Общество,
28.08.2024 12:32
Дети понедельника: какие громкие проекты были провалены на Ставрополье за пять лет
Фото: Иван Высочинский / «Блокнот Ставрополь», пресс-службы минприроды, минстроя, минтруда, минобразования, минЖКХ, думы СК, правительства СК
Читайте также:
- От 20 до 45 тысяч: данные аналитиков по самым низким зарплатам на Ставрополье (14.08.2024 14:10)
- Споют на миллионы: ставропольские чиновники продолжают «скупать» звезд эстрады на «Солдатский конверт» (13.08.2024 20:20)
- Ставропольские прорабы получают около 150 тысяч рублей: данными о зарплатах поделились аналитики (16.07.2024 08:55)
- Созданную по поручению президента администрацию КМВ упразднили краевые чиновники (03.07.2024 10:30)
- На территории СКФО расходы превышают доходы только в Ставропольском крае (14.01.2024 09:09)
Помните, читатель, песню «Остров невезения» из кинофильма «Бриллиантовая рука»? Там еще такая строчка есть: «Что одни ни делают — не идут дела»? Так вот, она как нельзя лучше подходит для описания парадоксальной ситуации, что складывается последние пять лет на Ставрополье. Когда чуть ли не каждый день ставропольчане слышат о многомиллиардных инвестициях, открывающихся в регионе стройках, за которыми потом следует либо гробовая тишина, либо вялые объяснения, что реализация проекта задерживается или сорвана. «Блокнот Ставрополь» вспомнил громкие порывы без прорывов.
А начнем же с проваленного технопарка в Буденновске, ставшим, по сути, детищем сразу двух губернаторов. Его проект в еще в 2011 году был одобрен Валерием Гаевским, чтобы с 2016 по 2017 год Минпромторг перечислил в краевой бюджет свыше 384 миллионов рублей. За баснословные дотации требовали федералы следующее: 1515 рабочих мест, площадь в 79 гектаров и определенную выручку от резидентов. Собственно, такое детище и принял новый губернатор, чтобы уже к 2020 году стало понятно, что что-то пошло не так. Основные целевые показатели занижены в разы: площадь 6 раз меньше, выручка в 13 раз, а количество рабочих мест и вовсе в 20. Итогом же подобного фиаско стало решение ведомства о расторжении соглашения о реализации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории Буденновска и возвращении краем 384 миллионов.И хотя власти пытались оспорить данное решение — судебные тяжбы с февраля 2022 года — Арбитраж Москвы оказался на стороне Минпромторга.
Источник фото: сайт Арбитража Москвы
Впрочем, судя по всему, выводов после этого никто не сделал. Когда уже в марте 2024 года в адрес губернатора Владимирова было направлено представление первого заместителя генерального прокурора РФ Анатолия Разикина, попенявшему главе региона на огромное количество затянутых социально значимых строек.
«В минувшем (2023, прим.ред.) году в регионе за счет средств бюджетов в срок не возведены 7 объектов, например, краевая детская больница (стоимость 1,8 млрд. руб., первый срок окончания строительства — три года назад, готовность объекта — лишь 85 %), школа в г. Ессентуки (1,1 млрд. руб.). Всего из 52 возводившихся в прошедшем году объектов 21 введен в эксплуатацию с нарушением сроков. Кроме того, в течение пяти лет остается нереализованной проектная документация на 11 социальных учреждений общей стоимостью около 177 млн. руб», — указано в представлении.
Недоумевал надзорник и от того, что на фоне таких серьезных косяков, «зачастую претензионно-исковая работа с подрядчиками и проектировщиками не ведется». Да, то самое: «Кемскую волость? Да пусть забирает на здоровье! Страна не обеднеет». И, видимо, данный принцип на Ставрополье стал одним из главенствующих на всей вертикали власти.
Во всяком случае, об этом сподвигает думать и проваленное благоустройство улицы Советской в Минеральных Водах. По нацпроекту сюда выделялось свыше 151 миллиона рублей, дабы превратить объект в конфетку. Однако снова вышла одна мишура с засохшими деревьями, исчезнувшими камерами и весьма необычным видением «Ворот Кавказа», так похожих на корыта. Впрочем, те тоже стали точкой притяжения туристов и блоггеров, неоднократно высмеивавших креатив по-ставропольски. Но к такому ли пиару стремился курорт — большой вопрос.
А как не вспомнить эпопею с ремонтом 10-километрового отрезка федеральной трассы «Астрахань — Элиста — Ставрополь». Работы обошлись бюджету в 228,5 миллиона рублей. Заключался контракт в конце октября 2018 года, тогда как новое полотно подрядчик должен был сдать 30 сентября 2019-го. Казалось бы, при стоимости одного километра в 22 миллиона рублей у последнего должен был стимул поторопиться и качественно реализовать проект, однако тот был затянут на четыре месяца. А потом и вовсе пошли чудеса, когда новенькая дорога, не простояв и года, стала рассыпаться в пыль.
источник фото: Блокнот Ставрополь
Пылью какой год подряд оборачивается ремонт школы №1 в Арзгирском районе, где в реконструкцию основного корпуса уже вложено 219 и предстоит еще вложить не менее 220 миллионов рублей при изначальной стоимости проекта в 280 миллионов рублей. Однако подрядчики меняются, а трехлетний долгострой остается неизменным.
Остается разве что надеяться, что данная история не получит такого печального продолжения, как вышло с единственным в регионе автозаводом «Ставрополь Авто». Напомним, в 2017 году власти позиционировали его как один из якорей региональной экономики будущего и успешный пример государственно-частного партнерства. И по началу, все к тому и шло. Удачное расположение близ Михайловска и вместительные производственные площадки позволили сойти с конвейера 2500 китайским внедорожникам под брендом DW Hower. Однако уже к концу 2019 года в крае поползли слухи, что выпуск машин оказался нерентабельным, и завод просрочил платежи по кредитам Московскому индустриальному банку почти на семь миллиардов рублей. Надо ли говорить, что впоследствии «Ставрополь Авто» признали банкротом под громкие обещания чиновников следить за его судьбой, превратив в индустриальный парк.
«Пока что не все получается, но я эту тему все равно не брошу и буду постоянно добиваться этого», — уверял губернатор Ставрополья.
источник фото: редакция Блокнот Ставрополь
Однако уже в мае 2024 года завод был выставлен на торги со стартовой стоимостью свыше 10 миллиардов рублей. Получается, «якорь» вместо надежной опоры стал балластом? Но это, скорее, риторический вопрос.
Тогда как в этом же «производственном» разрезе вспоминается и так и не появившийся в Невинномысске завод по производству гофрокартона в 2021 году, несостоявшееся строительство первой биогазовой станции в 2022 году, вытрезвителя в 2023, как и фиаско чиновников с Буденновским молочным заводом.
Непостроенная станция. Фото: соцсети Владимира Владимирова
Тот перестал работать в феврале 2023 года, оставив сотрудников без рабочих мест, а покупателей без любимой продукции, почему они неоднократно и обращались на прямые линии губернаторы с просьбой посодействовать в решении вопроса.
««Не хочу!» Вот не хочет заниматься заводом своим! В моем понимании, для таких собственников должна действовать такая же система, как для уходящих из России импортных компаний. Мы забираем их имущество за одну копейку и говорим: «Хорошо, идите, мы найдем нормальных собственников, которые будут развивать магазины и заводы». Нам нужен такой закон для РФ — не хочешь заниматься, выгнал 60 человек на улицу, думаешь, что мы переведем тебе землю, каким-то образом дадим тебе возможность продать актив не в форме молокозавода? Никогда в жизни этого не будет!», — негодовал в марте 2023 года Владимиров.
И он же делился планами властей «доработать этого собственника», заставив его «продавать завод», чтобы потом «заново вовлекать в эксплуатацию». С тех пор прошло уже больше года, но сколько у нас обещанного ждут? Правильно, десятилетиями! Не верите? Значит, вы не слышали об очередном прорывном, легендарном, флагмановском и просто «главном транспортном проекте во всем СКФО» — строительстве автодороги из Кавминвод к Черноморскому побережью!
«Новая трасса откроет принципиально новую страницу для туристической отрасли всего Юга России. Проект очень важен для Ставрополья», — в очередной раз анонсировал губернатор края.
Фото: пресс-служба губернатора Ставрополья
Ведь и до 2022 года разговоры о мифическом пути за 97 миллиардов, который соединит Ставрополье, Карачаево-Черкесскую республику и Краснодарский край, велись с завидной периодичностью. И даже вроде как находились некие корейские партнеры, готовые вложиться в дорогостоящие работы. Но потом инвесторы куда-то стремительно исчезли. Однако желание осталось. На него Владимиров и пытался выпросить денег у федерального бюджета, подмахнув проект под госпрограмму «Безопасные и качественные дороги». Центр заинтересовался проектом, включив в Стратегию социально-экономического развития Северного Кавказа до 2030 года, но вот будет ли она реализована или проект снова зависнет в воздухе, покажет только время.
Напоследок же вспомним еще несколько серьезных провалов чиновников за минувшие годы, о которых мы уже писали ранее. Но без них не получится полной картины того, с каким наследием край вступает в следующую пятилетку.
Фото Иван Высочинский / «Блокнот Ставрополь»
Уже с 6 по 8 сентября на Ставрополье пройдут выборы главы региона, когда избранному губернатору также предстоит разгребать авгиевы конюшни имеющихся социальных проблем. Среди которых и задержка выплат бойцам СВО, нарушаемые в крае права инвалидов, одиноких стариков, сирот, как и отсутствие воды в округах, неосвоенные средства по программе водоснабжения (313 миллионов рублей) и модернизации теплоснабжения (908 миллионов рублей). А ведь за каждым подобным мероприятием стоят здоровье и качественная жизнь тысяч людей. Но вот иногда «не срастается»: крокодил не ловится, не растет кокос…Видимо, климат не тот. Или дело не только в климате?
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
А начнем же с проваленного технопарка в Буденновске, ставшим, по сути, детищем сразу двух губернаторов. Его проект в еще в 2011 году был одобрен Валерием Гаевским, чтобы с 2016 по 2017 год Минпромторг перечислил в краевой бюджет свыше 384 миллионов рублей. За баснословные дотации требовали федералы следующее: 1515 рабочих мест, площадь в 79 гектаров и определенную выручку от резидентов. Собственно, такое детище и принял новый губернатор, чтобы уже к 2020 году стало понятно, что что-то пошло не так. Основные целевые показатели занижены в разы: площадь 6 раз меньше, выручка в 13 раз, а количество рабочих мест и вовсе в 20. Итогом же подобного фиаско стало решение ведомства о расторжении соглашения о реализации проекта по созданию регионального индустриального парка на территории Буденновска и возвращении краем 384 миллионов.И хотя власти пытались оспорить данное решение — судебные тяжбы с февраля 2022 года — Арбитраж Москвы оказался на стороне Минпромторга.
Источник фото: сайт Арбитража Москвы
Впрочем, судя по всему, выводов после этого никто не сделал. Когда уже в марте 2024 года в адрес губернатора Владимирова было направлено представление первого заместителя генерального прокурора РФ Анатолия Разикина, попенявшему главе региона на огромное количество затянутых социально значимых строек.
«В минувшем (2023, прим.ред.) году в регионе за счет средств бюджетов в срок не возведены 7 объектов, например, краевая детская больница (стоимость 1,8 млрд. руб., первый срок окончания строительства — три года назад, готовность объекта — лишь 85 %), школа в г. Ессентуки (1,1 млрд. руб.). Всего из 52 возводившихся в прошедшем году объектов 21 введен в эксплуатацию с нарушением сроков. Кроме того, в течение пяти лет остается нереализованной проектная документация на 11 социальных учреждений общей стоимостью около 177 млн. руб», — указано в представлении.
Недоумевал надзорник и от того, что на фоне таких серьезных косяков, «зачастую претензионно-исковая работа с подрядчиками и проектировщиками не ведется». Да, то самое: «Кемскую волость? Да пусть забирает на здоровье! Страна не обеднеет». И, видимо, данный принцип на Ставрополье стал одним из главенствующих на всей вертикали власти.
Во всяком случае, об этом сподвигает думать и проваленное благоустройство улицы Советской в Минеральных Водах. По нацпроекту сюда выделялось свыше 151 миллиона рублей, дабы превратить объект в конфетку. Однако снова вышла одна мишура с засохшими деревьями, исчезнувшими камерами и весьма необычным видением «Ворот Кавказа», так похожих на корыта. Впрочем, те тоже стали точкой притяжения туристов и блоггеров, неоднократно высмеивавших креатив по-ставропольски. Но к такому ли пиару стремился курорт — большой вопрос.
А как не вспомнить эпопею с ремонтом 10-километрового отрезка федеральной трассы «Астрахань — Элиста — Ставрополь». Работы обошлись бюджету в 228,5 миллиона рублей. Заключался контракт в конце октября 2018 года, тогда как новое полотно подрядчик должен был сдать 30 сентября 2019-го. Казалось бы, при стоимости одного километра в 22 миллиона рублей у последнего должен был стимул поторопиться и качественно реализовать проект, однако тот был затянут на четыре месяца. А потом и вовсе пошли чудеса, когда новенькая дорога, не простояв и года, стала рассыпаться в пыль.
источник фото: Блокнот Ставрополь
Пылью какой год подряд оборачивается ремонт школы №1 в Арзгирском районе, где в реконструкцию основного корпуса уже вложено 219 и предстоит еще вложить не менее 220 миллионов рублей при изначальной стоимости проекта в 280 миллионов рублей. Однако подрядчики меняются, а трехлетний долгострой остается неизменным.
Остается разве что надеяться, что данная история не получит такого печального продолжения, как вышло с единственным в регионе автозаводом «Ставрополь Авто». Напомним, в 2017 году власти позиционировали его как один из якорей региональной экономики будущего и успешный пример государственно-частного партнерства. И по началу, все к тому и шло. Удачное расположение близ Михайловска и вместительные производственные площадки позволили сойти с конвейера 2500 китайским внедорожникам под брендом DW Hower. Однако уже к концу 2019 года в крае поползли слухи, что выпуск машин оказался нерентабельным, и завод просрочил платежи по кредитам Московскому индустриальному банку почти на семь миллиардов рублей. Надо ли говорить, что впоследствии «Ставрополь Авто» признали банкротом под громкие обещания чиновников следить за его судьбой, превратив в индустриальный парк.
«Пока что не все получается, но я эту тему все равно не брошу и буду постоянно добиваться этого», — уверял губернатор Ставрополья.
источник фото: редакция Блокнот Ставрополь
Однако уже в мае 2024 года завод был выставлен на торги со стартовой стоимостью свыше 10 миллиардов рублей. Получается, «якорь» вместо надежной опоры стал балластом? Но это, скорее, риторический вопрос.
Тогда как в этом же «производственном» разрезе вспоминается и так и не появившийся в Невинномысске завод по производству гофрокартона в 2021 году, несостоявшееся строительство первой биогазовой станции в 2022 году, вытрезвителя в 2023, как и фиаско чиновников с Буденновским молочным заводом.
Непостроенная станция. Фото: соцсети Владимира Владимирова
Тот перестал работать в феврале 2023 года, оставив сотрудников без рабочих мест, а покупателей без любимой продукции, почему они неоднократно и обращались на прямые линии губернаторы с просьбой посодействовать в решении вопроса.
««Не хочу!» Вот не хочет заниматься заводом своим! В моем понимании, для таких собственников должна действовать такая же система, как для уходящих из России импортных компаний. Мы забираем их имущество за одну копейку и говорим: «Хорошо, идите, мы найдем нормальных собственников, которые будут развивать магазины и заводы». Нам нужен такой закон для РФ — не хочешь заниматься, выгнал 60 человек на улицу, думаешь, что мы переведем тебе землю, каким-то образом дадим тебе возможность продать актив не в форме молокозавода? Никогда в жизни этого не будет!», — негодовал в марте 2023 года Владимиров.
И он же делился планами властей «доработать этого собственника», заставив его «продавать завод», чтобы потом «заново вовлекать в эксплуатацию». С тех пор прошло уже больше года, но сколько у нас обещанного ждут? Правильно, десятилетиями! Не верите? Значит, вы не слышали об очередном прорывном, легендарном, флагмановском и просто «главном транспортном проекте во всем СКФО» — строительстве автодороги из Кавминвод к Черноморскому побережью!
«Новая трасса откроет принципиально новую страницу для туристической отрасли всего Юга России. Проект очень важен для Ставрополья», — в очередной раз анонсировал губернатор края.
Фото: пресс-служба губернатора Ставрополья
Ведь и до 2022 года разговоры о мифическом пути за 97 миллиардов, который соединит Ставрополье, Карачаево-Черкесскую республику и Краснодарский край, велись с завидной периодичностью. И даже вроде как находились некие корейские партнеры, готовые вложиться в дорогостоящие работы. Но потом инвесторы куда-то стремительно исчезли. Однако желание осталось. На него Владимиров и пытался выпросить денег у федерального бюджета, подмахнув проект под госпрограмму «Безопасные и качественные дороги». Центр заинтересовался проектом, включив в Стратегию социально-экономического развития Северного Кавказа до 2030 года, но вот будет ли она реализована или проект снова зависнет в воздухе, покажет только время.
Напоследок же вспомним еще несколько серьезных провалов чиновников за минувшие годы, о которых мы уже писали ранее. Но без них не получится полной картины того, с каким наследием край вступает в следующую пятилетку.
Фото Иван Высочинский / «Блокнот Ставрополь»
Уже с 6 по 8 сентября на Ставрополье пройдут выборы главы региона, когда избранному губернатору также предстоит разгребать авгиевы конюшни имеющихся социальных проблем. Среди которых и задержка выплат бойцам СВО, нарушаемые в крае права инвалидов, одиноких стариков, сирот, как и отсутствие воды в округах, неосвоенные средства по программе водоснабжения (313 миллионов рублей) и модернизации теплоснабжения (908 миллионов рублей). А ведь за каждым подобным мероприятием стоят здоровье и качественная жизнь тысяч людей. Но вот иногда «не срастается»: крокодил не ловится, не растет кокос…Видимо, климат не тот. Или дело не только в климате?
Марина Кандрашкина
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ