Ставрополь Пятница, 12 августа
Общество, 18.08.2021 09:01

В любой момент ты сам можешь оказаться жертвой: журналист «Блокнота» провел день со спасателями Ставрополья

Когда мы  заехали на базу подготовки спасателей в городе Лермонтов, шел проливной дождь. Небо хмурое, серое. Утро вряд-ли можно было назвать летним. Но это никак не препятствовало планам — провести целый день в окружении доблестных спасателей. Оказаться на месте человека, для которого спасти жизнь — обыденность и работа.

Сперва мы прошли в небольшой кабинет, где познакомились с руководителями тренировочного полигона. Это весьма мужественные и крепкие люди, одетые в «спецовки» или форму темно-зеленого цвета с выразительной надписью «МЧС России» на спине.

кабинет.jpg

Ну и ливень сегодня, — отметил один из сотрудников, стряхивая капли воды с куртки.

И не говори. Видел, что в Пятигорске творится? Как бы он совсем не уплыл, — смеясь, отвечает другой спасатель.

После знакомства с коллективом, нас пригласили на кофе-брейк, где сотрудники рассказывали о тренировочном комплексе, делились историями о своей работе. 

Ни для кого не секрет, что на Кавказе — много гор. И часто жители или туристы мечтают на них взобраться. Некоторые тащатся на вершины, не соблюдают норм безопасности. Был случай, когда на Шелудивой заблудился сотрудник 2GIS. Прокладывал путь, так сказать, — с улыбкой рассказал один из специалистов.

После кофе-брейка мы отправились в спортивный зал, где нас ожидали пожарные Ставрополья. На скамейках в центре помещения расположилось оборудование спасателей — средства защиты ног, рук и головы, надев которые каждый человек обязан терпеть нагрузку в десятки килограммов чистого веса.

надеваю костюм.jpg

Мы принесли не все из того, что пожарные берут на вызов. В среднем, каждый спасатель носит на себе и с собой до 50 килограммов оборудования, — отметил заместитель начальника 29 пожарно-спасательной части второго пожарно-спасательного отряда Роман Кучер.

Мне довелось надеть пожарную форму и подышать в кислородной маске. Усталость пришла через десять минут. Передвигаться, выполнять физические упражнения в подобном «одеянии» невыносимо трудно. Ты скован, замкнут. Но в твоих руках чужие жизни.

Удивительно, что «вооружиться» и выехать на вызов пожарные обязаны за 20 секунд. Мне на это потребовалось три минуты.

Ну вот, пока ты одевался, кто-то уже сгорел, — с улыбкой подметили спасатели. 

Труднее всего работать, когда не знаешь, что за объект предстоит тушить, добавил пожарный.

Например, какой-нибудь подвал сложной планировки, либо высотное здание. Пока на него поднимешься, силы уже заканчиваются. Опаснее всего — тушить пожары на складских помещениях с различными веществами, потому что в любой момент могут произойти взрывы, — рассказал Роман Кучер. 

выводим никиту.jpg

Пока мы знакомились с особенностями работы пожарным, дождь утих, но не прекратился. Однако это не стало преградой и впереди нас ожидали еще две «операции». 

Спецовка на этот она оказалась гораздо легче и комфортнее. Но впереди — спасение людей, попавших в аварию. 

надеваю спецовку.jpg

Два манекена в старой смятой «Волге». Действовать надо оперативно, четко и без ошибок. Чего у меня, к сожалению, не вышло. За считанные секунды спасатели рванули к автомобилю, некоторые остались у автобуса, чтобы незамедлительно предоставить нужное оборудование.

Забравшись через заднее стекло автомобиля, мы начали оказывать первую медицинскую и психологическую помощь условным пострадавшим. Необходимо было зафиксировать шейный отдел специальным бандажом. С этим я кое-как, но справился. А вот беседовать с манекенами, успокаивать их и убеждать в том, что они останутся живы, было непросто. Правда, потом мы все же разговорились.

манекены.jpg

Дело осталось за малым: снять крышу автомобиля и с помощью носилок вытащить «пострадавших». Для этого мы протянули гидравлический аварийно-спасательный инструмент — огромные кусачки весом 14 килограммов. Срывать крышу доверили мне. Собственно, это было не сложно. Арматура, на которую она крепилась, не сопротивлялась. 

Спасатели поднесли носилки и аккуратно вытащили «пострадавших». Их ждала реабилитация, а после снова машина, которая «попадет в аварию» еще не раз. 

снимаю крышу.jpg

А нас уже ждал человек под завалом, захороненный под грудой бетонных плит, в тесных железных сооружениях. 

Как отмечают сотрудники МЧС, завалы — одни из самых опаснейших происшествий. Работать на них необходимо с предельной осторожностью и концентрацией. В любой момент ты сам можешь оказаться жертвой. Но думать об этом нельзя...

завал.jpg

Незначительный завал из досок, убираю руками, — звучит из рации. 

Важная составляющая спасения людей — постоянная связь и отчет о проделанной работе.

леха завал.jpg

Добравшись до серьезных преград, «разведчик» сообщает о том, что ему нужен инструмент. Тут настал мой «звездный час». Вернее — 15 минут. Именно столько времени я потратил на то, чтобы пробраться по металлической конструкции — длинному крытому коробу с резким подъемом. У меня застревали ноги, руки, потели забрала. Развернуться в замкнутом пространстве не было возможности. Заминка. И ты теряешь контроль над ситуацией. «Ты застрял здесь навсегда», — подсказывает интуиция. А ты от нее отмахиваешься.

Собственно, для этого и проводят подобные тренировки. Чтобы психика, устойчивость и выносливость не подвела спасателей во время настоящих происшествий, — отметили сотрудники МЧС.  

Приложив усилия и собравшись с мыслями, мне удалось выбраться из-под завала целым и невредимым. Первое чувство — абсолютное изнеможение. Физическое и моральное.

я в завале.jpg

Спасение человека — труд, с которым могут совладать не многие. В Ставропольском крае такие люди есть — простые, жизнерадостные сотрудники МЧС. Они регулярно попадают в опасные для здоровья ситуации, выносят людей из огня, воды и завалов. Бывают моменты, когда спасти человека не удается. И тем не менее, встречая смерть, специалисты остаются в профессии и помогают множеству людей, оказавшихся в сложных ситуациях.

Подробнее в фоторепортаже Лины Ли

Виктор Швыдченко

Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Ставропольский крайЛермонтовМЧСспасателирепортажэксперимент
3
0
s4