Общество,
20.01.2016 09:58
Михаил Шеремет: «Пока мы прозябали в Украине, Россия шла вперед»
Первый заместитель главы Крыма Михаил Шеремет встретился с нами в воскресенье, перед очередным заседанием штаба по ЧС.
Уже почти три недели руководство республики работает без выходных и праздников. Причиной всему — подрыв опор ЛЭП в Херсонской области, по которым электричество шло на полуостров. В результате — Крым без украинской энергии и на своей генерации, чего для нормальной жизни полуострова — мало. В сложной ситуации руководство республики не растерялось и при поддержке России с ситуацией справилось.
Уже почти три недели руководство республики работает без выходных и праздников. Причиной всему — подрыв опор ЛЭП в Херсонской области, по которым электричество шло на полуостров. В результате — Крым без украинской энергии и на своей генерации, чего для нормальной жизни полуострова — мало. В сложной ситуации руководство республики не растерялось и при поддержке России с ситуацией справилось.
- Михаил Сергеевич, насколько тяжелы были последствия блэкаута для Крыма?
- Ущерб серьезный и очень значительный. Он исчисляется в миллиардах рублей. Пока итоги не подведены — в республике все еще действует режим ЧС. Но мы этого так не оставим — будем выставлять счета сопредельному государству, которое не выдержало договоренностей и не соблюло тот договор, который был подписан между министерствами энергетики Украины и России. За эту ситуация целиком и полностью несет ответственность украинская сторона.
- Это ведь не первое мероприятие, которое провели «блокадники». До этого они продукты на полуостров не пускали. Последствия ведь тоже для Крыма были?
- Продуктовая блокада достигла обратного эффекта. Крымские предприниматели начали активнее работать с российским «материком». Это дало толчок роста местным производителям, которым было тяжело конкурировать с украинской продукцией. Сейчас у нас есть возможность развить свое производство, чтобы вообще не было нужды в украинских продуктах. На самом деле, от этих действий в большей степени пострадали украинские бизнесмены. А про тех ребят, которые все это организовали, даже песня есть: «Что они ни делают — не идут дела». С крымчанами бороться таким образом — бесполезно. 23 года нас пытались развести по «национальным квартирам», пытались столкнуть, но это не удалось. Крымчане — единая и неделимая позитивная субстанция.
- Морскую блокаду ждем?
- Ну, её идейный вдохновитель Ленур Ислямов может с таким же успехом анонсировать космическую блокаду. Почему нет? Это агония, по-другому и не скажу. Бесперспективное мероприятие. А вообще, крымчане бы с радостью заслушали этих граждан (организаторов блокады Крыма - Рефата Чубарова, Мустафу Джемилева, Ленура Ислямова — авт.), дав им выступить на площади Ленина (центральной площади Симферополя — авт.). Пусть объяснят крымчанам свои действия, а так же, на кого работают.
- Будет управа на тех, кто взорвал опоры? У них же есть имущество в Крыму, активы. Будем ли искать международные рычаги воздействия на Ислямова и кампанию?
- В рамках Украины, думаю, вряд ли. Мы будем использовать международные рычаги воздействия для привлечения виновных к ответственности. На сегодняшний день миллионные активы Ислямова в Крыму уже арестованы прокуратурой. Кроме того мы намерены добиваться судебного решения об изъятии его имущества в пользу государства для компенсации ущерба, причиненного блэкаутом. Этого однозначно не хватит, но мы не можем стоять в стороне, когда такие люди имеют бизнес в Крыму. Однозначно, будем действовать по всей строгости закона...
- Первую нитку энергомоста подключили неожиданно рано...
- Это произошло благодаря поддержке нашего президента — Владимира Владимировича Путина. Мы ему очень благодарны за внимание и заботу. Вторая нитка энергомоста тоже будет запущена значительно раньше сроков. Работа идет в круглосуточном режиме, на максимально возможных скоростях. Для нас это спасение, поскольку генерация (электричества - авт.) с помощью дизелей не эффективна. Все равно, что печку купюрами топить — вроде тепло есть, но дорого. Поэтому наша задача вводить в эксплуатацию собственные генерирующие мощности в сжатые сроки. У нас есть 13 МГТС (мобильные газотурбинные станции - авт.) по 22,5 МВт и прибывает еще две станции такой же мощности. Кроме того, будут строиться две новые ТЭЦ, модернизироваться уже существующие... Но необходимо время.
- Когда же мы, наконец, отрежем последнюю нить, создающую зависимость от произвола Украины?
- То электричество, которое сейчас идет из Украины — существенного влияния не оказывает на общий баланс мощности. Там всего-то около 160 МВт, это не так много в общем объеме. Дают? Хорошо, они на этом деньги зарабатывают. Не дают? Да и ладно. Мы на них больше не рассчитываем.
- 22 ноября нас отключили, как изменилась ваша жизнь?
- Я в тот же час выехал в «КрымЭнерго» (компания, отвечающая за распределение электроэнергии по полуострову — авт.), доложил главе республики о сложившейся ситуации, и с этого момента начал работу штаб по ликвидации ЧС. Я как все крымчане получал свет по два, три, четыре часа в сутки. Самая сложная ситуация была в первые три дня. Нам надо было удержать всю энергосистему Крыма в рабочем состоянии, имея только 300 МВт собственной генерации. Совместно мы смогли выровнять положение, и я благодарен крымчанам, которые стойко и мужественно пережили эту ситуацию. Мы благодарны министерствам энергетики и МЧС России за непосредственное участие в работе штаба и координацию работы по ликвидации ЧС. Мне кажется, что нас защищают какие-то высшие силы... Воду нам перекрыли — пошли дожди, и наполнились водохранилища, свет отключили - у нас было рекордно тепло, что дало время «нарастить энергетические мышцы».
- А альтернативная энергетика?
- Все наши станции, солнечные и ветряные, строились во времена Украины и были средством для заработка определенных лиц. На эту энергетику сложно рассчитывать — она нестабильная, она не аккумулируется и поступает в сеть скачками, что недопустимо в существующем режиме работы нашей изолированной энергосистемы. Тем не менее, мы будем модернизировать всю «зеленую» энергетику, чтобы она подходила под сегодняшние стандарты.
- Мы ведь ждали, что Украина нас отрубит. Почему же ситуация сложилась так?
- Согласно международным договоренностям поставки электроэнергии из Украины в Крым планировались до конца 2015 года. Да, нас и до этого отключали из-за поломок, но договоренности в целом выдерживались. Мы заранее оснастили все социальные объекты дизель-генераторными установками. Да, в крымской энергетике не хватало квалифицированных и профессиональных кадров, в настоящий момент мы это исправляем. Совместно с Роспотребнадзором выявили много несанкционированных подключений. По предварительным подсчетам они нанесли республике полмиллиарда рублей ущерба, и проверки еще не закончены. Ввиду крайне недостаточного финансирования в украинский период электросети не менялись, а в лучшем случае латались. С нас тянули деньги, но ничего не вкладывали. Когда пришел новый министр топлива и энергетики Крыма Светлана Бородулина, то, помню, сказала: «Я думала, что вернусь в 90-е, а попала в 70-е».
- В прошлом году выделили генераторы, а теперь ходят слухи, что генераторы разворовали...
- Речь не о кражах, а о некорректном использовании. Мы создали комиссию «По распределению генераторов по социально важным объектам», председателем которой глава республики назначил меня. В результате работы комиссии выяснилось, что в переходный период некоторые генераторы попали к частным лицам. На сегодняшний день это оборудование изымается и распределяется на социально значимые объекты, а к виновным применяются соответствующие санкции. И теперь эти частные лица должны понести ответственность — заплатить за эксплуатацию техники государству. Сегодня только у нескольких предпринимателей мы оставили генераторы на правах аренды в связи с социальной значимостью (птицефабрики, молокозаводы и т.п. - авт.).
- Какова дальнейшая судьба генераторов?
- Часть мы на условиях аренды, думаю, передадим предприятиям, часть оставим на социально-значимых объектах, другую часть — на склады в холодный резерв. «Темный период» подходит к концу. Мы проверим все это оборудование и поручим его обслуживание и ремонт ГУП РК «Крымские генерирующие системы» (ГУП, которое занимается системами выработки альтернативной энергии — авт.). Это специфическая техника, требующая работы в определенных условиях эксплуатации. Она не рассчитана на круглосуточную работу. Это наша подушка безопасности, а ни в коем случае, не постоянный источник энергии.
- Как только начался блэкаут, у нас появились барыги, которые начали продавать генераторы по сумасшедшим ценам. Как с ними боролись?
- Конечно в этот период были и недобросовестные предприниматели, которые воспользовавшись ситуацией продавали даже обычные свечи по сверхвысоким ценам. Спасибо прокуратуре и МВД, руководителям муниципалитетов, которые смогли этому противостоять. В отношении спекулянтов были приняты жесткие меры воздействия. В это же время неравнодушные предприниматели закупали средства освещения и передавали волонтерам и общественным организациям, которые их раздавали социально незащищенным слоям населения.
- Полтора года назад мы ждали чего угодно со стороны Украины, и энергоблокада казалась не самым страшным злом. Были более явные угрозы. Что тогда легло на ваши плечи?
- У меня была задача, как у каждого крымчанина, отстоять свою Родину, свою землю, своих родных и близких, оградить от того, что происходило в Украине — крови, убийств, ненависти и разрухи. Наша задача была в том, чтобы не допустить этого в Крыму. Республика всегда встречала друзей с распростертыми объятиями, а врагов — с мечом. В «Крымскую весну» я возглавлял более 10 тысяч штатных бойцов Народного ополчения, при поддержке всего народа. Крым — земля трудолюбивых и духом сильных людей. Санкциями, угрозами и нападками нас не сломишь.
- Чем конкретно занималось ополчение?
- Угрозы были очень серьезные. Нужно было обеспечивать безопасность на улицах Крыма. Приходилось встречать недружелюбно настроенных националистов. Вот один из ярких примеров: полком был изъят грузовой «Мерседес», битком набитый «коктейлями Молотова», оружием и фашистской символикой. При задержании у хозяев были обнаружены американские жетоны, которые говорят о том, что эти граждане прошли определенную переподготовку. Самое смешное, что этих подготовленных вояк клали наземь обычные ополченцы, у которых из оружия были обычные держаки от лопат. Полк проявил себя достойно и мужественно. Было предотвращено огромное количество терактов и задержано множество экстремистов. Самое главное, мы не допустили кровопролития.
- Все-таки на тот момент у многих были определенные политические амбиции, как удалось избежать партийных лозунгов в «Крымскую весну»?
Никаких особых усилий предпринимать не пришлось. Когда беда пришла в дом, было особо не до лозунгов. Главный символ на тот время для нас был крымский флаг. Я помню глаза ребят-ополченцев и в них был страх за своих близких и родных. Многие переступали через чувство самосохранения. Оружием служили обычные палки и щиты, выкованные кузнецами из "железной роты”, а воевать с нами ехали подготовленные и вооруженные люди. Нас всех объединил символ Крыма - флаг, под который стали люди различных религий и национальностей, независимо от партийной принадлежности.
- А «поезд дружбы» из Украины куда делся?
- Экстремисты его анонсировали по всем украинским СМИ. Но не приехали — испугались. Несмотря на то, что у них были тонны оружия. Сработали тут информаторы, которые вовремя их предупредили, что на перрон вышли тысячи ополченцев. В результате где-то в полях они сорвали стоп-краны, спрыгнули с поезда и ушли. Обычный животный страх. И мы рады, что все закончилось так. Нам кровь не нужна. Если бы дошло до этого, то мы бы достойно встретили врага. Но в первую очередь, мы хотим спокойной мирной жизни, уверенности в завтрашнем дне. Элементарные и понятные каждому человеку ценности.
- Как вы оцениваете то, что сейчас происходит в Украине?
- Украина на сегодняшний день стала обычным марионеточным государством. У так называемого руководства страны нет своего мнения. Приезжают всякие и диктуют, что и как делать. Смешная и глупая ситуация. Мы очень переживаем за простой украинский народ и с горестью наблюдаем за тем, что там творится. Сегодня одно из желаний псевдо-власти Украины - изолировать Крым так, чтобы украинцы не видели того, что здесь жизнь стала лучше. 20 лет мы тут прозябали, а Россия шла вперед, и росла во всех сферах. И у Крыма сейчас задача – «догнать и перегнать!»
…До конца режима ЧС Михаил Шеремет, как и всё руководство республики, будет работать без выходных и праздников — каждый день. Хотя, выходных у первого заместителя главы Крыма не было и до этого.
Беседовал
Сергей ВЛАДИСЛАВЛЕВ
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ