Ставрополь Воскресенье, 24 ноября
Общество, 04.07.2019 20:28

В шаге от экологической катастрофы: ставропольские леса несут потери

Ставропольские леса вновь оказались в информационной повестке региона. Впрочем, вопросы о состоянии деревьев и их уничтожении всплывают ежегодно.

Причем уничтожение идет как неосознанно, так и намеренно, варварски: кто-то вытаптывает тропинки или разводит костры, другие просто рубят деревья для своих нужд. Чтобы защитить леса, которых в крае всего 3 процента от площади субъекта, региональная дума внесла поправки в постановления о создании зеленых поясов вокруг городов Кавказских Минеральных Вод и Ставрополя. Но спасет ли законопроект леса на деле?

Член общественного совета при главе краевого центра, руководитель Ставропольского краевого общественного движения «Экологическая региональная ассоциация – ЭРА» Григорий Пинчук считает, что экосистема столицы края переносит самый тяжелый период за свою историю и находится в шаге до экологической катастрофы. Ведь даже полвека назад леса вокруг Ставрополя выглядели по-другому. По его словам, природа Ставрополя уникальна и неповторима, второй такой экосистемы на Юге страны просто не существует, что делает город курортным благодаря климату.

musorVlagere.jpg

— До Великой Отечественной войны Ставрополь по климату был близок к Средним Альпам. Этакая Кавказская Швейцария. И даже немцы-оккупанты планировали устроить в наших местах курорт. Ведь богатство колоссальное: более 400 видов растений, из них почти сорок — эндемики и краснокнижные, более 700 видов животных. В Северном полушарии такого разнообразия просто больше нигде нет. А если добавить уникальный чернозем, десятки богатейших подземных источников, место мне кажется просто волшебным. И нам кажется, что деревьев и лесов вокруг Ставрополя много. Но это уже, к сожалению, не так. Взять Таманскую дачу, потеряно только здесь 50 га леса, а это всего лишь около трехсот тысяч деревьев. И теряем мы постоянно. Люди ходят, вытаптывают дорожки, разводят костры, уничтожают лес. Город теряет буковые деревья, уже безвозвратно исчезли папоротники и несколько видов деревьев, — перечисляет проблемы Пинчук.

Эколог считает, что выходом может стать создание микрозаповедников, а также признать ставропольские леса особо охраняемые территории. Уже несколько лет неравнодушные горожане создают проект восстановления леса. Правда, пока ничего из предложений не принято.

63987a89eb45cd011170f8ac0.jpg

Другая проблема, которая угрожает лесам — загрязнение. После пикников люди оставляют весь мусор прям возле потухших костров, прекрасно понимая, что мусор на Луну сам не улетит. И к мусорным бакам не придет. Есть общественные организации, которые постоянно устраивают в Ставрополе субботники, но их силы слишком малы по сравнению с количеством отдыхающих на пикниках и бросающих в лесу пластик, бутылки, консервы. Всего около 500 тонн, хотя другие экологи считают, что цифра занижена, и мусора, который отравляет лес, значительно больше. А для формировании такой почвы, как в лесах, окружающих краевой центр, природе понадобилось не менее десяти тысячи лет.

— Надо чтобы каждая фирма, каждая компания, каждое бюджетное учреждение взяло под контроль хотя бы небольшой участок леса и охраняли его, заботились. Хватит уже отворачиваться от проблем, губя леса, мы губим самих себя. И речь не идет о том, что экология ухудшится через сто или двести лет. Счет идет на годы, максимум на десятки лет, после которых можно ожидать экологическую катастрофу А виновных нет. Члинский и Таманский леса в некоторых местах можно сравнить с помойками. Отравлены речки Грушевая, Вишневая, Русская, Татарка, Вербовка, Бучинка. Леса надо усыновить, — говорит Пинчук, но при этого уточняет, что нет одной проблемы, есть целая совокупность.

Город расширяется, земля становится на вес золота, как бы не дороже. Строятся все новые микрорайоны, а значит и инфраструктура: дороги, канализация, водопровод. Город погряз в пробках, а это — выхлопные газы, целый набор токсичных ядов и канцерогенов. По статистике, тридцать лет назад в Ставрополе насчитывалось около 40 тысяч автомобилей. Сейчас эта цифра выросла в десятки раз, около 250 тысяч машин. И это не считая транзитного транспорта.

23799968_497559013956128_5387431660273408930_o.jpg

Движение автомашин на перекрестке Маркса – Голенева превышает принятые во всем мире нормы в 15,6 раза. Нельзя не вспомнить и строительство перинатального центра, когда его открытие назвали чуть ли не главным событием пятилетки. Строительство сопровождалось митингами, ведь вырубались деревья, а власть же все время вопрошала, что важнее: жизнь дерева или ребенка. Такое сравнение могло сработать при строительстве роддома, но им нельзя обосновать ситуацию с Русским лесом, от которого буквально кусок за куском «откусывают» территории с разных сторон.

— А ведь Русский лес — федеральная собственность и краевой заказник. Бесконечной кажется история с вырубкой деревьев со стороны элитного дачного товарищества «Механизатор», — напоминает про еще одну больную точку эколог.

Еще в 2010 году глава администрации Ставрополя Пальцев постановлением «поправил» границы «Механизатора» с 29,3 га до 83,3 га. Расширение дачных границ произошло в том числе за счет 14,3 га земель государственного природного заказника краевого значения.


Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

Григорий ПинчукэкологияСтавропольставропольские лесамусорзагрязнениевырубка деревьев
0
0