Ставрополь Воскресенье, 05 Апреля
Юрист, 10.02.2016 13:22

Вырастет ли авторитет третейских судов?

Вырастет ли авторитет третейских судов?
Под занавес прошлого года Президент РФ Владимир Путин подписал блок законов, который должен дать старт серьезному реформированию третейских судов.

Правда, с нововведениями решено не спешить – документы вступят в силу с первого сентября 2016 года. К тому времени должно появиться эффективное «сито», которое поможет избавить рынок от так называемых «карманных» судов и судов-«помоек», за годы своего существования сумевших значительно подорвать репутацию отечественных третейских арбитров.

Каким образом власти хотят вернуть доверие к негосударственным судам? И вообще насколько в них нуждается отечественный бизнес и граждане? Эти вопросы мы задали нашему эксперту Роману Савичеву, руководителю «Юридического агентства «СРВ», по праву признанным в профессиональном сообществе одним из крупнейших в России.

– Сразу скажу, что в отличие от Запада, в нашей стране очень настороженно относятся к третейским судам, которые нередко используются как инструмент для правонарушений, например, при захвате бизнеса. Сейчас точно неизвестно, сколько таких судов и насколько качественно работает в России. Грядущая реформа этого института, как анонсируют власти, поможет сделать его прозрачным, усилить контроль и, возможно, поможет даже разгрузить государственные суды. Однако, признаюсь, у многих юристов остаются справедливые сомнения на этот счет. Есть проблемы, которые реформа вряд ли решит, – делится своим мнением Р. Савичев. – Но сначала несколько слов о сути грядущих новаций.

Напомню, что третейский суд был создан в целях упрощения разрешения экономических споров среди граждан и юридических лиц. Затеянная властями реформа третейского судопроизводства направлена на реализацию положений Послания президента Федеральному Собранию РФ, прозвучавшему в декабре 2013 года. В нем В. Путин упомянул о необходимости повысить авторитет третейских судов и тут же предложил Правительству РФ совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палатой разработать соответствующий законопроект. Он довольно долго обсуждался предпринимательским и юридическим сообществами.

Теперь ключевой закон, среди уже подписанных главой государства, регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений.

Так, арбитражи смогут работать лишь при некоммерческих организациях, которые должны получить соответствующее разрешение от Минюста России. Правда, давать им «зеленый свет» будут не сами чиновники, а обращаться придется в специально созданный при ведомстве совет по совершенствованию третейского разбирательства. В него будут включены участники общественных объединений, бизнесмены, представители юридического и научного сообществ. Совет принимает решение, рекомендовать или нет создание арбитражного учреждения при конкретной некоммерческой организации. Будут проверяться соответствие правил суда требованиям закона, наличие рекомендованного списка арбитров, достоверность информации об НКО и ее учредителях, наличие у нее репутации, масштаба и характера деятельности, «способствующих развитию арбитража в РФ и позволяющих обеспечить высокий уровень организации деятельности третейского суда»), включая финансовые аспекты. При этом совет обязательно должен учитывать деятельность учреждения-правопредшественника (суда, которому пришлось реорганизоваться в связи с реформой), количество рассмотренных им дел и число решений, отмененных госсудами.

При положительном заключении совета документы направляются в правительство, которое выпускает распоряжение о разрешении создания арбитражного учреждения. В свою очередь отрицательное решение можно будет оспорить в судебном порядке. Исключение сделано только для Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС при ТПП) и Морской арбитражной комиссии (МАК) - как арбитражные центры с признанной международной репутацией они осовобождены от прохождения процедуры.

«Привязка» судов только к НКО и получение разрешения от правительства, к слову, на стадии обсуждения проекта закона озадачили депутатский корпус. Но правительству удалось убедить парламентариев, что это принципиальный момент – таким образом удастся прежде всего ликвидировать «ручные» третейские суды, работающие сейчас при компаниях. Ведь само существование суда при коммерческой организации нарушает саму суть третейского разбирательства, так как никто не может быть судьей в своем деле.

Переход на новые рельсы будет плавным. Принятый в декабре закон «Об арбитраже» вступает в силу в сентябре 2016 года, потом за три месяца правительство должно утвердить процедуру выдачи разрешений НКО на создание арбитражных учреждений. Арбитражным учреждениям отведут годовой срок на то, чтобы доказать, что они готовы работать по новым правилам. Это означает, что всем существующим третейским судам придется пройти своеобразную «переаттестацию».

Закон также устанавливает общие требования к лицам, выступающим в качестве арбитров. Так, предписывается, что одни и те же арбитры не могут входить в списки более чем трех арбитражных учреждений. При этом судьи, лишившиеся работы в процессе объединения высших судов, по новым правилам без проблем смогут занимать должности арбитра. При этом предусматривается иммунитет арбитров от гражданско-правовой ответственности, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу.

Что касается разбирательств, которые смогут передаваться на рассмотрение третейских судов, то в их число законодательно включены корпоративные споры, связанные с назначением или избранием, приостановлением полномочий, принадлежностью акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ. Кроме того, в ведение обновленных третейских судов будут отданы все споры по вопросам оборота госимущества, за исключением связанных с госзакупками. Искать справедливость третейские суды будут и в частных спорах, хотя вне их компетенции останутся семейные, жилищные дела и разбирательства о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

Неподведомственными для третейских судов будут споры, связанные с приобретением более 30 процентов акций открытого общества, корпоративные споры, связанные с оспариванием ненормативных правовых актов и решений госорганов и должностных лиц, а также приватизационные споры.

Однако пока нерешенными остается ряд ключевых вопросов в деятельности третейских судов. Так, пока не прописана ответственность НКО, а также арбитров за неправомерные решения. Также нет ясности по возмещению убытков, причиненных сторонам третейского разбирательства из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным учреждением своих функций при наличии умысла или грубой неосторожности. Есть пробелы в вопросе прекращения деятельности арбитражных учреждений в принудительном порядке. Да, оно возможно только по решению суда – туда должен обращаться Минюст, если уличил суд в повторном и грубом нарушении законодательства и игнорировании соответствующего предписания. И здесь мы видим оценочные критерии – какие нарушения считать грубыми, а какие нет.

И конечно, пока трудно говорить о том, что третейское судопроизводство улучшит качество работы – пока во многих случаях оно оставляет желать лучшего. Это проявляется как минимум в сомнениях государственных судов, далеко не всегда выдающих исполнительные листы по решениям третейских судов. И ситуация вполне может усугубиться – доверие к ним вряд ли автоматически возрастет после «чистки». Ведь в результате реформы число таких судов, имеющих право на постоянную деятельность, сократится в десятки раз. Естественным образом уменьшится и количество рассматриваемых ими дел, соответственно, будет заключаться меньшее число третейских оговорок. А значит, все потоки претензий снова устремятся в госсуды, которые власть так хочет «разгрузить». В свою очередь, ослабление конкуренции позволит третейским судам поднять тарифы, что грозит сделать этот институт дорогостоящей, мало кому доступной и по-прежнему не очень надежной процедурой. Новости на Блoкнoт-Ставрополь
  Тема: Правовые консультации Романа Савичева  
СтавропольСРВправовые консультацииРоман Савичев
0
0

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое