как дела в школе. А как ребенок ответит? Скажет, что все хорошо.
— А увольняться пока не собираетесь?
Я чувствую, что еще нужна детям. В любое время мне скажут увольняться, я не обижусь, скажу спасибо, что терпели.

Новости на Блoкнoт-Ставрополь
день учителяСтавропольешколаобразованиевоспитание
0
0

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое

s4