Ставрополь Среда, 15 мая
Общество, 29.07.2020 20:42

Ставрополец, ставший жертвой теракта десять лет назад, рассказал о жизни с протезом

Десять лет назад у Дворца культуры и спорта в Ставрополе раздался взрыв — это был теракт. В тот день Ибрагим Ибрагимов пришел туда на концерт и едва не погиб. Двадцать один день в коме, три месяца — в реанимации, ему ампутировали ногу. Молодой человек мечтал стать хореографом, танцевал в местном ансамбле. Сейчас он протезист — помогает таким же, как сам. Как изменилась его жизнь он рассказал журналистам из РИА Новости. 

Двадцать шестого мая 2010-го у Дворца культуры и спорта Ставрополя собрался почти весь танцевальный коллектив. Приезжал чеченский ансамбль «Вайнах», а у молодых людей была традиция посещать гастрольные туры групп из соседних республик.

Ибрагим с друзьями взяли билеты. До концерта оставалось полчаса, сели на лавочку перед ДК — в душный зал идти не хотелось. Взрыв прогремел в 18:45, самодельное устройство мощностью около 400 граммов в тротиловом эквиваленте с металлическими поражающими элементами замаскировали под пакет сока и установили за кафельной перегородкой кафе — чтобы жертв было больше.


Взрыв Ибрагим не помнит, сознание вернулось лишь когда он лежал на асфальте. Из руки сочилась кровь, ноги не слушались, в ушах звенело. «Боли я не чувствовал. Думаю, это защитная реакция организма. Если бы ощущения в тот момент вернулись, точно бы умер. Ведь во мне было больше сорока осколков, ноги переломаны в семи местах», — рассказал Ибрагим. 

«Когда звон прекратился, я услышал, что вокруг кричат: «Уходите, может быть второй взрыв». Такова общемировая «практика»: за первым взрывом, когда люди подходили ближе к эпицентру, следовал второй. «По этим крикам я понял, что возле ДК произошел теракт, а я ранен. Но даже позвать на помощь не мог — голос пропал».

Спасли его случайный прохожий Руслан Сулейманов (после теракта они стали друзьями) и отец одной из девушек из ансамбля. Они отнесли парня ближе к дороге, Ибрагим объяснил: большинство жертв получили легкие ранения и могли сами добежать до трассы. Их тут же увозили скорые. До тяжелораненых, лежащих у крыльца ДК, врачи просто не доходили. 

Через несколько дней Ибрагима бортом МЧС переправили в Москву, в Институт хирургии имени А. В. Вишневского. Он был в сознании, но потом его ввели в медикаментозную кому, так как многочисленные перевязки нужно делать под наркозом.

Всего Ибрагим пробыл в бессознательном состоянии 21 день, в реанимации — три месяца. Потом долго не мог самостоятельно не то что встать — сесть. «Помню, как в первые дни хирург поднимал меня и говорил: «Какой молодец, просидел 20 секунд». Дышать после аппарата ИВЛ тоже учился заново. Сначала его отключали на секунды, чтобы делал несколько вдохов. Затем счет пошел на минуты» — поделился молодой человек. 


О потере ноги он узнал почти сразу, как пришел в себя. В первые дни после теракта врачи предупреждали о возможной ампутации. Но пока был в коме, все забыл. Ибрагиму до сих пор сложно вспоминать, как увидел культю. «Мне — 16, планы на карьеру хореографа. И все обрушилось в один миг. Тогда ведь на улицах инвалидов почти не было. И в соцсетях об этом не говорили. Мне казалось, без ноги я обречен годами не выходить из дома — лежать овощем. Либо просить милостыню в переходе».

В образцово-показательный ансамбль Ставрополя парня привел друг. До этого Ибрагим больше интересовался футболом. Этот вид спорта обожает его отец. «Едва я подрос, он отдал меня в команду. Но сильного желания гонять мяч не возникало. Соответственно, не было и особых успехов. С кавказскими танцами вышло иначе. Когда увидел ансамбль на сцене, понял: это мое». 

В местном ДК Ибрагим пропадал семь дней в неделю. Приходил к четырем — и до самого вечера. Помогал проводить репетиции, самостоятельно оттачивал элементы танцев. За три года — это очень быстро — Ибрагим выучил практически все сложные акробатические элементы. Он исполнял сольные партии, планировал поступать в колледж искусств на хореографа. 

Из-за потери ноги, с танцевальной карьерой было покончено и Ибрагим поступил в Ставропольский государственный аграрный университет. Первый год отучился, как он выражается, «на энтузиазме».

На втором курсе Ибрагим пошел на работу: был менеджером по продажам, финансовым аналитиком. Однако быстро понял, что офис не для него. Вспоминает, что тогда впал в отчаяние. «Просто не знал, что делать дальше. Но на очередном протезировании услышал разговор — о конференциях, новых технологиях. И меня осенило: это ведь специальность для меня. Спросил, где можно выучиться. Мне объяснили, что есть два колледжа: в Подмосковье и Санкт-Петербурге. В тот же год поступил».

Ибрагим признается, это как когда-то с танцами — любовь с первого взгляда. «Более того, задался целью устроиться именно в известную немецкую фирму. И вот я здесь». На курсе он был единственным студентом без конечности. 

Многие из его ансамбля сделали карьеру на сцене. Но Ибрагим ни о чем не жалеет. «Меня однажды спросили, хотел бы я вернуть время назад, чтобы избежать теракта. Ответил: «Нет». Я доволен тем, как все сложилось: любимая работа, цель в жизни. Да, протез. Но это отличает меня от других. Что было бы, если бы я остался в Ставрополе, не знаю».

Елизавета Канука


Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

Ставропольновостиинтервьютерактпротез
0
0