Ставрополь Понедельник, 18 ноября
Общество, 16.10.2020 15:44

Ставропольские владельцы автомобилей из Армении оказались в безвыходной ситуации

В краевой Думе 15 октября состоялось заседание круглого стола «Проблема учета автомобилей, ввезенных из Республики Армении на территорию Ставропольского края», инициированного депутатами Александром Кузьминым и Николаем Новопашиным, а также автовладельцами машин с «армянскими номерами».

На мероприятии присутствовали также представители ГИБДД, прокуратуры, Федеральной таможенной службы, члены правительства края и профильных министерств. Собравшиеся сообща искали выход из сложившейся в стране дикой ситуации, когда граждане, еще вчера считавшиеся добропорядочными и законопослушными, по чьему-то щелчку пальцев стали злостными нарушителями закона, в отношении которых можно применять карательные меры.

Как уже сообщал «Блокнот», внезапные изменения «правил игры» на государственном уровне в деле растаможки машин, купленных россиянами в Армении, привели к тому, что около 300 тысяч россиян (10 тысяч из которых — жители Ставрополья) внезапно для себя оказались злостными нарушителями закона. У которых теперь всего лишь два выхода: или оплатить государству нереальную для многих сумму, или расстаться со своим автомобилем.

Дело в том, что согласно Таможенному Кодексу РФ, россияне имеют право приобрести автомобиль в странах ЕАЭС для личного пользования (не путать с приобретением авто в коммерческих целях: пассажирские и грузовые перевозки и т. п.) и беспошлинно ввезти их на родину. Так и происходило с 1 января 2017 года: россияне покупали автомобили в Армении, поскольку они там на порядок дешевле, чем в РФ, беспрепятственно и без малейших «придирок» и требований платы со стороны таможенных служб ввозили в нашу страну и также, без нареканий со стороны ГИБДД и прочих контролирующих и правоохранительных ведомств, ездили на них.

Все изменилось в июле этого года, когда государство внезапно решило задним числом поменять «правила игры» и внесло коррективы в «Договор о присоединении». Согласно которым автовладельцы, купившие несколько лет назад машины в Армении (там стоимость авто на порядок ниже, чем в РФ) и ввезшие их в РФ беспошлинно, теперь должны получить на таможне ПТС для постановки машины на учет в России. Однако сделать это не так-то просто — за «растаможку» машины теперь требуют колоссальные суммы пошлин — две, а то и все четыре стоимости самого автомобиля.  

Парадоксально, но теперь существуют два диаметрально противоположных по смыслу федеральных закона: Таможенный Кодекс РФ, которых разрешает приобретать авто в государствах ЕАЭС для личного пользования и ввозить машины в РФ без уплаты пошлин и откорректированный «Договор о присоединении», согласно которому за «иностранное» авто нужно заплатить гигантскую пошлину. Исправлять эту правовую коллизию государство не спешит, зато очень охотно стремится ободрать автовладельцев как липку. О том, что добросовестные граждане стали заложниками правовой коллизии, говорил на круглом столе адвокат Давид Паразян.


Члены инициативной группы — владельцы автомобилей с «армянскими номерами» — рассказали свои грустные истории. Все они как под копирку. Прежде чем купить машины в Армении, каждый из них консультировался в самых различных ведомствах — таможня, Госавтоинспекция и даже правительство РФ — чем «грозит» ему эта процедура. И отовсюду получал ответ в духе — ничем не грозит. Покупать и ввозить в Россию авто из Армении можно без пошлин.

Теперь же машины этих людей стали чем-то вроде чемодана без ручки. На них нельзя передвигаться под угрозой конфискации, их невозможно продать в России, невозможно поставить на учет в ГИБДД, не уплатив колоссальную пошлину, невозможно даже вывезти своим ходом назад в Армению — только на эвакуаторе.


Однако, отмечают ставропольские владельцы авто из Армении, на Ставрополье благодаря позиции региональной власти, руководства полиции и Госавтоинспекции, дело обстоит куда благополучнее для них, чем в других регионах страны. То есть, ГИБДД не «зверствует», высаживая из «армянских машин» среди дороги семьи с детьми и не конфискует транспорт, чего нельзя сказать о тех же наших соседях. 

Так, например, пятигорчанка многодетная мать Елена Крюкова оказалась как раз в числе тех владельцев авто с армянскими номерами, которые на собственном горьком опыте испытали драконовские меры, которые сейчас охотно применяет ГИБДД других регионов.

Еще в начале 2017 года женщина, так же, как и остальные ее товарищи по несчастью, купила в Армении недорогой «Ниссан Эльгранд», отдав за авто около 400 тысяч рублей, и несколько лет не знала горя, беспрепятственно передвигаясь по России. Но нынешним летом все изменилось. Чтобы легализовать свою машину, Елене нужно заплатить более полутора миллионов рублей «новой» пошлины. А поскольку таких денег в многодетной семье нет, она попала под реперессивный каток правоохранителей.

В конце июля мы семьей поехали отдохнуть на Черноморское побережье в Темрюк, — рассказывает женщина. — И на подъезде к Темрюку нас остановил экипаж ДПС, инспекторы заявили, что мы — злостные нарушители закона, так как наш автомобиль стоит на учете в Армении, а не в России. Нас вместе с детьми высадили из машины прямо в чистом поле на сорокоградусной жаре. Сказали, мол, добирайтесь до ближайшего населенного пункта как знаете, это не проблема полиции. Автомобиль увезли на эвакуаторе на штрафстоянку. Я была в полнейшем ужасе — что делать, к кому обращаться?

В итоге семье было не до отдыха: Крюковы заплатили около 6 тысяч рублей за эвакуацию авто и нахождение его на штрафстоянке, а потом еще и больше 25 тысяч за доставку «Ниссана» эвакуатором из Темрюка в Пятигорск.


То, что ситуация нездоровая и люди не должны становиться ее заложниками, согласились все присутствующие, включая представителей власти, прокуратуры, таможни.

На уровне края пересмотреть федеральное законодательство невозможно, но мы воспользуемся правом внесения предложений и направим свои инициативы на федеральный уровень, — отметил депутат ДСК Николай Новопашин.

В итоге собравшиеся приняли резолюцию, которую планируется направить в Госдуму и правительство России. Состоит она из трех немудрящих рекомендательных пунктов:

1.Ввести мораторий на конфискацию таких авто, и изъятие у владельцев на шрафстоянки до выработки единого решения Правительством РФ и Государственной Думой РФ. 

2. Провести в отношении владельцев таких автотранспортных средств «Таможенную амнистию», то есть таможенное оформление и выдачу ПТС на ввезенные с 01.01.2017 г. на территорию Российской Федерации транспортные средства, без уплаты разницы таможенных пошлин и с последующей постановкой их на учет в Российской Федерации в установленный десятидневный срок. 

2. Направить рекомендации УГИБДД МВД РФ о приостановке проводимых мероприятий и инициирования административных производств по основаниям нахождения таких транспортных средств на территории Российской Федерации до 01.01.2021 года, в случае переноса этого срока, до фактического назначения даты окончания «Таможенной амнистии».

Главное — мы выслушали все стороны. Прозвучали ценные предложения от представителей прокуратуры Ставропольского края, Госавтоинспекции. Вместе с владельцами машин ещё раз хочу сказать спасибо ГИБДД в Ставропольском крае за то, что у нас не высаживают семьи с детьми и вещами на дорогах, не конфискуют автомобили. Но в любом случае проблема в правовом поле есть, и её надо решать, — подвел черту круглого стола заместитель председателя краевой Думы Александр Кузьмин.

Юлия Новикова

Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

круглый столармянские номера автопошлинытаможняштрафыконфискацияГИБДД
195
3