Ставрополь Суббота, 20 апреля
Экономика, 14.06.2019 15:12

«Картошка точно местная»: импортозамещение на Ставрополье

Введение продуктовых санкций до сих пор не оставило меня равнодушной, как и многих россиян. Вопросы, что я буду есть, крутились в голове изначально, учитывая, что в некоторых областях кулинарии я почти что гурман – соевый соус заказываю из определенной китайской провинции, очень люблю европейские сыры, финское масло и финские же сухарики. Кофе в последнее время пью швейцарский, но иногда – немецкий. Одним словом, я не перестаю нервничать.


Тайные гастрономические желания

Купила кофе, цена которого резко подскочила с трехсот до пятисот рублей за банку, упаковку мягких сыров, остатки финского масла, которое, как оказалось, сделано в Ленинградской области. На этом я остановилась, потому что поняла несостоятельность задумки. Я привыкла ощущать себя ущемленной, вспомнив, что запреты порождают зависимость и тайные желания. В моем случае – тайные желания гастрономического характера.

В голове крутились детские воспоминания, когда мой дядя – второй пилот ТУ-134 привозил на Новый год две бутылочки «Пепси»: мне и моей старшей сестре. Однажды я выпила обе, что повлекло за собой очень неприятные события в виде санкций родителей.

На фоне такого настроения меня и застала очередная новость – глава Ставрополья Владимир Владимиров заявил, что с импортозамещением в крае полный порядок. Более того, благодаря этому практически божественному вмешательству, край накормит всю страну не только пшеницей, но и рукколой, доказав, что не случайно регион называют не только здравницей, но и житницей.

PSK_1483.jpg

Ни сахара, ни соли

Утром в первый же день поняла, что осталась без чая, кофе, какао и даже цикория – конечно, Ставрополье эти напитки не производит. Но замена нашлась в виде степных трав. Оказалось, что напиток из них не только полезен, но еще и вкусен. Даже без сахара. Несмотря на то, что край выращивает много сахарной свеклы, ее дальнейшая переработка происходит в других регионах. В магазинах я спрашивала консультантов, что из ставропольского они продают. На меня смотрели странно, но показывали. В соседнем «Магните» позвали администратора, который стал расспрашивать, для чего мне такая информация. Объясняла, что решила поддерживать местного производителя. Смотрели еще более странно и вели к хлебному и молочному отделам.

Основная масса продуктов была из соседних Ростовской области и Кубани, попадались хлебные палочки из Минска, сыр из Сербии, яйца из Кемеровской области, соль из Белоруссии и Астрахани, арбузы из Волгограда, рыбная икра из Санкт-Петербурга, шампиньоны из Саратовской области.

Узнала, что молзаводы края производят весь ассортимент, включая йогурты, сыры, сыворотку и кефир нескольких видов зрелости, но не могут покрыть потребности жителей Ставрополья. После анализа продуктовых отделов, я уже была твердо уверена, что в крае нет не только сахара, но и соли. Не нашлось и подсолнечного масла, зато сливочное было нескольких местных производителей. Также были местные сосиски и колбасы, и теоретически можно было есть абсолютно ставропольские бутерброды, запивая их молоком.

P5110536.jpg


«У нас все местное»

Голова болела, и постоянно хотелось сладкого. Десерты в супермаркетах были большей частью кубанского и ростовского производства. Нашлись только ставропольские пряники, сухие и невкусные. Ни в одном из кафетерий Ставрополя не подавали блюд из местных продуктов. Оставалась надежда на столовую в правительстве края, где просто обязаны по идейным соображениям поддерживать местных аграриев.

Обнадеженная продуктовыми горизонтами, пришла в столовую. Пахло супом и котлетами. Предлагали три первых, пять вторых блюд, включая изыски в виде языков, индейки в сыре, свинины в белом соусе, рыбы в кляре. Женщина за кассой улыбалась ярко накрашенными губами. Встала в очередь, взяв хлеб и столовые приборы.

– Дайте мне что-нибудь из местных продуктов.

– У нас все местное, – продолжала улыбаться женщина, – мы же правительству готовим.

– Все-все? Не может быть!

– Абсолютно все!

– И рыба? Ее же в крае ловить негде...

– И рыба. Значит, есть места, где ловят. Видимо, из зарыбленных прудов.

Молодой человек на раздаче неуверенно и даже смущенно улыбался, уверяя, что все местное. Взяла свиноговяжью котлету с отварным картофелем, компот и окрошку. Порции напоминали мне детские кафетерии. Парень показал на картошку и тихо сказал:

– Картошка точно наша, положить вам еще одну?


Зима близко

Я же решила расширять меню, попросив знакомую из Труновского района купить мне местных яблок – в селе Донском есть фруктовые сады, правда, из итальянских саженцев, но выращенных на родной земле. Оказалось, что эти доступные фрукты подорожали в четыре раза: с 15 до 60 рублей, а в Ставрополе – до 100 рублей за килограмм.

– Практически все наши яблоки уходят на хранение, цену ждать. Значит настоящая цена впереди, именно этого я и боялась, – рассказывает знакомая, – В этом случае наши производители не кормить нас бросятся, а шкуру сдирать.

TN212897.jpg

Учитывая, что краевые теплицы и овощехранилища по официальным заявлениям властей находятся в плачевном состоянии, до зимы, а уж тем более до весны доживет лишь часть урожая, и предпринимателям придется сбывать продукты этой осенью в другие регионы, где существуют предприятия по переработке овощей и фруктов. Буду есть хлеб и булочки, – решила я, – и запивать их минеральной водой Кавказских Минеральных Вод.

По большому счету мой эксперимент провалился через трое суток: без чая и кофе жизни я себе не представляю. Без соли и сахара прожить возможно, но слишком грустно. Местные сыры показались безвкусными, мясо дорогим. Особенно сложно было находить продукты, произведенные на ставропольской земле. Информация о них была в интернете, но попробовать их было сложней, чем найти черную икру. Резервы развития сельского хозяйства в крае есть, и в первую очередь это создание предприятий полного производственного цикла, который бы включал производство, хранение и глубокую переработку. Но для реализации таких проектов нужны не только деньги, но и время. Поэтому скромные подсчеты показали, что поставлять в другие регионы край может пшеницу, мясо птицы и некоторые овощи. Сельское хозяйство обеспечивает чуть более 10 % ВРП Ставропольского края, но Владимиров обещает довести этот показатель до 45%.

Текст: Александра Верищак
Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

импортозамещение
0
0