Ставрополь Пятница, 29 марта
Общество, 27.01.2016 11:24

Сергей Паршин: «Я не настолько талантлив, чтоб не уметь себя защищать»

 Сергей Паршин: «Я не настолько талантлив, чтоб не уметь себя защищать"
Каждый день прохожие спешат по своим делам мимо галереи «Паршин», которая расположилась в самом что ни на есть историческом центре Ставрополя.

А вот если бы им на минуточку отойти от повседневной суеты и одним глазком увидеть, что происходит внутри, то наверняка придётся задержаться не на один час…  Приоткрыв двери, спустившись вниз по лестнице, попадаешь в особый мир: уходишь в эмоциональную глубину, оставляя на поверхности всё незначительное, повседневное, еще недавно казавшееся важным. Поэтому вовсе не удивительно, что удивительное культурное пространство, которое возникло в городе сравнительно недавно, быстро полюбилось и местным, и неместным. За год в галерее проходит множество мастер-классов, встреч с творческими людьми, выставок, концертов, спектаклей и даже модных показов. Сюда приходят  взрослые и дети, люди разных профессий и интересов. Не проходят стороной галерею такие гости края как писатель и актер Евгений Гришковец, поэт Андрей Дементьев, историк моды Александр Васильев, композитор Дмитрий Маликов и многие другие. А однажды в гости на закрытие своей персональной выставки приехал известнейший итальянский скульптор Джанмария Потенца. 

Насколько богатой и интересной жизнью живет галерея, настолько же интересен и ее создатель – художник Сергей Паршин. Первое впечатление о нем: человек, заряженный в первую очередь творчеством, но и административными заботами, сотнями различных неотложных обязательств: профессиональных, дружеских и прочих других. И разговор с ним напоминает попытку удержать шаровую молнию в ограниченном пространстве. 

В нашем общении очень быстро исчезла некая предопределенность, стандартная схема работы журналиста с героем  из серии «вы бы вопросы прислали, я бы ответил», усталая готовность сказать то, что, возможно, уже говорил сотни раз. И разговор превратился в водоворот впечатлений, открытий, десятков неожиданных тем и новых сюжетных линий.


Мой учитель – дедушка 

Мы  прошли по уютным залам галереи, в этот раз украшенной картинами нового выставочного проекта крымских художников. Сергей Паршин с особым вдохновением рассказывал о работах коллег. Вообще, как по-настоящему творческий человек,  он близко к сердцу принимает любые движения в искусстве: удачные проекты заставляют жить и верить в хорошее, плохие новости  - огорчают до глубины души. 

- Галерея – это моя большая и давняя мечта. Я всегда грезил о таком пространстве, где можно было бы проводить интересные встречи, расширять кругозор, открывать новые таланты, где бурлит культурная жизнь. Хочу отметить, что она изначально не задумывалась как коммерческий проект,  им и не стала… 
Все большое начинается с малого. И у него любовь к изобразительному искусству возникла в раннем возрасте. Сергей помнит, как в детском саду похвалила воспитательница за удачно нарисованное дерево. И, видимо, в тот момент зажгла в нем некий огонек. Горит он и до сих пор и греет души поклонников творчества художника. 

Его отец Николай Васильевич  умер довольно рано, мама Таисия Прокофьевна – до сих пор остается одной из самых главных женщин в его жизни. Не проходит и дня, чтобы та не сказала сыну, как она его любит.

- Мои родители познакомились в селе Донском, но через какое-то время переехали в Ставрополь, где я и родился. В селе же остался мой любимый дедушка Василий Герасимович Паршин, у которого я с удовольствием проводил летние каникулы. Это был удивительный человек. Дедушка стал одним из главных учителей в жизни, оставил в моей душе теплые воспоминания. О нем могу говорить часами. Василий Герасимович прошел всю войну, побывал в плену. К нему обращались  односельчане, когда нужен был мудрый совет или помощь. Помню, что в гости к деду часто прибегала детвора за интересными историями, а уходила «делегация» с горстями конфет. Конечно, большинство его рассказов были связаны с тяжелыми военными годами.  Дедушка разговаривал с Георгием Жуковым, спас не один десяток жизней, во время боевых действий случайно встретил сына, которого на следующий день сам и хоронил… Помню, как-то посадил он меня за стол: пиши, говорит, и диктует: «Патриарху Московскому и Всея Руси Пимену…». Дальше в письме шла речь о том, что батюшка в Донском ведет неправедную жизнь. Через какое-то время духовника сменили, и многие благодарили деда. 

- Помню, жара, август, а я целый день гоняю дедушкину корову, - с улыбкой продолжал он воспоминания. - Сейчас кажется, что это было не в моей жизни… 

В семье Паршиных никто никогда не выбирал гуманитарные профессии, поэтому сложно понять, откуда в нем появилась эта тяга к творчеству. Просто в школьные годы хотелось рисовать, и  он открыл двери художественной школы. 


- Меня буквально захватило это волшебное место, где значимую роль играет фантазия, где запах краски и чистый лист бумаги становятся добрыми приметами. Тогда по-настоящему и захотелось стать живописцем. Признаться, я жил не в самом тихом районе Ставрополя, среди моих одноклассников было полно хулиганья. А в новом, только что открывающемся мире, чувствовал себя комфортно. Правда, отец всегда старался научить более практичным вещам, например, приходилось наперекор своим желаниям помогать ремонтировать машину. А чтобы пробудить во мне интерес к делу, он часто приговаривал: «Вот будешь ехать с женой, машина сломается, ты быстренько устранишь неисправность, а она подумает: какой у меня муж хороший…». 

В свободные от художественной школы дни юный Сергей Паршин активно занимался спортом. Сменил 14 всевозможных секций! 

- Не раз приходилось защищаться, круглое лицо и красные щеки, давали сверстникам хороший повод меня задирать.  Кстати, каждое утро я  обязательно обливаюсь холодной водой.

Цветы – это остатки рая на земле

…Какая же все-таки это необъяснимая тайна – постижение красоты, ее можно извлечь практически из любых предметов, неважно, будничные они, или выставлены на аукцион по баснословной цене. Думается мне, что красоту в изобразительном искусстве, и вообще в любом ее проявлении, сложно по-настоящему оценить, измерить, тем более рациональным взглядом. Другое дело, воспитывать в себе чувство прекрасного с помощью тех, кому Богом дано такое право. Смотреть на жизнь так, как это делает Сергей Паршин, выделяя из нее самые волнующие, добрые моменты, - настоящий дар. 

Небольшое пространство галереи Сергей Паршин отдал собственным картинам, которые позволяют оценить высочайший уровень мастера, и представить, как много еще осталось «за кадром». Признаться, каждый раз бывая здесь, я в первую очередь иду не к обновленной экспозиции, а в ту часть зала, где «живут» работы Паршина.  Ими, наверно, никогда нельзя налюбоваться, охватить взглядом, пережить эмоции и закрыть, точно книгу. 

- В разные времена я писал по-разному, - заметил Сергей Паршин. – Когда-то был заострен на социальных проблемах, однако со временем поменялось настроение, взгляды на жизнь, на искусство... Сегодня не возникает желания быть таким, каким я был тогда, когда оголял несовершенство общества. Сейчас понимаю, что такие темы усложняют и так не простую жизнь.  Не хочется, чтобы человек выходил с выставки еще с большим грузом на плечах…  Художнику так важно соблюсти баланс между тем, что он думает, и что при этом пишет. На людях творческих профессий лежит большая ответственность. Мне кажется, что талант и дан человеку для того, чтобы делать мир лучше. Неважно, музыкант, писатель, художник ли это – его главная задача воспитывать зрителя, нести доброе и светлое. Искусство это в некоторой степени и идеология, а идеология бывает и гуманная, и античеловеческая. Вот если взять в качестве примера советский период, тогда государство стимулировало создание больших тематических картин. Они ценны и тем, что в них восхваляется труд человека. Да, сегодня нет такой четкой идеологии, творец находится в свободном полете. А значит нельзя забывать о личной ответственности.  
Картины Сергея Паршина – калейдоскоп лиц, сюжетов, тем. Художник поделился: чего не хватает в жизни, он воплощает в картинах. Вдохновение же - это результат кропотливого труда, только тогда муза оказывает уважение и посещает мастерскую, поэтому он сам порой одновременно работает сразу над 10-12 картинами. Каждая – под настроение. Какая работа сегодня тревожит душу, к той он и подойдет с кистью. Вдохновение, по мнению художника, это момент, когда картина пишется сама собой. 

 -  Мне нравится писать простых людей, зачастую на жизненном пути они встречаются неожиданно, приносят много воспоминаний и творческого вдохновения. Расскажу историю, которая связана с одной из моих последних картин «Калмык». Калмыкия -  удивительная республика, где сложились свои традиции, обычаи, свой особенный климат, где живут прекрасные люди. Приезжая туда на пленэры,  и как-то увидел седого старичка–пастуха. Пока стадо наслаждалось свободой, он присел отдохнуть на холме, удобно устроившись по соседству со старинным тополем. Вскоре я составил ему кампанию. Он делился своими мыслями и, кажется, на меня даже внимания не обращал. Случайный знакомый рассказал о себе: работал преподавателем, а когда вышел на пенсию, сменил род деятельности и признался, что впервые ощутил себя по-настоящему счастливым…

Картины Сергея Паршина завораживают: кажется, что когда-то мастеру была предоставлена возможность подсмотреть райскую жизнь, и он этот шанс не упустил. Если Паршин рисует цветы, то красками, формами, композицией поднимает их красоту до небывалых высот, если ангелов, то обязательно вкладывает в их облик какую-то важную мысль. Его «Грустный ангел» буквально просит человека, чтобы тот бережней относился к жизни, не расплескивал себя понапрасну и не утомлял своего Хранителя. 



Вообще, о картинах Паршина ходит много чудесных историй, практически мистических. Его работы висят в реабилитационных центрах и  клиниках по всему миру, говорят, что они выводят людей из тяжелых психических состояний. Когда-то нечто подобное сотворила и работа «Через мост». В Йоханнесбурге картину приобрела местная жительница, которая пережила трагедию - потеряла дочь.  Она нашла в этой работе утешение, а позже создала в Южной Африке реабилитационный центр для родителей, потерявших своих детей. 

- Абсолютно нет иллюзии, что мои картины спасут мир, но хочется надеяться, что они несут некий положительный заряд. Поверьте, я ко всяким мистическим историям относился довольно скептически, а картины оценивал через понятные в нашей среде параметры: стилистику, колорит, идею, - прокомментировал С. Паршин. - Но однажды со мной приключилась интересная история. В числе прочих художников выставил несколько работ на выставке. Подошла ко мне женщина с просьбой продать картину «Целующий дерево» и начала рассказывать об удивительных энергетических свойствах работы, будто рядом с полотном у нее прошла головная боль.  Я, конечно, не поверил, подумал - сумасшедшая. Тогда женщина провела меня по всей выставке и точно описала каждого художника, чьи картины были там представлены: рассказала как тот или иной мастер относится к людям, о его вредных привычках и характере. Я был в изумлении, потому что ее описания были невероятно точны.


Если в городе нет художников, значит с городом что-то не так…

Сергей Паршин активно участвует в гражданской жизни края. Он входит в состав более десяти организаций -  член советов, коллегий и комиссий… Конечно, работа в роли общественника отнимает много времени, которого и так недостает, но таким способом он помогает решить важные вопросы в сфере культуры, искусства. Он искренне верит в судьбу и в высшее предназначение художника. По его мнению, художник ощущает мир слишком чутко, остро, иногда болезненно. Но при этом добавляет: «Я не настолько талантлив, чтобы не уметь себя защищать». 

Людей искусства в наше время не жалуют особыми почестями, не наделяют большими привилегиями, поэтому в должности председателя Союза художников Ставрополья ему приходится бороться за права служителей музы, чтобы им уютно работалось в мастерских, чтобы не отвлекали постоянные хлопоты и бытовые проблемы. Он с особой грустью говорил о положении художников, его беспокоит то, что сегодня люди стали меньше интересоваться культурой в ее широком смысле.  А между тем, культура – это тоже «орган жизни». Она позволяет нам сохранять человеческое начало, а если точнее – божественное начало в человеке. Поэтому истончение культурного слоя совершенно очевидно ведет всех в бездну, а его наращивание – сдерживает, сохраняет в нас божественный образ. 
- Назовите в Юго-Западном районе Ставрополя хотя бы несколько мест, где человек может приобщиться к культуре? Зато там же пивных магазинов несчитанное количество! И что видит ребенок, который бегает по двору? Не говорить об этом сейчас, значит позволить вырасти новому поколению абсолютно бессмысленным, - размышляет Сергей Паршин. –  Сегодняшние дети «отлучаются» от культуры и искусства. Школьники с большей охотой пойдут на зрелищные попсовые «тусовки». А между прочим, в музеях и выставочных залах Ставрополя проходит много высококлассных выставок. В этом отношении нам есть чему поучиться у зарубежных коллег. За границей в рамках образовательной программы дети просто обязаны ходить по музеям. 

Одно из главных составляющих качественной жизни – это наличие настоящего искусства. Люди должны иметь природную потребность в нем. Ведь искусство лечит, обогащает, возвращает гармонию. Сам процесс посещения выставки, знакомства с работами художника -  абсолютно загадочная вещь. Из последних сил, на последние деньги нужно сохранять эти учреждения, в которых работают, кстати, не самые богатые люди и продолжают поддерживать весь этот призрачный мир. Если в столицах наблюдается достаточно мощный поток выставочной  деятельности, то в регионах это все делается фактически на полном энтузиазме или вопреки многим обстоятельствам. Я сейчас даже не говорю о стимулировании художников на создание новых произведений. Ведь в советское время они могли в течение нескольких месяцев работать над одним замыслом. Сегодня это непозволительная роскошь. Получается, что в нынешнее время художники творят вопреки обстоятельствам. Я уверен в том, что власти разных уровней должны задуматься об этом. Думать о художниках, создавать им благоприятную среду для творчества – вот что важно. Если в городе нет художников, значит с городом что-то не так… 


Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

  Тема: Известные люди Юга  
Ставропольизвестные люди Юга
0
0