Музыкальный центр или масонская ложа: загадочная история салона купцов Леонидовых в Ставрополе
Фото из книги Германа Беликова «Старый Ставрополь»
Читайте также:
- Перелет через Эльбрус за 2,5 миллиона бюджетных рублей перенесен (18.12.2022 14:37)
- Из-за скачков света у многодетной семьи на Ставрополье сгорела техника в доме (18.12.2022 16:30)
- Об еще одной небезопасной детской площадке предупредила жительница Ставрополя (18.12.2022 13:10)
- Ставропольские баскетболистки завершили выступления в чемпионате в 2022 году поражением в Видном (18.12.2022 14:15)
- Обезглавили минЖКХ и ввели 100 новых коммунальных правил на Ставрополье (17.12.2022 09:00)
Без малого полтора века назад братья-купцы Леонидовы решили построить дом на бывшей Александровской улице. Дом этот стал не только жемчужиной в градостроительном ожерелье Ставрополя, но и его музыкальным центром, композиции в котором звучат по сей день.
Основателем рода купцов и почетных граждан был калужский крестьянин Федор Леонидов, заимевший торговую лавку в старом Гостином ряду. Его сыновья Вячеслав и Николай умножили отцовский капитал, возведя на Николаевском проспекте огромный каменный дом с модно-галантерейным магазином на нижнем этаже и кредитно-банковской конторой на втором (здание располагается на проспекте Карла Маркса, 76).
На южной стороне своего усадебного места, выходящего на Александровскую улицу, братья — ценители искусства и меценаты — решили построить здание специально для музыкальных вечеров.
В 1889 году архитектором Дурбановым был составлен проект здания, которое и возвели в следующем году под наблюдением архитектора М. Бржезицкого. Впрочем, время постройки — вопрос спорный, потому что рядом повесили новую табличку с датой «1878», а в краевом архиве вообще хранится проект особняка с отметкой «1899 год», утвержденный Ставропольской городской управой в январе 1900 года.
«Фасад здания в классическом стиле с элементами эклектики отличался легкостью и изяществом. Лепной орнамент пилястров, изящный, словно воздушный карниз; полуколонны портика венчала кровля с кольчужными башенками из штампованных металлических пластин, с золочеными шпилями. Массивные, с резными бронзовыми накладками двери открывались в тамбур с беломраморным полом, затейливым, из античной жизни, шлифованным рисунком стекол внутренних дверей и шатрообразным потолком, где на лазуритовом узоре искрились бронзовые звезды.
Просторный и светлый коридор с тем же мраморным рисунком полов, лепниной, некогда вызолоченной, огромными венецианскими, во всю стену зеркалами, винтовой лестницей, ступени и перила которой, литые, узорные, вели на хоры парадного зала. Холл дома с дубовым рисунком паркета, та же лепнина, прекрасной работы мраморный камин с высоким зеркалом, огромный бронзовый потолочный фонарь, через который лился дневной свет, некогда стоявшая здесь венская мебель, гобелены и картины, бронзовые подсвечники, настенные часы — все это делало холл изысканно привлекательным».
Из книги Германа Беликова «Старый Ставрополь»
Из многочисленных покоев выделялся концертный зал тем же дубовым и красного дерева паркетом, некогда стоявшими здесь креслами, обитыми кашемиром, изящной эстрадой, хорами балкона, обрамленного сверкающей сусальным золотом лепниной в виде стилизованных лир и нот, огромной хрустальной люстрой и многочисленными бра. Все это придавало концертному залу особое великолепие.
«Парижский виолончелист и композитор Давид Поппер, скрипачи Леопольд Ауэр и Михаил Эрденко, клавесинистка Ванда Дандовска дают концерт в музыкальном салоне братьев Леонидовых», «Премьеры столичных опер — Севастьянов и Лабинский только один день в доме Леонидовых», — эти и другие анонсы постоянно мелькали на афишных тумбах и страницах местных газет.
Источник: tur-stavropol.ru
В 1911 году особняк Леонидовых перешел во владение Алексея Прокофьевича Меснянкина, одного из владельцев «Пассажа», известного мецената. Новый хозяин градостроительную жемчужину «оправил» в зелень разбитого им в усадьбе парка с цветочными клумбами и романтическими беседками, водоемом и летней эстрадой. Сад во время концертов был иллюминирован цветными электрическими фонарями.
В советское время бывший особняк Леонидовых, с годами терявший свою внешнюю и внутреннюю красоту, занимали медицинские, затем служебные конторы. Как осколки времени, чудом сохранились лишь некоторые фрагменты старого интерьера, такие, как прекрасный камин, винтовая лестница… В период временной оккупации города здесь находилась немецкая районная военная комендатура.
Источник: tur-stavropol.ru
Стоит отметить, что сохранившаяся до сих пор винтовая лестница — один из важных масонских символов. Звезды на потолке — также характерный признак ложи. Историк тайных обществ Чарльз Гекерторн писал: «Ложа должна иметь своеобразный потолок, выкрашенный голубой краской и усеянный золотыми звездами, чтобы изображать небо».
Исследователь Евгений Щукин в статье «Символы масонского храма» отмечает: «Покровом ложе служит звездное небо. Масоны стремятся духовно достигнуть его при помощи лестницы, которая называется Лестницей Иакова. Она состоит из многих поворотов, или витков, которые представляют собой различные добродетели».
На сегодняшний день в особняке по адресу улица Дзержинского, 87 располагается музыкальная школа №1 с органным залом.
Ирина Зайцева
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ